Уроки жизни преподобного Сергия Радонежского


Уроки жизни преподобного Сергия Радонежского.

... иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, смирением украшать себя, единомыслие друг с другом хранить, ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения.
Сергий Радонежский (завещание не задолго до смерти).
В современном мире происходит изменение духовно-психологического климата в обществе, которое привело к изменению внутреннего мира человека. Сегодня мы являемся участниками глобальных духовно-политических процессов.
С одной стороны, идет процесс целенаправленного уничтожения традиционных ценностей, религий, культур, а именно: намеренный и сознательный отказ от традиционных религий, который влечет за собой отказы от родителей, от традиционной семьи, от собственной половой принадлежности.
А с другой стороны, происходит возрождение традиционных ценностей с целью сохранить целостность мирового сообщества. Возрождение ценностей возможно при наличии идеала, поэтому его понимание и является основанием и сердцевиной такого процесса. Идеал предполагает сознательное следование за выбранным образцом, сравнение с которым определяет цель деятельности, способ и характер поведения человека. Идеал — это и цель воспитания, и средство воспитания, и критерий воспитанности личности, и основной мотив самовоспитания и необходимый регулятор поведения, деятельности, источник всех видов активности — познавательной, трудовой, эмоциональной и т.п. Идеал призван сохранять устойчивость внутреннего мира к изменяющимся, неблагоприятным обстоятельствам, помогать в преодолении трудностей, ошибок, решать сложные жизненные проблемы, обеспечивать сознательную нравственную позицию в обществе. Он необходим как критерий для самопознания, самоопределения, оценки себя и других, так как формирует убеждения, которые выступают руководством к действию. Нравственный идеал есть источник понятий о красоте, добре и зле, дружбе и любви, он — ключ к пониманию смысла человеческой жизни. Идеал становится нравственным эталоном, по которому формируется позитивная программа самовоспитания, если он внутренне принимается человеком, то есть приобретает личностно значимый смысл. Поэтому одна из главных задач данного процесса— формирование личностно значимых идеалов, которые вызывают активное желание действовать, проявляя устойчивость волевых усилий. Они формируют нравственное сознание и поведение. Только наличие абсолютных, вечных ценностей, соответствующих природе человека, может обеспечить сохранение традиций и преемственность поколений. В этой связи велико значение духовного подвига, уроков жизни, преподобного Сергия Радонежского для нравственного воспитания современного человека.
Жизнь земного Варфоломея (имя Сергий Радонежский получил после того, как постригся в монахи) была удивительна. С детства не давались ему грамота и чтение. Но он смиренно терпел насмешки товарищей, непонимание родителей, упреки от учителей и каждое дело начинал и заканчивал молитвой к Богу. Произошло необъяснимое, ему в лесу повстречался старец и впоследствии он без труда читал и понимал содержание книг. Сегодня Сергий Радонежский является покровителем учащихся и учащих. Он преподнес нам урок смирения - перенесение всего происходящего с миром в душе, некое «философское спокойствие». Но это спокойствие не означает бездействие, это, прежде всего, умение не поддаваться раздражению, не отдаваться суете, мелочности, обидчивости. Это способность контролировать себя и свои эмоции, мысли, чувства. Смирение украшает человека, делая его внутренне сильным и умеющим встречать проблемы без уныния и радости без тщеславия. Смирение – это сила.
Урок послушания преподает Сергий Радонежский своим примером. Родители Сергия были знатные небогатые ростовские бояре Кирилл и Мария, жившие раньше в Ростовском княжестве, а затем переселившиеся в городок Радонеж. Бранили в детстве Варфоломея за непонимание грамоты, но принцип послушания для него был приоритетнее. Послушание - поведение человека, характеризующееся подчинением авторитету в согласовании со своей волей. Для Варфоломея это были, прежде всего, родители. Он хотел уйти в монастырь еще в юности, но родители удерживали его. О своем уходе он многократно просил отца, говоря: «Теперь дай мне, владыка, свое согласие, чтобы с благословением твоим я начал иноческую жизнь». Но родители его ответили ему: «Чадо! Подожди немного и потерпи для нас: мы стары, бедны, больны сейчас, и некому ухаживать за нами. Вот ведь братья твои Стефан и Петр женились и думают, как угодить женам; ты же, неженатый, думаешь, как угодить богу, — более прекрасную стезю избрал ты, которая не отнимется у тебя. Только поухаживай за нами немного, и когда нас, родителей твоих, проводишь до гроба, тогда сможешь и свой замысел осуществить. Когда нас в гроб положишь и землей засыплешь, тогда и свое желание исполнишь». Послушание проявил в том, что дождался кончины родителей, не смотря на желание служить Богу.
Урок трудолюбия передает нам Сергий через свои убеждения. Он донес окружающим, что хлеб нужно добывать собственным трудом. Запрещал монахам заниматься побирушничеством.
Урок милосердия во всей жизни преподобного. Он всегда был готов чувствовать сострадание к человеку, по возможности раздавал милостыню.
Урок верности выбранному пути мы видим в желании жить вдали от людей во имя служения Богу.
Урок скромности проявлялся также во всем – одежде, голосе, терпении, ношении ветхих одежд, просьбах не рассказывать о чудесных случаях, совершенных по его молитвам и т.д.
Когда люди лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений и соблазнов. Своим примером Сергий преподает урок борьбы с искушениями.
Урок терпения открывается нам после понимания простой истины: все начинается с веры в себя, в то, что ты сможешь преодолеть любые преграды.
Урок любви к людям пронес преподобный Сергий через всю свою жизнь. Всю свою жизнь он подчинил заповедям любви.
Урок миротворчества и любви к Родине преподает нам через умение примирять восстающих друг на друга князей.
Урок единомыслия заключается в осознании единства душ, единства помыслов. Для общества идея единства Руси была необходима, благодаря которой Русь, как и славянский народ в наши дни, только и может спастись.
Жизнь Сергия Радонежского, заступника Руси, всея Руси чудотворца, показывает нам ответы на вопросы: «как жить?», «как восстановить духовно-психологический климат в обществе?». Ответ прост. Ответ в силе духа, в нелицемерной любви, в единомыслие друг с другом. Именно это творит чудеса. Власть меняется, а вера в непоколебимость - нет.
Преподобный Сергий не оставил после себя какие-либо письменные труды, но дела и поступки его - уроки современным школьникам, уроки людям всех поколений. Каждый из нас - часть государства. И сегодня именно мы делаем свой исторический выбор, находим ответы на вечные вопросы, подаем пример потомкам, показывая жизненные ценности современного общества.