ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ГЕОГРАФИИ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ГЕОГРАФИИ
Бондарчук О.С.
учитель географии
МБОУ «СОШ № 11» г. Абакан
В условиях рыночной экономики и подписания Россией Болонского соглашения знания современного студента должны обладать определенными конкурентными преимуществами, конкурентоспособностью. В связи с этим, кардинальные перемены, происходящие в современном образовании: смена образовательных парадигм, внедрение личностно-ориентированного подхода к обучению, моделей развивающих педагогических технологий - делают крайне актуальной задачу обеспечения качества знаний студентов.
Контроль знаний студентов является одним из основных элементов оценки качества образования, важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса [1].
Качество знаний подразумевает целостную совокупность относительно устойчивых знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности студентов. По качеству знаний студентов по тем или иным дисциплинам можно судить о способности учебного заведения предоставлять квалифицированных специалистов на рынке труда. Для определения качества знаний студентов используются разнообразные подходы, на наш взгляд, подходы В.П. Беспалько и И.Я. Лернера позволяют наиболее объективно оценить многие показатели качества знаний.
Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. Во многих направлениях подготовки в целом они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение [2].
Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-броузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Интерактивные методы обучения способствуют и решению проблемы контроля качества знаний студентов в образовательном процессе, так как, на наш взгляд, они помогают объективно оценивать результаты обучения студентов.
Применение на интерактивных занятиях методики определения качества знаний по В.П. Беспалько, позволит определить уровни усвоения знаний обучающихся и их способность переходить с одного уровня на другой: от ученического к типовому, эвристическому и творческому. Данные уровни позволяют решать различные задачи, отображающие развитие опыта учащихся в данном предмете в процессе обучения [3].
Благодаря нестандартным заданиям методика Беспалько позволяет объективно оценить многие показатели качества знаний, ведь нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки: самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Повысить эффективность нестандартных заданий возможно при использовании интерактивных методов обучения [4].
Таким образом, интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Существует большое количество интерактивных методов, но к самым распространенным и часто применяемым относятся: круглый стол (дискуссия, дебаты); мозговой штурм (мозговая атака); деловые и ролевые игры; сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); мастер класс.
По нашему мнению интерактивные методы обучения могут быть использованы как способ контроля качества знаний студентов, т.к. они способствуют повышению заинтересованности студентов, обнаружению достижений, успехов обучающихся, а главное углублению знаний и умений.
Специфика интерактивных занятий позволяет отражать все признаки качества знаний, как конечный результат их усвоения. К данным признакам относятся: полнота, оперативность, глубина, гибкость, конкретность и обобщенность, свернутость и развернутость, систематичность, а также осознанность [5].В ходе наших исследований, была разработана система интерактивных методов обучения, которые использовались для контроля качества знаний студентов при изучении дисциплины «Общее землеведение», в которую вошли: «Броуновское движение», «дерево решений», метод проектов, метод «пара-эксперт», а также работа в микро-группах по составлению опорного конспекта.
Для текущего контроля целесообразнее использовать не большие по времени и достаточно простые в организации методические приемы в конце лабораторных занятий, к которым относятся: «Броуновское движение», «дерево решений» и работа в микро-группах.
Например, за 15 минут до завершения лабораторной работы на тему «Мировой океан», для контроля знаний и умений студенты распределяются на 4 микро-группы, каждая из которых получает сходное задание: «Охарактеризовать течение Тихого океана (Атлантического и др.)». Для выполнения этого задания предлагаются дидактические материалы в виде карточек двух типов: первые содержали номенклатуру океанических течений, а вторые их физико-химические характеристики. Карточки располагаются в разных местах учебной аудитории, поэтому чтобы собрать необходимую информацию, студентам необходимо перемещаться по классу. Результатом этой работы является заполненная таблица, которая сдается и проверяется преподавателем.
Метод «дерево решений» способствует овладению навыками выбора оптимального варианта решения. На лабораторном занятии по теме «Реки» каждая микро-группа, изображает свое «дерево», на котором фиксирует характерные признаки заданной реки. По завершению данной работы группы обмениваются своими материалами и оценивают полноту и правильность составленных характеристик, также группы могут дополнить их и получить дополнительный балл, который выставляет преподаватель.
Промежуточный (тематический) контроль проводится при помощи метода «пара-эксперт» и метода проектов.
На коллоквиуме, контролирующими качество знаний и умений по конкретной теме, являются студенты – эксперты, которые имеют высокий уровень знаний по данной теме. Таких студентов, как правило, не более 2-3 в группе. В ходе коллоквиума все оставшиеся студенты распределяются между экспертами и отвечают по предложенному перечню вопросов. По ходу выслушивания ответов эксперты фиксируют качества знаний в рейтинг-картах, в которых отражены основные критерии и их бальная оценка.
Метод проектов также может являться способом промежуточного (тематического) контроля знаний. Например, по теме «Гидросфера» студентам предложено на выбор подготовить проект («… - уникальный объект гидросферы»). Продуктом этой деятельности является реферат и презентация, защита которых осуществляется в отведенные часы на консультациях преподавателя.
Итоговый контроль по всей дисциплине осуществляется в ходе электронного тестирования, с использованием программы «Конструктор Тестов», принятой в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова.
Таким образом, студенты, участвующие в опытно-экспериментальной работе, проявляли заинтересованность и ответственность, что нашло положительное отражение в оценке на экзамене.
Библиографический список
1. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майоров. - СПб.: Образование - Культура, 1998. - 330 с.
2. Суворова Н. И. Интерактивное обучение: Новые подходы / Н.И. Суворова. - М., 2005. – 276 с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Просвещение, 1989. - 215 с.
4. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
5. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? /И.Я. Лернер. – М.: Издат-во «Знание», 1978. – 48 с.