Инновации — оптимальные средства повышения эффективности образования.


Инновации - оптимальные средства
повышения эффективности образования.
Старший воспитатель учебного курса полковник запаса Кунгуров Е.Н.
Тюменское президентское кадетское училище (г. Тюмень)
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Важнейшей составляющей процесса обучения становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Особую роль отводят духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые, инновационные подходы к организации процесса обучения.
Именно инновации (нововведения) являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Инновация означает новшество, новизну, изменение; применительно к педагогическому процессу - это введение нового во все компоненты педагогической системы - цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение.
Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование педагогических инноваций. В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству.
Вопрос развития творческих способностей детей был объектом исследований многих ученых. В частности, Б. М. Теплов рассматривал сущность творческих способностей как одного из видов общих способностей, С. Л. Рубинштейн, изучал проблему развития творческих способностей человека в онтогенезе, особое внимание, уделяя задаткам как предпосылкам способностей.
Исследования особенностей развития творческих способностей детей осуществлялось в трудах А. Я. Пономарева, описавшего такие составляющие творческих способностей как интуиция, вдохновение, Н. С. Лейтеса, выделявшего в качестве важнейшей составной части творческих способностей креативность.
Таким образом, проблема развития творческих способностей учащихся получила глубокое отражение в научной психолого-педагогической литературе и является одной из наиболее актуальных.
Важность и необходимость развития творческой активности учащихся обусловили выбор темы исследования: «Инновационный подход к развитию творческих способностей».
В то же время существует противоречие между потребностью общества в творческих личностях и недостаточном внимании к развитию творческих способностей учащихся в практике, между значением внеурочной деятельности в развитии творческих способностей и недостатком необходимых методик обучения и воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования, направленных на развитие творческих способностей воспитанников.
Исходя из этих противоречий, мы определяем проблему исследования, как поиск наиболее эффективных путей и средств развития творческих способностей воспитанников.
Цель: выявить возможности использования инновационных технологий для развития творческих способностей воспитанников в процессе воспитания.
Гипотеза: использование инновационных технологий в процессе воспитания будет способствовать развитию творческих способностей учащихся
Объектом нашего исследования служит процесс развития творческих способностей, учащихся во внеурочной деятельности.
Предметом исследования выступает значение инновационных технологий в повышении успеваемости учащихся.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1.Определить психолого-педагогическую сущность развития творческих способностей младших школьников.
2.Определить сущность инновационного подхода.
3.Проанализировать педагогический опыт развития творческих способностей.
4.Выявить пути и средства развития творческих способностей во внеурочной деятельности.
Для реализации цели и решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы;
анализ и обобщение педагогического опыта;
тестирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение;
Базой предстоящего экспериментального исследования будет являться «Тюменское президентское кадетское училище» (г. Тюмень)