Консультация для родителей Как приучить ребёнка к труду

Как приучить ребенка к труду.

Вряд ли найдется взрослый, который будет возражать против того, что ребенка нужно приобщать к труду. Вместе с тем, в каждой семье вопросы трудового воспитания решаются по - своему. Трудолюбие, как и любое другое свойство личности, не появляется само собой. От первых попыток самостоятельно надеть рубашку до участия в общественном труде, человек проходит большой путь.
Шестилетнего Леву приучают к труду практически. Родители разрешают мальчику иногда, когда у того появляется желание, помочь: отнести в другую комнату стул, подать бабушке очки. Каждый такой поступок Левы встречается с восторгом, все взрослые дружно благодарят мальчика, хвалят. Но бывает, что мальчик на просьбы взрослых отвечает: « Не мешайте - я играю». В таких случаях мама говорит: « У ребенка нет настроения, оставьте его». В такой семье, хотя ребенок и приобщается к труду, у него все же трудолюбие не формируется. Пятилетнюю Надю приобщают к труду по – иному. Она принимает участие во всех домашних делах: вытирает пыль, стирает белье, пытается мыть пол. Движения у девочки неловкие, ей трудно держать большую тряпку. Бабушка недовольна: « Ну и руки у тебя, ничего толком делать не умеешь». Надя старается сделать все возможное, чтобы избежать участия в работе. Понятно почему: труд приносит девочке одни огорчения, а происходит это от того, что Надю привлекают к труду, непосильному для ее возраста. В этих семьях родители хотят воспитать детей трудолюбивыми, но не знают, как это делать. Но есть и такие родители, которые считают, что заниматься трудовым воспитанием ребенка никогда не поздно. « Вот подрастет, тогда, а пока пользы от его труда все равно нет».
Действительно, ребенок не создает никаких материальных ценностей, не участвует в общественном производстве. Но приобщение детей к труду имеет иные воспитательные цели - готовность выполнять любую, полезную обществу работу, трудиться добросовестно и творчески. Дети старшего дошкольного возраста могут принимать участие в разных видах труда: хозяйственно – бытовом (умение сохранять и поддерживать порядок в комнате, в уголке, уход за одеждой обувью и.т.д.), ручном (поделка игрушек, ремонт книг), в природе (ухаживать за животными и растениями). Содержание трудового воспитания детей включает и формирование интереса и уважения к труду взрослых и участие вместе с ними в посильном труде.
С малых лет дети слышат, что их родители где - то работают. Малыш редко имеет возможность увидеть близких людей на производстве. Слово « работа» в глазах ребенка имеет таинственный смысл, он мечтает о том времени, когда вырастет и, тоже, как и мама с папой будет работать. Это желание ярко проявляется в играх. Только от взрослого ребенок получает первые представления об общественной необходимости труда. В некоторых семьях взрослые охотно разговаривают с детьми о своем труде, отвечают на самые неожиданные вопросы – это вызывает у ребенка интерес и уважение к труду родителей, которые создают интересные и полезные вещи, помогают другим людям.
Знания о труде родителей дети получают постепенно. Ребенку 3-4 лет достаточно назвать, чем занимаются родители. Детям 4-5 лет можно рассказать и о той пользе, которую приносит труд родителей другим людям. В старшем возрасте ребенку доступны знания не только о том, где трудятся родители, но и о простых формах разделения труда, о некоторых профессиях. Нужно привлекать внимание ребенка и к тем взаимоотношениям, в которых находятся работающие люди. Вместе с ребенком дайте моральную оценку: трудятся дружно, заботятся друг о друге. Гуляя по улице неплохо обратить внимание ребенка на доску почета, объяснить, почему вывесили портреты этих людей, и рассказать о том, как в нашей стране награждают за хороший труд.
Знакомство с трудом взрослых помогает детям получить представление об общественном характере труда, вызывает у них желание принять участие в общем труде. Это желание- основа, опираясь на которую родители учат детей первым трудовым шагам. Возможность что- то делать с мамой, папой привлекает самых маленьких. И хотя детская помощь незначительна, отказываясь от нее, взрослые допускают большую ошибку. Даже малое дело пробуждает у малыша добрые чувства.
«Труд» и «трудно» слова однокоренные. Нельзя считать трудом действия, выполнение которых не требует никаких усилий. Уже в 4-5 лет ребенок гораздо добросовестнее относится к делу, если понимает, что его труд приносит реальную помощь и пользу другим людям. Выполняя поручения, дети привыкают слышать и выполнять требования взрослого, появляется опыт послушания.
В семье все связаны друг с другом общими делами, заботами, обязанностями. Чтобы ребенок чувствовал себя хорошо среди взрослых и близких ему людей, он так же должен принимать участие в общих делах. Растет ребенок ,и растут требования к нему. Поручения сменяются обязанностями. В любых условиях полезно руководствоваться правилом: все, что ребенок способен делать сам, он обязан выполнять самостоятельно.
Знакомство с трудом взрослых, постоянное личное участие в труде, помогают детям дошкольного возраста понять требования, которые к ним предъявляются. Постепенно дети усваивают правила:
У взрослых и у детей есть дела, выполнение которых обязательно.
Любое дело старайся выполнить правильно и хорошо. Не умеешь - попроси показать, объяснить.
Начатое дело не откладывай на «потом». Помни пословицу: « Кончил дело – гуляй смело».
Кончил дело – убери за собой.
Если видишь, что кто - то нуждается в помощи, не жди, когда попросят, предложи свою помощь сам.
15