Педагогический проект «Реализация технологии деятельностного метода обучения как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников»


Инновационный педагогический проект
«Реализация технологии деятельностного метода обучения как средство

формирования универсальных учебных действий младших

школьников»

















Автор и руководитель проекта
Медуница Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОСШ №3 г. Белоярский

2012 год
Краткая аннотация проекта
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную сферу.
С 1сентября 2011 года все школы РФ перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), ориентированный на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому. Что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает – за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению. самовоспитанию и саморазвитию.
Новый стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной». Поэтому для каждого учителя особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как учить? С помощью чего учить? Как проверить соответствие результатов поставленным целям? Как освоить новый метод обучения?
Как известно, ключевые изменения ФГОС НОО состоят в том, что впервые начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные ЗУН, но и, прежде всего, личностные и метапредметные (универсальные) результаты образования и умение учиться в целом, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Ребенок с помощью школы должен не только научиться добывать самостоятельно знания, но, главное, понимать их ценность, уметь их применять в жизни. Для этого необходимо изменить и характер учебного процесса, и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения в учебно-воспитательный процесс технолгии деятельностного метода обучения как одного из вариантов перехода к ФГОС НОО.
В проекте «Реализация технологии деятельностного метода обучения как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников» представлена методическая система формирования у учащихся начальной школы понимания того, что значит «уметь учиться», апробированная в практике работы по Образовательной системе «Школа 2100».
С позиций системно-деятельностного подхода описана структура и результат учебной деятельности, технология деятельностного метода обучения и ее значение для повышения качества современного образования, даны методические рекомендации по подготовке и проведению уроков на основе данной технологии.
Разработанные в проекте методические рекомендации помогут учителю организовать обучение, направленное не только на повышение качества усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, но и на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, определенных ФГОС начального общего образования.
Ключевые слова: учебная деятельность, деятельностный метод, технология деятельностного метода (ТДМ), «Мир деятельности» («МИД»), универсальные учебные действия (УУД), личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД.
Обоснование необходимости проекта
Актуальность проекта
Потребности социальной адаптации личности и развития общества в целом, определяемые объективными параметрами современного уровня развития производственных отношений, выдвигают на первый план новые требования к результатам образования. Как отмечено в документе «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации», «формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться». Таким образом, конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся ЗУН по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Именно поэтому формирование общеучебных умений и навыков
· умений фиксирования затруднений в собственной учебной деятельности и выявления их причин, целеполагания и планирования, выбора способов и средств проектирования, самоконтроля и самооценки и др.
· является сегодня приоритетом начального общего образования. Одним из подходов для решения данной проблемы является использование технологии деятельностного метода обучения.
Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности (Л.С. Выготский).
Технология деятельностного метода обучения позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др. Использование технологии деятельностного метода в учебном процессе позволяет системно формировать общеучебные умения, зафиксированные в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые введены во всех школах России с первого сентября 2011 года.
Технология деятельностного метода обучения не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Важно и то, что данная технология обеспечивает сохранение и поддержку психического здоровья детей в соответствии с требованиями, предъявляемыми сегодня к здоровьесберегающим технологиям
С 2007 года я работаю в прогимназическом классе по Образовательной системе «Школа 2100». Прогимназический класс на параллели является единственным в городе и районе. Цель его открытия: создать условия для развития детей начальной школы, готовых на более высоком уровне к обучению, способных к повышенной интеллектуальной деятельности как в познавательном, эмоционально-волевом плане, так и по состоянию здоровья. Однако новое зачастую пугает родителей. Поэтому в класс, в основном, приходят обычные первоклассники. Родители в прогимназических классах более мотивированы в развитии своих детей. И школа, и родители ждут от прогимназистов больших достижений и результатов. Встает проблема: как имея почти обычных детей и заинтересованных родителей дать максимальное развитие обучающимся, сохранив их здоровье, их любознательность, качественно сформировать в них универсальные учебные действия. Сегодня как никогда актуальны слова Д. Писарева: «Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого». Деятельностный метод обучения дает реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина 21 века. Поэтому сегодня особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению универсально-учебных действий в реальных жизненных ситуациях.
Гипотеза: внедрение технологии деятельностного метода обучения в учебно-воспитательный процесс обучающихся будет способствовать улучшению результатов обучения в соответствии с требованиями стандартов и формированию универсальных учебных действий школьников.
Объект проектирования: учебная и внеучебная деятельность участников образовательного процесса.
Предмет проектирования: технология деятельностного метода обучения.
Цели и задачи проекта:
Цель: формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии деятельностного метода обучения.
Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать собственный опыт использования технологии, выявить степень эффективности ее использования в рамках образовательной системы «Школа 2100» через систему мониторинговых исследований и фиксацию тенденций в изменении исследуемых параметров (личностных, метапредметных, предметных).
2. Изучить и проанализировать различные информационные источники по теме проекта.
3. Апробировать в учебно-воспитательном процессе систему учебных и внеучебных занятий с использованием технологии деятельностного метода обучения.
4. Выявить специфику применения технологии деятельностного метода обучения в начальной школе.
5. Доказать эффективность технологии деятельностного метода обучения с точки зрения возможности формирования у обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов.
6. Составить методические рекомендации для учителей по конструированию уроков с использованием технологии деятельностного метода обучения.
7. Сформировать банк сценариев уроков по разным учебным предметам по технологии деятельностного метода обучения.
8. Разработать программу интегрированного курса «Приобщение детей к искусству»;
9.Разработать мультимедийные презентации к урокам «МИД».
Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта)
Известно, что формирование любых личностных новообразований - умений, способностей, личностных качеств (в том числе и универсальных учебных действий, и умения учиться в целом), возможно только в деятельности. Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Этот же путь обучающиеся проходят и при формировании универсальных учебных умений и способностей, но изучаемые алгоритмы действий носят уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.
Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) нужно пройти каждому ученику путь, состоящий из четырех этапов:
1 этап - вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2 этап - основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД (или структуру учебной деятельности в целом);
3 этап - далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция;
4 этап - в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Например, при формировании умения ставить перед собой цель, вначале учащиеся под руководством учителя приобретают первичный опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам - математике, русскому языку и чтению, окружающему миру, трудовому обучению и т.д. Затем организуется осознание ими необходимости самостоятельного выполнения данного УУД, знакомство с самим понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного УУД контролирует учитель.
1 этап формирования УУД
Для того чтобы организовать прохождение учащимися 1 этапа формирования универсальных учебных действий, с 1 класса уроки строю по технологии деятельностного метода обучения, создавая условия для выполнения каждым учеником в ходе уроков по разным учебным предметам всего комплекса УУД, входящих в целостную структуру учебной деятельности.
Структура урока по технологии деятельностного метода обучения, на котором вводится новый учебный материал, графически может быть изображена с помощью схемы, помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности. Эта схема представляет собой опорный сигнал, который в адаптированном виде представляет общую методологически обоснованную структуру учебной деятельности.
Технология деятельностного метода (ТДМ)


1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Для формирования у учащихся целостного представления о мире введение нового знания должно пройти через все этапы формирования нового элемента системы. Ими являются: 1) подготовка места для нового элемента системы; 2) построение нового элемента системы и установление первичных связей с исходными элементами; 3) коррекция нового элемента; 4) установление связей между новым и исходными элементами системы; 5) контроль деятельности системы.
Исходя из этого уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы:
1. Урок открытия нового знания.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок обобщения и систематизации знаний.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Образовательная целъ контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Комплекс УУД, выполняемых учащимися на уроках по ТДМ каждого типа, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС к формированию метапредметных результатов образования. Это видно из таблицы, где сопоставлены технологические этапы деятельностного метода обучения на уроках открытия нового знания с перечнем УУД, определенным нормативными документами ФГОС.
Универсальные учебные действия,
выполняемые учащимися на уроках открытия нового знания
по ТДМ (технологии деятельностного метода) обучения
Краткое описание этапов урока
открытия нового знания в ТДМ
Перечень УУД, выполняемых
учащимися на данных этапах

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).
- самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- целеполагание (П);
- планирование учебного сотрудни чества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- извлечение необходимой информации из текстов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- подведение под понятие (П);
- выполнение пробного учебного действия (Р);
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

3. Выявление места и причины затруднения

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения те конкретные знания, умения или способности, которых не достает для решения исходной задачи и задач такого класса.
-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
- подведение под понятие (П);
- определение основной и второстепенной информации (П);
постановка и формулирование проблемы;
- структурирование знаний (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование
разных позиций (К);
- разрешение конфликтов (К)


4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель,
согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.
- самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
- самостоятельное выделение и фор мулирование познавательной цели (П);
- поиск и выделение необходимой информации (П);
- выбор наиболее эффективных спо собов решения задач (П);
- планирование (П);
- прогнозирование (П);
- структурирование знаний (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с доста точной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений (К);
- использование критериев для обос нования своего суждения (К);
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
- разрешение конфликтов (К)

5. Реализация построенного проекта

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
В завершение, уточняется общий характер
нового знания и фиксируется преодоление
возникшего ранее затруднения.
- смыслообразование (Л);
-анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);
- аналогия, классификация (Р);
- выдвижение гипотез и их обоснование (П);
- поиск необходимой информации (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);
- установление причинно-следственных связей (П);
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
-учет разных мнений, координирование разных позиций (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К).
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
-разрешение конфликтов (К)


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П),
- извлечение из текстов необходимой информации (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- подведение под понятие (П);
- установление причинно-следственных связей (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- адекватное использование речевых средств для решения
коммуникационных задач (К);
- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (П)


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения, и им предстоит их доработать.
В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,
классификация (П);
- извлечение из текстов необходимой информации (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- подведение под понятие (П);
- выполнение действии по алгоритму (П);
- доказательство (П);
- контроль (Р);
- коррекция (Р);
- оценка (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации
затруднения (Р);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- использование критериев для
обоснования своего суждения (К)


8. Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
- подведение под понятие (П);
- моделирование, преобразование модели (П);
- использование знаково-символических средств (П);
-установление причинно-следственных связей (П);
- выведение следствий (П);
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- доказательство (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- контроль, коррекция, оценка (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
- рефлексия способов и условий действия (П);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

(Л – личностные; П – познавательные; Р – регулятивные; К – коммуникативные).
2 этап формирования УУД
Формирование умения применять любое действие возможно лишь тогда, когда есть «форма», то есть знание учащимися способа выполнения этого действия. В противном случае, формирование надпредметных умений будет неэффективно.
Поэтому в учебный процесс с 1 класса вводится и надпредметный курс «Мир деятельности» («МИД»), целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих УУД и умения учиться в целом, то есть прохождения 2 этапа их формирования.
Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте: личностное самоопределение в учебной деятельности (УД), умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.
Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.
Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов и т.д.
IV.Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни и т.д.
Учебный план курса предполагает выделение на его изучение 1 ч в неделю, то есть 33 ч в год (возможно во второй половине дня или в рамках проведения классных часов).
Разработаны сценарии проведения занятий курса «Мир деятельности» для 1 класса, дидактические материалы, таблицы, презентации и методические рекомендации для учителей. Этим обеспечивается прохождение второго этапа формирования УУД.
3 этап формирования УУД
После того как учащиеся на занятии по курсу «Мир деятельности» освоят знание о способе выполнения некоторого УУД, в течение текущей недели они отрабатывают и закрепляют его на уроках по разным учебным предметам, проводимым в технологии деятельностного метода обучения.
Уроки проходят так же, как и на 1 этапе, но теперь учащиеся выполняют данные УУД самостоятельно и осознанно, проговаривая вслух соответствующий способ действий, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым учащимся успешности выполнения этого действия.
4 этап формирования УУД
Контроль знания способов выполнения УУД проводится на уроках по курсу «Мир деятельности», а контроль умения их применять - на предметных уроках и во внеурочной деятельности. Для этого используются специальные разработанные диагностические средства: (мониторинг ЗУН на основе ИКТ - «Электронное приложение к учебнику», «Самостоятельные и проверочные работы», «Итоговые контрольные работы», «Тесты»; мониторинг психического развития; мониторинг универсальных учебных действий; «Портфолио» ученика – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии своей деятельности, «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования.1, 2, 3-4 классы»).
В практическом преподавании реализация технологии деятельностного метода обучения обеспечивается следующей системой дидактических принципов: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества.
При организации деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже, в основном, сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных на данном этапе целей образования приобретает формирование умения учиться.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). При этом в ней отражены идеи об организации развивающего обучения ведущих российских педагогов и психологов – В.В.Давыдова (принцип деятельности), Л.В. Занкова (принцип минимакса), Ш.А. Амонашвили (принцип психологической комфортности) и др.
Таким образом, предложенная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Важно и то, что данная система дидактических принципов обеспечивает сохранение и поддержку психического здоровья детей в соответствии с требованиями, предъявляемыми сегодня к здоровьесберегающим технологиям.
Ресурсы:
Временные: 2007-2011 годы
Информационные: Интернет, Microsoft Offic Word и Microsoft Offic Power Point – как средства структуирования, оформления и систематизации информации, мульти-медио проектор, публикации в СМИ.
Кадровые: учитель начальных классов, психолог образовательного учреждения.
Материально-технические: сканер, компьютер, принтер, мультимедийный проектор.
Партнеры: педагоги образовательного учреждения, педагоги дополнительного образования, психолог.
Целевая аудитория: обучающиеся начальной школы (2007-2008 уч. год – 1а класс, 2008-2009 уч. год – 2а класс, 2009-2010 уч. год – 3а класс, 2010-2011 уч. год – 4а класс).
Этапы реализации проекта
Содержание методических задач определило этапы исследования и план деятельности:
Организационно- методический этап
2007-2008 год
-изучение теоретических основ проблемы;
-разработка модели урока ТДМ;
-подбор образовательных методик и диагностических методик;
-разработка авторской программы интегрированного курса «Приобщение детей к искусству»

Деятельностный этап
2008 – 2010 год
-апробирование и реализация ТДМ;
-мониторинг образовательного процесса - промежуточных результатов;
-создание блок-тетрадей эталонов по учебным предметам;
-разработка мультимедийных презентаций к урокам «МИД»;
-корректировка дальнейшей работы с учетом результатов мониторинга

Заключительный этап
2010-2011год
-проведение итоговой диагностики, рефлексии;
-обобщение успехов, затруднений, проблем, коррекция деятельности;
-разработка пакета методических рекомендаций по организации работы для педагогов;
-создание банка сценариев уроков по разным предметам по ТДМ;
-создание «Портфолио» ученика;
-оценка эффективности проекта: мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов;
-распространение педагогического опыта


Тип проекта по методу – исследовательский, по цели – практико-ориентированный, по времени реализации – долгосрочный.
Выбранную форму проекта считаю целесообразной, так как проблема формирования универсальных учебных действий является новой, малоисследованной и слабоизученной на практике.
Предложенная форма инновационного педагогического опыта соответствует общепедагогическим требованиям: опыт является научным, доступным, имеет практическую и воспитательную направленность, соответствует требованиям программы.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Результаты-продукты:
- методические рекомендации для учителей по конструированию уроков с использованием технологии деятельностного метода обучения;
- авторская программа интегрированного курса «Приобщение детей к искусству» (Рецензент заведующая кафедрой управления образованием ИРО к.п.н. Т.А.Полунина);
- банк сценариев уроков по разным учебным предметам по технологии деятельностного метода обучения;
- мультимедийные разработки уроков «Мир деятельности».
Результаты-эффекты:
- повышение у учащихся мотивации к обучению;
- повышение качества обученности по предметам;
- сформированность УУД;
- высокая творческая активность учащихся;
- увеличение числа участников, призеров и победителей в олимпиадах, проектах, творческих конкурсах разных уровней (муниципального, регионального, федерального, международного).
Описание полученных образовательных результатов и анализ результативности проекта

Оценка эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся предметных результатов.
Благодаря формированию УУД через технологию деятельностного метода обучения учащиеся показывают высокие предметные результаты: при 100% успеваемости качество обучения в 2007-2008 учебном году-81%; 2008-2009 учебном году-85%; 2009-2010 учебном году- 91%; 2010-2011 учебном году-86%.












Предметные результаты. Качество обучения.
В декабре 2010-2011 учебного года в районе проводилось независимое тестирование по авторской технологии и программному обеспечению, разработанных коллективом под руководством профессора РГПУ им. А.И.Герцена д.п.н. А.Е.Бахмутского. Учащиеся прогимназического 4а класса показали самые высокие результаты в районе (100% качества по русскому языку и математике).
2). Наличие и рейтинг успешности участников олимпиад, научных конференций как подтверждение сформированности предметных результатов.
У учащихся сформирована потребность в участии в олимпиадах, конференциях различных уровней.










Победители и призеры предметных олимпиад.
Приложение 1
3). Оценка эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся метапредметных результатов
Инновационный педагогический опыт способствует формированию у учащихся метапредметных результатов: регулятивных, коммуникативных, познавательных. Диагностика показала, что у учащихся на высоком уровне сформированы общеучебные умения и навыки (методика Татьянченко Д.В., Воровщиковой С.Г.):











4). Наличие и рейтинг успешности участников фестивалей, конкурсов, смотров, выставок творческих работ как подтверждение сформированности метапредметных результатов
Учащиеся являются участниками, призерами и победителями конкурсов, фестивалей, смотров, выставок творческих работ школьного, муниципального, всероссийского и международного уровней.











Победители и призеры конкурсов, фестивалей, смотров
Приложение 2

5). Оценка эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся личностных результатов
Инновационный педагогический опыт способствует формированию личностных результатов учащихся.
Влияние технологии деятельностного метода обучения на развитие творческих способностей учитель отслеживает по тесту Е.Торренса. Результаты диагностики следующие: оригинальность мышления – 65%, беглость выполнения задания – 72%, гибкость мышления – 68%. Средний показатель образной креативности – 74%.
Диагностика уровня воспитанности учащихся класса (адаптированная методика Л.И.Фрида) показала высокий уровень: отношение к учебе – 75%, отношение к одноклассникам – 74%, отношение к педагогам – 80%, отношение к родителям – 92%, отношение к труду -76%, отношение к здоровью – 78%, отношение к школе – 100%.
Технология деятельностного метода способствует формированию положительной мотивации учащихся, что подтверждается результатами мониторинга мотивации к учению по методике Лускановой Н.Г














6). Наличие творческих работ и рейтинг успешности учащихся как подтверждение сформированности личностных результатов.













Победители и призеры творческих конкурсов
Приложение3
7). Наличие творческих работ и рейтинг успешности учащихся, занимающихся проектной деятельностью
Инновационный педагогический опыт способствует достижению высоких результатов учащихся, занимающихся проектной деятельностью.

Победители и призеры учебных и социальных проектов
Приложение 4
Перспективы дальнейшего развития проекта
Инновационный педагогический опыт дает возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации проекта, так как функция руководителя требует от учителя профессионализма и владения теми культурными ценностями, которые он призван передать. Среди них на нынешнем этапе развития образования ключевое значение имеет понимание самим педагогом того, что значит «уметь учиться» (то есть нормы учебной деятельности), его способность к самоизменению и рефлексии.
Инновационный педагогический опыт легко воспроизводим. Опыт позволяет воспроизводить его на школьном, муниципальном, федеральном уровнях. 35% педагогов нашей школы реализуют технологию деятельностного метода обучения. 60% педагогов нашей школы и около 30% педагогов школ города и района реализуют его элементы. Данный опыт является эффективным с точки зрения соотнесения затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей. Его можно считать малозатратным.
Реализация проекта может быть продолжена учителями начальных классов разного типа образовательного учреждения по разным УМК и программам.
Я надеюсь, что мне удалось убедить Вас в том, что данная технология организации образовательного процесса обеспечивает включение учащегося в учебную деятельность, в ходе которой он имеет возможность системно выполнить весь комплекс УУД, определенных ФГОС НОО, сохраняя и укрепляя при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. Значит, учителю есть за что бороться, осваивая тонкости ТДМ обучения.

2011 год - Всероссийский конкурс инноваций Национальной премии в области образования «Элита российского образования» в номинации «Лучший урок по достижению планируемых результатов ФГОС – 2011» - диплом 1 степени за разработку урока по ТДМ;
2012 год – Всероссийский конкурс «Учитель! Перед именем твоим» в номинации «Инновации» - золотая медаль за инновационный педагогический проект по реализации деятельностного метода обучения для формирования универсальных учебных действий младших школьников.
15