Краткосрочный групповой монопроект, как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения английскому языку

Краткосрочный групповой монопроект, как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения английскому языку

Развитие отечественного образования и достижение нового качества его результатов, удовлетворяющих потребности граждан и общества, является национальным приоритетом России XXI века. Реформирование содержания школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения рассматривается в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося.
Универсальные учебные действия (УУД)  это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся,  как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.
Метод проектов как средство приобретения индивидуальных достижений может обеспечить развитие учащихся, так как в ходе выполнения проектов обучаемые учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности, коллективного поиска путей решения проблем, которые осознаются участниками проекта как личностно значимые. Проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно «открыть» новые знания, исходя из своих интересов, решая практическую исследовательскую задачу. Учитель при таком подходе является лишь наставником, контролирует самостоятельную деятельность учащихся, а не является источником уже открытого нового знания. Следовательно, применение метода проектов позволяет решать одну из главных задач, поставленных перед начальным образованием Федеральным государственным стандартом II поколения задачу формирования универсальных учебных действий у учащихся.
Проведя теоретический анализ литературы, мы пришли к выводу, что метод проектов (проектная методика) - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Главнейший основополагающий принцип метода проектов – самостоятельная практическая исследовательская работа учащихся.
Признаками проектной методики как новой личностно-ориентированной технологии являются:
Личностно-деятельностный подход к обучению иностранному языку.
Точность и предсказуемость результатов, осознание путей их достижения.
Нацеленность на создание конкретного продукта (коллаж, комикс, сценарий, дневник, стенгазета), воплощенного в видах речевой деятельности (диалог, монолог и т.д.).
Связь идеи проекта с реальной жизнью: наличие связей между теорией и практикой.
Самоорганизация и ответственность участников проекта.
Консультационно-координирующий характер деятельности учителя.
Обоснованная технология обучения коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебной), которая является главным условием развития межкультурной коммуникации в целом.
Наличие четкого алгоритма выполнения последовательных действий.
Специфика организации проектной деятельности с младшими школьниками зависит от типа проекта. В методической литературе (Полат Е.С., Коряковцева Н.Ф., Бычков А.А., Романовская М.Б, Голуб Г.Б., Круглова О.С.) описано несколько классификаций проектов по ряду оснований:
по доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные, практико-ориентированные проекты;
по комплексности (по предметно-содержательной области): межпредметные и монопроекты;
по характеру контактов между участниками: внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные проекты;
по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные и долгосрочные проекты;
по количеству участников: индивидуальные и групповые проекты.
Наиболее популярными у учителей иностранного языка , обучающих младших школьников, являются индивидуальные и групповые краткосрочные практико-ориентированные проекты, что объясняется возрастными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, недостаточной сформированностью коммуникативной компетенции как на изучаемом иностранном, так и на родном языке, сложностью организации и фасилитации проектной деятельности младших школьников на иностранном языке.
В данной статье мы представляем инструментарий, позволяющий упростить процесс применения метода проектов на уроках английского языка, что в свою очередь, позволяет повысить эффективность формирования УУД младших школьников.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. выделили в проектной деятельности младших школьников следующие этапы:
1 этап «Погружение в проект». На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
2 этап «Организационный». На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы нахождения источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач. Например, можно посмотреть видеофрагмент по теме занятия, провести беседу с учениками.
3 этап «Осуществление деятельности». Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Например, на уроке можно отработать вопросительные конструкции с помощью специально подготовленных учителем опросников, выполнить соответствующие задания из учебника, предложить школьникам составить предложения и т.д.
4 этап «Обработка и оформление результатов проекта (презентация)». На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы. Например, в качестве результата деятельности, может выступать диалог, составленный учениками. Но необходимо помнить, что для эффективной работы, от учителя требуется подготовка опорных тем, фраз, представленных на карточках.
5 этап «Обсуждение полученных результатов (рефлексия)». Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы, проверяются выдвинутые гипотезы. Рефлексия, самооценка проделанной работы. Например, этот этип может проходить в форме беседы по теме занятия.
На основе классификации этапов проектной деятельности, предложенной Матяш Н.В., Симоненко В.Д., мы разработали «Дневник проекта», позволяющий учителю спланировать задачи, содержание работы, речевой материал, ресурсы для участников проекта, определить формируемые УУД на каждом этапе. Так как планирование проектов отличается в зависимости от их длительности, мы разработали дневники краткосрочного и долгосрочного проектов.
Краткосрочный проект реализуется на одном занятии по английскому языку, поэтому за основу берется технология планирования урока – этапы проекта разрабатываются в зависимости от специфики этапов урока.
Этапы проекта должны быть вписаны в структуру урока и соответствовать особенностям того типа урока, на котором он проводится. Прежде всего, надо помнить, что урок иностранного языка в начальной школе – это урок формирования речевых навыков, входящих во все речевые умения. Он имеет ряд специфических компонентов и видов работы (овладение техникой чтения, овладение основами каллиграфии, усвоение иноязычной интонации, развитие языковых способностей, овладение приемами общения, овладение основными приемами осуществления учебной деятельности и т.д. согласно Е.И. Пассову), которыми нельзя пожертвовать «в угоду» проектной деятельности. Однако работа на всех этапах урока может быть «развернута» так, чтобы в процессе также решались задачи разрешения проблемы проекта, если прописывать промежуточные задачи проектной деятельности на каждом этапе. Дневник краткосрочного проекта будет выглядеть следующим образом (Таблица 1)
Таблица 1
Этап урока
Этап проекта
Формируемые УУД
Языковой материал
Речевой материал
Учебные материалы, дополнительные ресурсы для учащихся
Оснащениеурока

1.







2.







Рассмотрим Дневник краткосрочного проекта на примере краткосрочного проекта «The best way to celebrate the Motherland Defender’s day», реализованного на уроке английского языка в 4 классе общеобразовательной школы (Таблица 2).
Таблица 2
Дневник краткосрочного группового монопроекта “The best way to celebrate The Motherland Defender's Day”, проведенного на уроке английского языка в 4 классе на базе УМК “Enjoy English” Enjoy English (4 класс) (Авторы: Биболетова М.З. Денисенко О.А. Добрынина Н.В. Ленская Е.А Трубанева Н.Н)

Этапы урока / приемы
Этапы проекта
Формируемые УУД
Языковой материал
Речевой материал
Учебные материалы
Оснащение урока

Организационный момент. Речевая разминка
Погружение в проект: формулирование проблемы (выбрать и предложить родственникам и друзьям самый интересный способ отметить 23 февраля); выдвижение гипотезы

Личностные: установление связи между результатом учения (овладение минимумом языкового и речевого материала по теме, и мотивом – желанием обсуждать тему на изучаемом языке).
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, волевая саморегуляция.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, постановка и формулировка проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли на изучаемом языке.
Date
weather
holiday
celebrate
spend time
usually
together
have dinner
read a book
watch TV
ski in the park
listen to music
play chess
do homework,
draw a picture
Обороты приветствия
Today is the of
Today is ....
The weather is today.

I like holidays.
Our family celebrates holidays together.
We spend a lot of time together.
We usually together.

УМК “Enjoy English-4”

Иллюстративный материал на доске: занятия для всей семьи

Проверка Д/З. Фонетическая разминка

Погружение в проект: формулирование цели.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: владение устной речью в соответствии с фонетическими нормами языка.
Интонационные модели утвердительного предложения, общего и специального вопросов, краткого ответа «да/нет».
May I ask you some questions?
Has Mag got a small family?
What do you like to do with your family?
Yes, we will.
No, we will not.

Схемы интонационных моделей / анимированные иллюстрации интонации
Мультимедийное приложение к уроку (УМК)

Беседа


Организационный.


Личностные: выбор ценностных ориентиров, действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Общеучебные: умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия,
Логические: синтез, подведение под понятия, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли на языке, владение диалогической формой речи в соответствии с нормами изучаемого языка.
The Motherland Defender's Day
to be celebrated
parade
procession
veterans
give small gifts to
husban
·