Статья «Социализация и адаптация детей сирот и детей из неполных семей ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТПиГХ им.Я.П.Осадчего»

Социализация и адаптация детей-сирот и детей из неполных семей в условиях ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П.Осадчего»

Кулакова С.М.,
социальный педагог

Быстро изменяющиеся условия внешней среды требуют не только от взрослых людей, но и от подростков умения приспосабливаться к происходящим изменениям в социуме. Но ребята, которые лишены положительного примера для подражания в лице родителей или ближайших родственников, часто испытывают затруднения в адаптации и социализации, не имея элементарных бытовых навыков. Категория детей-сирот зачастую оказывается неподготовленной к реальной жизни, плохо ориентируется в правовых вопросах. Ребята оказываются неготовыми противостоять жизненным трудностям, а потому более склонными к асоциальному поведению (алкоголизм, наркомания, воровство, вымогательство, суицид и др.), они вырастают социальными иждивенцами, потребительски относящимися к государству и обществу, как правило, у них не сформированы семейные ценности.
К сожалению, количество ребят, относящихся к данной категории, неумолимо растет с каждым годом. В связи с резким увеличением количества сирот (37 чел. 2012-2013 учебном году) и детей из неполных семей (76%), поступающих в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П.Осадчего», мы столкнулись с необходимостью разработки программы дополнительного образования, которая позволила бы в условиях нашего образовательного учреждения решить такую злободневную на сегодняшний день проблему, как социализация и адаптация детей-сирот и детей из неполных семей, которые нуждаются в помощи по формированию семейных ценностей, понятий морали, нравственности, навыков общения, бытовых навыков.
Разработанная многопрофильная программа, имеющая социально-педагогическую направленность, рассчитана на детей 15 – 20 лет и предполагает проведение групповых занятий в течение 3 лет. Она имеет практическую направленность, поскольку построена таким образом, что большая часть часов (766 ч.- 78%) представлена в форме практических занятий (основы приготовления бутербродов, основы живописи, бисероплетения и др.) и лишь 22% занятий будет носить теоретический характер (права и обязанности, молодежные движения и др.), при этом затрагиваются такие проблемы, по которым, как показывает практика, у подростков данного статуса чаще всего возникают вопросы.
Рассматривая выпускника как личность, которая входит в самостоятельную жизнь и владеет основным набором социальных знаний и умений, в программу включены следующие образовательные блоки:
- «Твои права и обязанности» (основы правовых знаний);
- «Детские движения» (история развития движений, настоящее и будущее)
- «Создай себя сам» (основы организации жизнедеятельности, портфолио учащегося или социальный паспорт);
- «Курс выживания для подростка» (основы безопасного поведения);
- «Я и мир вокруг» («Живопись», «Накорми себя сам», «Бисероплетение»)
Первый год обучения рассчитан на общее количество часов - 324 часа, из них теоретические занятия 74 часа, практические занятия - 250 часов + 69 часов из вариативной части.
Недельная нагрузка 9 часов, в месяц 36 часов.
Второй год обучения рассчитан на общее количество часов - 324 часа, из них теоретические занятия 71 час, практические занятия - 253 часа + 69 часов из вариативной части.
Недельная нагрузка 9 часов, в месяц 36 часов.
Третий год обучения рассчитан на общее количество часов - 324 часа, из них теоретического обучения- 61 час, практические занятия - 263 часа + 69 часов из вариативной части.
Недельная нагрузка 9 часов, в месяц 36 часов.
На учебных занятиях (теоретических и практических) предусмотрены следующие формы работы с обучающимися: индивидуальная (в виде самостоятельных заданий, либо под руководством педагога дополнительного образования), фронтальная (беседа, отработка приема); групповая (разделение учащихся на группы по 2-3 человека), а также познавательные конкурсы, деловые и ролевые игры, экскурсии на предприятия, организация учебно-производственной деятельности в творческом объединении «Домашний очаг». Внедрены элементы превентивного обучения, тренинги.
Учебно-производственная деятельность дает хорошие результаты, так как предполагает использование многообразия форм и методов, системность проведения учебных занятий по определенному графику, где результатом деятельности обучающегося станут не только знания, умения и навыки, но и групповое, личностное взаимодействие.
Представленная программа реализовывалась в условиях ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТПиГХ им.Я.П.Осадчего» в течение 2012-2013 учебного ходаи продолжает реализовываться в 2013-2014 учебном году. Она охватила 35 человек из числа детей-сирот и детей из неполных семей. За этот период нами были получены следующие результаты. Обучающиеся приобрели знания о своих правах и обязанностях, о последствиях наказания за нарушение закона, о многообразии социальных ролей, о молодежных движениях, распространенных как на территории России, так и за рубежом, о правилах построения межличностных отношений, как со сверстниками, так и с взрослыми, о способах оказания первой медицинской и психологической помощи и др. В ходе реализации программы обучающие приобрели следующие умения и навыки: рациональное распределение своего бюджета, приготовление бутербродов, умение сервировать стол, встречать гостей, распознавать и оценивать опасные ситуации, регулировать свои эмоциональные состояния, строить свое поведение в соответствии с социальной ролью, определять свое хобби (рисование, вязание, макраме) и др.
Реализация программы способствует включению обучающихся в деятельность, в общение, во взаимодействие, творчество, поиск. Были созданы условия для развития и раскрытия потенциала обучающихся за счет интереса к различным видам социально – психологической и творческой деятельности, благодаря чему у ребят появилась возможность реализовать себя как личность. Творческое объединение стало отдушиной, где ребенок почувствовал себя личностью, к которой относится коллектив с пониманием и уважением.
Освоив эту программу, выпускник, получивший образование в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П.Осадчего», может стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути.



15