Презентация по изобразительному искусству на тему Виртуальная экскурсия


Виртуальная экскурсия на тему: «Коренные народы севера ханты и манси»Выполнил: учитель изобразительного искусстваМБОУ СОШ № 6, Л.А.Ходулинаг. Пыть-Ях2015 Виртуальная экскурсия«Коренные народы севера ханты и манси»Цель: сформировать представления у учащихся о культуре коренных народов севера ханты и манси.Задачи:обучающая:- обогатить знания детей сведениями о жизни и быте, культуре народов ханты и манси.развивающая:- развивать познавательный интерес к жизни и быту коренного народа;- формировать у учащихся положительно-эмоциональное отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси.воспитывающая:- способствовать формированию ответственности и понимание значения сохранения культуры северных народов, как исчезающей культуры малочисленных народов;- воспитывать любовь и уважение к коренному народу, как уникальной культуре северных народов. Виртуальный музей«Коренные народы севера ханты и манси»{BDBED569-4797-4DF1-A0F4-6AAB3CD982D8}№ залаЭкспозиция1«Коренные народы севера ханты и манси»2«Жилище народов ханты и манси»3«Традиционные занятия коренных народов ханты и манси»4«Орнаментальное искусство народов Севера» «Коренные народы севера ханты и манси»Здравствуй, край мансийский, милый,Со смолистою тайгой,С молодой отцовской силой,С материнской добротой!Машет мне рукой осина,Улыбается водаСлышу лепет лебединыйСловно в детские года… (Юван Шесталов –мансийский поэт) «Коренные народы севера ханты и манси»Ханты и манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют «обские угры" - основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Они говорят на языках, относящихся к угорской группе уральской языковой семьи. По лингвистическому принципу принято выделять три этнографические группы хантов (северную, восточную, южную) и четыре группы манси (северную, западную, восточную и южную). «Жилище народов ханты и манси»По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище можно построить в любом месте из перекрещенных шестов, покрытых ветками или шкурами. «Жилище народов ханты и манси»Устанавливали чум женщины по строго установленным правилам. Место установки чума определяли мужчины. «Жилище народов ханты и манси»Таежные народы обычно изготавливали шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках перевозили только покрышки. В тундре и лесотундре, где леса мало, оленеводы перевозили свое жилище полностью, вместе с шестами (летом волоком, зимой на нартах) и могли поставить его на новом месте за несколько минут. Материал для укрывания зависел от времени года и наличия природных материалов. Таежные народы летом использовали берестяные и ровдужные покрышки, а зимой — сшитые из шкур оленя. Менее зажиточные семьи жили в корьевых или жердяных чумах. В суровых условиях тундры оленеводы использовали покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными — мехом внутрь и наружу. «Жилище народов ханты и манси»Интерьер чума отличался простотой и скупостью декоративного убранства, свойственной быту охотников и оленеводов. В центре жилища устраивали очаг. Слева от него находилась женская половина, а справа — мужская. Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом напротив входа. «Традиционные занятия коренных народов ханты и манси»Многообразие природных условий определили типы хозяйства хантов и манси, которое всегда было комплексным; в нем ведущая роль принадлежала либо охоте, либо рыболовству в зависимости от территории проживания (оленеводство, кедровые и ягодные промыслы имели подсобное значение).Ловля рыбы, преодоление водных преград во время охоты, - были невозможны без одного из самых распространенных средств передвижения в Западной Сибири: лодки. «Традиционные занятия коренных народов ханты и манси»Традиционные средства передвижения – лыжи, камусные и галицы, оленьи и собачьи нарты. Летом пользовались лодками-долблёнками, дощатыми лодками неводниками, для переездов на дальние рыболовные угодья – большими лодками с каютами, крытыми берестой. «Традиционные занятия коренных народов ханты и манси»Хантыйские и Мансийские мастерицы обрабатывали шкуры и бересту, выделывали ровдугу, шили вещи из этих материалов, красиво орнаментировали их. «Традиционные занятия коренных народов ханты и манси»Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры манси. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают манси свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.  «Орнаментальное искусство народов Севера»Слово “орнамент” образовано от латинского слова “ornamentum”, которое переводится как “украшение”. Он не является самостоятельным произведением искусства, это лишь узор, который в зависимости от характера предмета может быть исполнен различной техникой и из самого различного материала. Художественный, образный язык орнамента многообразен. Орнамент предназначен для визуального восприятия характера данного объекта, ситуации, события.… «Орнаментальное искусство народов Севера» В хантыйской аппликации, в орнаментации присутствуют мелкие окаймляющие узоры, такие, как ряды параллельных прямых (вертикальных и наклонных). Благодаря оконтуренности рисунок приобретает весомость и полноту.Термины узоров растительного характера встречаются очень часто и носят названия различных деревьев, веток. А некоторые элементы орнамента носят названия частей тела животных и птиц. «Орнаментальное искусство народов Севера»Во многих мотивах орнамента зашифровывалось мировоззрение народа — это мифология, поведенческие нормы, отношение к природе, которые бережно передавались из поколения в поколение. Орнаментальное искусство использует мотивы или элементы из геометрии, флоры и фауны, подсказанные очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. «Орнаментальное искусство народов Севера»Мансийский орнамент имеет два вида: орнаменты-полоски орнаменты-разетки Спасибо за внимание