«Здоровьесберегающие технологии как фактор сохранения здоровья школьников».

«Здоровьесберегающие технологии,
как фактор сохранения здоровья школьников».
Дударева Евгения Михайловна
учитель физики
МБОУ гимназия №11
г.о.Железнодорожный

Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной безопасности является образование. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся.
Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Актуальность здоровьесбережения отражена в следующих образовательных документах:
Закон РФ «Об образовании».
Национальная доктрина образования в России
Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Концепция непрерывного образования и ряд других документов выделяют задачи сохранения здоровья подрастающего поколения и создание условий для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья в образовательных учреждениях.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным современных валеологических исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% детей имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в школе число детей с нарушением опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза, с аллергическими заболеваниями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназиях, колледжах, лицеях, школах с углублённым изучением предметов и пр.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью.
Отмечено, что к концу учебного года у школьников:
в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций;
общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%;
повышенная невротизация отмечается у 55% – 83% учащихся школ.
На здоровье детей влияет огромное количество факторов:
факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными»);
все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.
Среди внутришкольных факторов особое влияние на здоровье детей оказывают:
шум
освещенность
воздушная среда
размер помещений, кубатура
дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)
используемые стройматериалы, краска
мебель: размеры, размещение в помещении
видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры
пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
качество питьевой воды, используемой в школе
экологическое состояние прилегающей к школе территории
состояние сантехнического оборудования.
Существуют учебно-организационные факторы (в большей степени зависящие от администрации школы):
объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника
расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)
объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)
особенности устава школы и норм жизни школы
медицинское и психологическое обеспечение школы
участие родителей учащихся в жизни школы
стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»
психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»
интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы
наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся
позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Также психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя):
психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок
стиль педагогического общения учителя с учащимися
характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок
степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)
соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)
личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений
состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью
обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения
степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя
профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».
Ещё в древности мудрецы говорили: «Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля», «Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться».
Чтобы говорить о здоровьесберегающих технологиях, необходимо разобрать, что же такое технология. Например, в «Большой советской энциклопедии» даётся следующее определение: «Технология (в любой области) – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям» (С. 63-64).
Здоровьесберегательной технологии даёт определение В.И. Ковалько: «это педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение здоровья ребёнка.
Различают здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии.
Здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. (Н.К. Смирнов)
Здоровьесберегающие технологии (по Г.К.Селевко)
Это:
Условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Задача здоровьесберегающих технологий - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Основные компоненты здоровьесберегающей технологии:
Аксиологический: осознание учащимися высокой ценности своего здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни;
Гносеологический: приобретение необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, познание себя, своих способностей и возможностей, ознакомление с различными методиками по оздоровлению и укреплению своего здоровья;
Здоровьесберегающий: формирование гигиенических навыков и умений (уход за собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой);
Эмоционально-волевой: создание условий для переживания положительных эмоций от здорового образа жизни;
Экологический: формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам (умение гуманно вести себя на природе, беречь школьное имущество, содержать их в чистоте и порядке);
Физкультурно-оздоровительный: владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии.
Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих технологий:
Сотрудничество с учащимися в противовес авторитаризму;
Антропоцентрическая ориентация учебно-воспитательного процесса в противовес дидактоцентрической;
Индивидуализация воздействий;
Творческий характер образовательного процесса;
Активные методы и формы обучения;
Направленность на предупреждение утомляемости;
Гибкое и согласованное использование учителем визуального и слухового каналов донесения информации до ученика;
Организация оздоровительного часа.
В процессе реализации здоровьесберегающих технологий важно создавать здоровьесберегающее пространство школы (ЗПШ), которое объединяет феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.
Особенности здоровьесберегающего пространства школы:
позитивная основа, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся;
инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся;
направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим чувством ответственности, наделенных собственными правилами и обязанностями.
Элементы создания ЗПШ:
Ароматерапия (влияние запахов);
Фитотерапия (фитобары);
Видеоэкология (воздействие зрительных образов той среды, в которой человек находится: формы с прямыми углами воздействуют на психику более негативно, чем округлые с изгибами линий);
Соотношения цветовой гаммы;
Арттерапия (сказкотерапия, игротерапия, маскотерапия, куклотерапия, танцетерапия, изотерапия и пр.);
Эмоциональный климат урока, его юмористическая составляющая (О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало);
Культура речи учителя: чёткость, логичность, содержательность, правильность и др. качества.
Невербальные средства общения: мимика, жесты, позы, телодвижения и пр.
Требования к уроку с позиций здоровьесбережения:
Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
Количество видов учебной деятельности. Норма: 4 - 7 видов за урок.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.
Количество видов материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

В современной педагогике разрабатывается экспертный подход к внедрению здоровьесберегающих технологий, который предполагает применение методик анализа урока с точки зрения его влияния на здоровье учащихся. Автором Л.Ф. Тихомировой разработана схема анализа, которую можно использовать в практике образовательного учреждения, осуществляющего здоровьесберегающие технологии.
Инструкция: дать оценку урока по следующим позициям:
Учет степени трудности предмета при составлении расписания.
Да
1

Нет
0


2. Режим проветривания соблюден
Да
1

Нет
0

3. Температурный режим соблюден
Да
1

Нет
0

4. Продолжительность урока соответствует возрасту.
Да
1

Нет
0

5. Физкультпаузы
Есть
1

Нет
0

6. Стиль общения
Авторитарный
0

Либеральный
0

Демократичный
1


7. Психотравмирующие ситуации на уроке
Есть
1

Нет
0

8. Позиция учителя
Взрослый
0

Родитель
0

Ребёнок
1

9. Работоспособность учащихся
Отсутствие усталости
1

Отмечена усталость
0

10. Положительный эмоциональный настрой
Да
1

Нет
0


Оценка результатов:
7-10 баллов – урок способствует сохранению здоровья;
5-6 баллов - средний уровень направленности урока на здоровьесбережение;
0-4балла - урок негативно влияет на здоровье учащихся.
Работоспособность учащихся можно определить с помощью корректурной пробы (1 балл дается, если более 50 % учащихся не имеют выраженногоснижения работоспособности к концу учебного дня).
Эмоциональный настрой оценивается в середине урока при помощи методики цветописи Лутошкина (1 балл, если более 60 % учащихся свое настроение оценивают как положительное).

Литература:
Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.
Ильющенков В. В., Берсенева Т. А. Здоровье и образование. СПб, 1993.
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии, 1-4 классы М.: ВАКО, 2004 г.
Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе.-2005.-№5.
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников.– 2005.-№2.-С.19-22.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/ Н.К.Смирнов. - М, 2003.-270с.
Тихомирова Л.Ф. Экспертный подход – основа здоровьесберегающей технологии / Ярославский педагогический вестник. – 2002. - №4.
Халемский Г.А. Школа – территория здоровья // Педагогика.–2005.-№3.-C.42-46.
Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.; Ставрополь, 2001.- 400с.








13PAGE 15


13PAGE 141115




15