Статья на тему: Преемственность обучения математике между средней и высшей школами (на примере элективного курса «Уравнения высшей степени»)









Статья
Преемственность обучения математике между средней и высшей школами
(на примере элективного курса «Уравнения высшей степени»)





Мухоплев Николай Андреевич,
учитель математики




2015 год
Преемственность занимает одно из ведущих мест в ряду общедидактических принципов системы непрерывного образования. Она предполагает такую последовательность образовательно-воспитательной работы, где в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе.
В наше время преемственность обучения математике в средней общеобразовательной школе и ВУЗ-е выходит на важную проблему математического образования. В последнее время многие выпускники общеобразовательных школ не подтверждают свои знания в ректорских контрольных и не выдерживают первые экзаменационные сессии, особенно по математическим циклам. Этот результат показывает, что отрыв между школьной и высшей математикой становится все шире и шире.
Повышение качества школьного образования связана с деятельностью, направленной на расширение возможностей выпускников школ по приобретению ими требуемого профессионального образования. Чтобы такая деятельность была результативной, необходима отстроенная система социально-профессионального взаимодействия между школой и учреждениями профессионального образования. Многие вузы
К сожалению, ориентироваться самостоятельно школьникам и родителям в потоке информации относительно учреждений профобразования сегодня довольно сложно. В этом аспекте школа может стать тем образовательным учреждением, которая обеспечивает на достаточном высоком уровне непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования.
Исходя из реалий сегодняшнего дня, возросших требований к образовательному процессу, универсальности знаний и умений, необходимости подъёма ценности образования и духовной культуры учащихся, с 1997 года школа работает в инновационном режиме как политехническая школа. В течение нескольких лет педагогический коллектив работает над внедрением единой методической темы, обеспечивающей непрерывное образование: среднее (полное) общее - начальное профессиональное образование – высшее профессиональное образование.
Сегодня политехническое образование представлено через модель сельской политехнической школы как открытой социально-педагогической системы. Деятельность школы по развитию политехнического образования направлена на расширение образовательной программы по предметам политехнического профиля, раннее изучение отдельных дисциплин, обеспечение начального профессионального образования, ведение производственного обучения в рамках дуального образования, поддержка внешних связей, сотрудничество с учреждениями профессионального образования.
Большое внимание в образовательном пространстве школы уделяется расширению математического образования. Практика показала, что переход на профильное обучение в системе математического образования в современных условиях – это необходимость, потребность каждого ученика, учителя и родителя. Считаю, что предлагаемая педагогическая концепция для реализации непрерывности и преемственности школьного и профессионального образования более реальна, особенно для сельской школы.
Социальное партнерство, взаимообогащение знаниями, а также открытые дискуссии, совместные проекты школ и учреждений профессионального образования – это те факторы, которые неизбежно повлияют на качество образования.
На примере элективного курса по математике «Уравнения высшей степени» покажем, что учащиеся старших классов легко усваивают и с удовольствием решают задачи из высшей математики.
Программа элективного курса «Уравнения высшей степени»
Элективный курс «Уравнения высших степеней» рассчитан для учащихся 10 классов.
Изучение основных положений теории многочленов позволяет обобщить теорему Виета для уравнений любой степени. Умение выполнять действие деления многочленов облегчит в дальнейшем решение таких задач математического анализа как нахождение асимптот, вычисление производных и интегралов.
Изучение схемы Горнера и теоремы о рациональных корнях многочлена дает общий метод разложения на множители любого алгебраического выражения. В свою очередь умение решать уравнения высших степеней позволит значительно расширить круг показательных, логарифмических, тригонометрических и иррациональных уравнений и неравенств.
Цели курса:
познакомить учащихся с основами теории многочленов;
сформировать представление о методах и способах решения уравнений высших степеней;
сформировать способность к осознанному выбору дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
углубить теоретические знания учащихся по теории многочленов;
расширить методы и приемы решения алгебраических уравнений высших степеней;
продолжить развитие исследовательских умений и навыков учащихся.
Программа курса “Уравнения высших степеней” предполагает дальнейшее развитие у школьников математической, исследовательской и коммуникативной компетентностей. Курс направлен на более глубокое понимание и осознание математических методов познания действительности, на развитие математического мышления учащихся, устной и письменной математической речи. На занятиях решаются нестандартные задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил, определяющих точный алгоритм их решения. Учащиеся учатся находить и применять различные методы для решения задач.
Курс “Уравнения высших степеней” рассчитан на 28 часов, однако его программа может корректироваться. Учитывая особенности школы, класса, уровень подготовки учащихся, учитель может изменять последовательность изучения материала, уровень его сложности, самостоятельно распределять часы и выбирать конкретные формы занятий.
Учебно-тематическое планирование
п\п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов



1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.
Раздел 1. Многочлены от одной переменной (15 ч)

Понятие многочлена. Равенство многочленов.

Действия над многочленами.

Метод неопределенных коэффициентов.

Деление многочленов с остатком.

Теорема Безу и ее следствия.

Схема Горнера.

Рациональные корни многочлена.

Кратные корни многочлена.

Обобщенная теорема Виета.























1.

2.

3.

4.

5.
Раздел 2. Алгебраические уравнения высших степеней (9ч)

Основные методы решения уравнений.

Уравнения вида (x-a)(x-b)(x-c)(x-d) = m.

Симметрические уравнения.

Возвратные уравнения.

Рациональные уравнения.













Контрольная работа.
Защита и презентация курсовых работ





Главной целью элективного курса является расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей; раннее знакомство с элементами высшей математики поможет быстро и легко адаптироваться в обучении по математике в высшей школе.