Интерактивные методы обучения для формирования универсальных учебных действий на уроках в начальных классах.


Интерактивные методы обучения для формирования универсальных учебных действий на уроках в начальных классах.
Методический семинар
Конкурс «Учитель года - 2016»
Учитель начальных классов первой категории
МОУ – ООШ п. Семенной
Карнаухова Н.А.
Пояснительная записка
Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри!
Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И я - не исключение.
Всем известно, что Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в школе. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
СЛАЙД 2 Современные дети живут в условиях большого информационного пространства, некоторые из них очень мало общаются со своими сверстниками, проводя основное свободное время за компьютером и телевизором. Школьники умеют пользоваться телефонами, электронными игрушками, но совсем не умеют играть с одноклассниками, идти на компромисс, строить диалог. Возникает противоречие между неумением школьников организовать совместную деятельность и необходимостью воспитать личность, готовую к совместной работе.
Желание найти выход из создавшегося противоречия обусловило мою потребность в поиске новых подходов к организации учебного процесса: использовании в обучении форм и методов, которые формируют умения учащихся самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Решением данной проблемы стали интерактивные методы, использование которых позволяет достичь не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных в соответствии с ФГОС.
Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай мне сделать – и я пойму». Эти слова Конфуция стали своеобразным кредо моей работы с учащимися.
СЛАЙД 3 В педагогике различают несколько методов обучения:
1) пассивный, активный, интерактивный 
Но только интерактивная модель обучения позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность в процессе урока. В переводе с английского языка «interact» – находиться во взаимодействии, общаться. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Я использую интерактивные методы для обучения младших школьников уже с первого класса.
В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на своих уроках я организую индивидуальную, парную и групповую работу, применяю исследовательские проекты, ролевые игры, дети учатся работать с различными источниками информации, выполняют творческие работы.
СЛАЙД 4 Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
  Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.
А я использую такие средства формирования УУД
СЛАЙД 5 Ролевая игра
Я заметила, что игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.
    В ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
    В творческой ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.
СЛАЙД 6 С первого класса начинаю использовать на уроках работу в парах, в группах. Парную работу считаю - начальной стадией формирования деловых межличностных отношений первоклассников. В начале учебного года большинство первоклассников: не владеют умениями совместной деятельности; не готовы сотрудничать в больших группах; плохо знают друг друга; не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.
Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь. Я систематически подбираю задания для выполнения в паре.
   Например, при изучении состава числа "8" в 1 классе, обращаюсь к классу: "Ученики, сидящие слева, положите 8 палочек, разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у каждого палочек было поровну. А теперь разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у одного палочек было меньше, а у другого больше. Покажите, по сколько палочек у каждого.
В своей работе часто использую такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, мозговой штурм.
СЛАЙД 7 Кооперативное обучение 
   В 1-2 классе я делю детей на пары. В 3-4 классе лучше делить класс на группы по четыре человека. Дети должны почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть разными, например:
·  чтец читает вслух;
·  секретарь - записывает что-то от лица группы;
·  докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
·  хронометрист следит за временем.
СЛАЙД 8 Метод «Мозговой штурм» я часто применяю на этапе устного счета, где учащимся предлагаю вместе решить общие задания. Такими заданиями могут служить игровые ситуации, в которых учащиеся не только вместе преодолевают трудности, но и происходит формирование классного коллектива. Например, на уроке математики (1 класс) « Числа от 1до 10» задания следующими: «Помогите Буратино дойти до вершины числовой лесенки», «Как быстрее дойти до дома Незнайки?».
Урок окружающего мира (2 класс) «Неживая и живая природа»: «Чем живые существа отличаются от объектов неживой природы?», «В чем польза и вред комаров?»
Урок литературного чтения. У Корнея Чуковского в произведении «Доктор Айболит» дано описание Тянитолкая - фантастического животного с двумя головами, расположенными спереди и сзади. Какие преимущества появились у Тянитолкая благодаря этому качеству?
СЛАЙД 9 Метод «Аквариум» 
Например, на уроке математики учащимся даю задачи с несколькими способами решений. При выполнении задания ребятам нужно доказать правильность выбранного способа решения. Малая группа выбирает того, кто сможет высказать общее мнение. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название — аквариум.
СЛАЙД 10 Дети с удовольствием участвуют в работе при использовании Метода «Карусель». Он заключается в том, что учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а во внешнем ученики через определенный промежуток времени меняются. Я использую этот метод для отработки правил написания слов, вычислительных навыков, для обсуждения проблемных ситуаций. Он позволяет каждому ученику принять участие в учебном процессе, попеременно находясь то в роли ученика, то в роли учителя.
Например, на уроке русского языка (2 класс) «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне», детям внутреннего и внешнего кругов предлагаю по несколько карточек с заданиями на одну орфограмму.
(Задания: «Обоснуйте, почему в словах деньки и пеньки написаны буквы обозначающие безударный гласный Е?», «Помогите Незнайке вставить пропущенные буквы»: п...ля, м...ря, с…ды. Объясни, почему вставили такие буквы»). Ученики внутреннего круга, выполнив задание, объясняют его однокласснику, который работает во внешнем круге, а затем наоборот. После смены партнера все учащиеся берут вторую карточку с аналогичным заданием, и весь алгоритм повторяется заново.
Так при использовании данного метода прослеживается целенаправленная работа по формированию коммуникативных УУД, действий по целеполаганию и мотивации, что соответствует метапредметным результатам обучения.
СЛАЙД 11 Очень нравится моим ребятам метод «Броуновское движение»
Например, при изучении темы «Слова с удвоенными согласными» (2 класс) предлагаю детям найти в классе изображения предметов, отгадки на загадки, ребусы (при этом на столах, шкафах, подоконниках, двери развешены различные материалы: фотографии, ребусы, карточки с загадками, которые относятся к теме или не относятся) и записать в тетради по памяти пять слов с удвоенным согласным и обязательно подчеркнуть орфограмму. Каждый ученик должен найти в классе эти слова, записать их (разрешается перемещаться по классу). После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, осуществляем самопроверку. (На доске записаны все слова, изображения которых есть в классе на данную тему.)
Или на уроке окружающего мира «Невидимые нити» (2 класс) предлагаю каждой паре детей найти и собрать в классе изображения определенной связи (между неживой и живой природой; растениями и животными; различными животными; природой и человеком). Затем учащимся предлагаю поменяться местами и проверить друг друга. Здесь прослеживается формирование регулятивных УУД по самоконтролю, взаимоконтролю выполнения заданий учащихся и логических действий по анализу объектов и выделению существенных признаков.
СЛАЙД 12 Часто использую и такую форму интеракции, как, «Займи позицию».
Я зачитываю какое-нибудь утверждение или вопрос, например на уроке ОЗОЖ (2класс), «Зависит ли здоровье от нашего поведения?». Или урок окружающего мира «Можно ли отнести паука к насекомым?» Все ученики, подумав над вопросом, подходят к одной из табличек, со словами «ДА» или «НЕТ», размещенных в разных частях класса. Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по данной проблеме, а потом объясняют свою позицию. Любой участник может свободно поменять свое мнение под влиянием убедительных аргументов.
СЛАЙД 13 Уже с первого года обучения я использую метод «Кластер». Построение кластера позволяет не только графически представлять сумму имеющихся у учащихся знаний о каком – либо сложном понятии или явлении, но и развивать аналитическое мышление. Примеры кластеров которые мы составляем с учащимися вы видите на слайдах.
СЛАЙД 14 Развитию связной речи, созданию целостной картины способствует метод «Пазл», который помогает мне организовать работу в группе, совершенствовать навык чтения. В первом классе я использовала этот метод для построения логических цепочек на уроках окружающего мира, математики. В последующих классах на уроках литературного чтения я даю для работы в группе фрагменты текста на определенную тему. Из этих фрагментов каждая группа составляет текст. После того как все группы прочитают свои тексты вслух, прошу повторить тексты соседних групп. Это позволяет не только развивать коммуникативные навыки работы в группе, но и стимулирует внимание, умение слушать и воспроизводить услышанное, повышает ответственность обучающихся. Этот метод можно использовать при обучении подробному и краткому пересказу.
СЛАЙД 15 «Инсерт» (интерактивная система пометок для повышения эффективности чтения и мышления) – это метод, повышающий активность читателя, поскольку у него в процессе чтения постоянно возникают вопросы, и он тщательно анализирует прочитанное. Использую на уроках литературного чтения, окружающего мира при работе с текстом.
«Общий галдёж» – приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.
СЛАЙД 16 Воспроизведение информации – хороший способ усвоения и понимания информации – это воспроизведение её в другой форме. Например, прослушав рассказ, даю ребятам задание изобразить его в картинках, или пересказать его с точки зрения одного из героев. 
Приём Рисование – использую с целью развития наблюдательности, навыков совместной работы, чувства сопереживания.  Наиболее интересно проходит рисование плакатов на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, ОЗОЖ. 
Незаконченное предложение. Этот приём использую на этапе рефлексии, когда дети должны сформулировать, как они смогли получить новые знания, каковы их ощущения после урока. 
СЛАЙД 17 Также в своей деятельности я использую метод проектов, ориентированный на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий.
Проектную деятельность я использую при обобщении, закреплении и повторении учебного материала на всех предметах начиная с 1 класса.
Использование представленных интерактивных методов и форм позволяет мне повышать уровень учебных достижений учащихся на протяжении всего периода обучения в начальной школе, а также – это залог успеха при формировании УУД. СЛАЙД 18 Подтверждением этого служит диагностика обучающихся моего класса по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий.
Таким образом, интерактивные методы способствуют лучшему усвоению и прочности знаний, а также развитию УУД: творчеству и фантазии, коммуникабельности, активной жизненной позиции, командному духу, свободе самовыражения.
Подвести первые итоги деятельности уже возможно. Но говорить о полной реализации моей цели слишком рано. Путь к совершенству – бесконечен, но без сотрудничества он невозможен. Поэтому я вместе с моими учениками буду продолжать осваивать интерактивные методы обучения, знакомиться с современными образовательными технологиями и активно применять их на своих уроках. А мои дети мне в этом помогут.
СЛАЙД 19     
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».    Конфуций.
СЛАЙД 20     
Спасибо за внимание!