Рабочая программа по курсу Литературное чтение 3 класс Школа России


Календарно- тематическое планирование по литературному чтению 3 класс (136 ч)
№ п\п Тема Планируемые результаты Деятельность учащихся Дата
Личностные Метапредметные Предметные Раб прогр Фактич
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)
1 Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. словарь Регулятивные
Работать с учебником, находить нужную информацию. Ориентироваться в учебнике, знать и понимать систему условных обозначений, находить нужную главу, предполагать на основе названия содержание главы, пользоваться словарём, составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника Самое великое на свете чудо (4ч.)
2 Знакомство с названием раздела. понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Регулятивные УУД:самостоятельно формулировать тему и цели урока;составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;Коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения.
Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.
Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги.
Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего.
Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.
Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).
Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.
Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.
Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 3 Рукописные книги Древней Руси 4 Первопечатник Иван Федоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове.
5 Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо» Устное народное творчество (14ч.)
6 Знакомство с названием раздела.
Русские народные песни. Регулятивные УУД:работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Коммуникативные УУД:владеть монологической и диалогической формами речи.высказывать и обосновывать свою точку зрения; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения... 7 Шуточные народные песни.
8 Докучные сказки.
9 Произведения прикладного искусства : гжельская и хохломская посуда 10 Произведения прикладного искусств; дымковская и богородская игрушка 11 Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 12 Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 13 Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»
Проверка техники чтения 14 Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» 15 Русская народная сказка «Сивка- Бурка» 16 Русская народная сказка «Сивка- Бурка» 17-18 Проект: «Сочиняем волшебную сказку»
19 Обобщающий урок по разделу « Устное народное творчество» Поэтическая тетрадь 1( 11ч.)
20 Знакомство с названием раздела.
Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Регулятивные УУД:самостоятельно формулировать тему и цели урока;составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;Коммуникативные УУД:слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.
21 Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» 22 Ф. И. Тютчев «Листья».
Сочинение – миниатюра
« О чем расскажут осенние листья». 23 А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» 24 А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…» 25 И. С. Никитин
«Полно, степь моя, спать беспробудно 26 И. С. Никитин «Встреча зимы» 27 И. З. Суриков «Детство» 28 И. З. Суриков «Зима» 29 Обобщающий урок по разделу: « Поэтическая тетрадь 1» 30 Утренник « Первый снег» Великие русские писатели (24ч.)
31 Знакомство с названием раздела. Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина».
А.С.Пушкин « За весной , красой природы…» проявлять интерес к творчеству И. А. Крылова и чтению его басен;
рассказывать о своих
чувствах, связанных с чтением произведений, делиться своим эмоциональным состоянием, объяснять свои чув-
ства и эмоции. Регулятивные УУД:составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;Познавательные УУД:извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);осуществлять анализ и синтез;Коммуникативные УУД:высказывать и обосновывать свою точку зрения;слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. 32 А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало» 33 А.С. Пушкин « В тот год осенняя погода…», « Опрятней модного паркета 34 А.С. Пушкин « Зимнее утро»
Проверка техники чтения 35 А.С. Пушкин «Зимнийвечер» 36 А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» 37 А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» 38 А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» 39 А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» 40 И.А. Крылов Подготовка сообщения об И.А Крылове 41 И.А .Крылов
« Мартышка и очки» 42 И.А. Крылов « Зеркало и обезьяна» 43 И.А. Крылов « Ворона и лисица» 44 М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи 45 М.Ю. Лермонтов « Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко..» 46 М. Ю. Лермонтов.«Утес» 47 М. Ю. Лермонтов
« Осень» 48 Детство Л.Н. Толстого( из воспоминаний писателя)
Подготовка сообщения
о жизни и творчестве Л. Н. Толстом 49 Л.Н. Толстой « Акула 50 Л.Н. Толстой « Акула 51 Л.Н. Толстой « Прыжок» 52 Л.Н. Толстой « Лев и собачка» 53 Л.Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря» 54 Обобщающий урок по разделу « Великие русские писатели»
Поэтическая тетрадь 2 ( 6ч.) 55 Знакомство с названием раздела.
Н.А. Некрасов
« Славная осень!» развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Регулятивные УУД:самостоятельно формулировать тему и цели урока;составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);строить рассужденияКоммуникативные УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;высказывать и обосновывать свою точку зрения;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. 56 Н.А. Некрасов
« Не ветер бушует над бором»
57 Н.А. Некрасов
«Дедушка Мазай и зайцы» 58 К.Д. Бальмонт
« Золотое слово» 59 И.А. Бунин
« Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги» 60 Обобщающий урок по разделу
« Поэтическая тетрадь 2» Литературные сказки (8 ч). 61 Знакомство с названием раздела.
Проверка техники чтения развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД:работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Коммуникативные УУД:владеть монологической и диалогической формами речи.высказывать и обосновывать свою точку зрения; развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. 62 Д. Н. Мамин- Сибиряк Присказка
« Алёнушкины сказки» 63 Д. Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» 64 В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» 65 В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» 66 В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» 67 В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» 68 Обобщающий урок по разделу
« Литературные сказки » Были- небылицы (10ч.) 69 Знакомство с названием раздела.
М. Горький «Случай с Евсейкой» формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Регулятивные УУД:самостоятельно формулировать тему и цели урока;составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;Коммуникативные УУД:слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. 70 М. Горький «Случай с Евсейкой» 71 К.Г. Паустовский
«Растрёпанный воробей» 72 К.Г. Паустовский
«Растрёпанный воробей» 73 К.Г. Паустовский
«Растрёпанный воробей» 74 А.И. Куприн
«Слон» 75 А.И. Куприн
«Слон» 76 А.И. Куприн
«Слон» 77 А.И. Куприн
«Слон» 78 Обобщение по разделу
«Были- небылицы» Поэтическая тетрадь 1 (6ч.) 79 Знакомство с названием раздела
С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка…» развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
Регулятивные УУД:составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;Познавательные УУД:извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);осуществлять анализ и синтез;Коммуникативные УУД:высказывать и обосновывать свою точку зрения;слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. 80 С.Чёрный«Воробей». «Слон». 81 А.А. Блок « Ветхая избушка» 82 А.А. Блок « Сны» ,
« Ворона» 83 С.А. Есенин
« Черёмуха» 84 Обобщение по разделу
«Поэтическая тетрадь 1» Люби живое ( 16 ч.)
85 Знакомство с названием раздела
М.М. Пришвин « Моя Родина» ( из воспоминаний» принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Регулятивные УУД:самостоятельно формулировать тему и цели урока;составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);строить рассужденияКоммуникативные УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. 86 И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек» 87 И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек» 88 В.И .Белов « Малька провинилась» 89 В.И .Белов « Ещё раз про Мальку» 90 В.В. Бианки
«Мышонок Пик» 91 В.В. Бианки
«Мышонок Пик» 92 В.В. Бианки
«Мышонок Пик» 93 Б.С. Житков « Про обезьянку» 94 Б.С. Житков « Про обезьянку» 95 Б.С. Житков « Про обезьянку» 96 Б.С. Житков « Про обезьянку» 97 В. Л..Дуров «Наша Жучка» 98 В.П .Астафьев
« Капалуха» 99 В.Ю. Драгунский « Он живой и светится» 100 Обобщение по разделу
« Люби живое »
Поэтическая тетрадь 2 ( 8 ч.)
101 Знакомство с разделом.
С.Я. Маршак
« Гроза днём» наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
Регулятивные УУД:самостоятельно формулировать тему и цели урока;составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;Коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.
102 С.Я. Маршак
«В лесу над росистой поляной» 103 А.Л. Барто « Разлука»
Проверка техники чтения 104 А.Л. Барто « В театре» 105 С.В. Михалков
« Если» 106 Е.А. Благинина
« Кукушка»,
« Котёнок» 107 Проект « Праздник поэзии» 108 Обобщение по разделу
« Поэтическая тетрадь 2 » Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч.) 109 Знакомство с разделом
Б.В. Шергин « Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» высказываться позитивно о пожилых людях, озвучивать стремление заботиться
о них; осмыслить понятия «мудрость» и «тайна жизни»,
толковать их по просьбе учителя. осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где ещё может пригодиться данное умение.
проявлять желание чи-
тать и перечитывать произведения Н. Носова; усвоить
главный урок, извлечённый из рассказа; высказывать
стремление руководствоваться выводами, сделанными на
уроке, в собственных жизненных ситуациях.
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Регулятивные УУД:работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Коммуникативные УУД:владеть монологической и диалогической формами речи.высказывать и обосновывать свою точку зрения; понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 110 А.П. Платонов
« Цветок на земле» 111 А.П. Платонов
« Цветок на земле» 112 А.П. Платонов « Ещё мама» 113 А.П. Платонов « Ещё мама» 114 М.М Зощенко
« Золотые слова» 115 М.М. Зощенко «Великие путешественники» 116 М.М. Зощенко «Великие путешественники» 117 Н.Н. Носов « Федина задача» 118 Н.Н. Носов
« Телефон» 119 В.Ю. Драгунский
« Друг детства» 120 Обобщение по разделу
« Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» По страницам детских журналов (8 ч.)
121 Знакомство с разделом. Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
Регулятивные УУД:самостоятельно формулировать тему и цели урока;составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;Коммуникативные УУД:слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 122 Ю.И. Ермолаев
« Проговорился» 123 Ю.И. Ермолаев
« Воспитатели» 124 Г.Б. Остер « Вредные советы» 125 Г.Б. Остер « Как получаются легенды» 126 Р. Сеф « Весёлые стихи» 127 Создание сборника добрых советов 128 Обобщение по разделу
« По страницам детских журналов» Зарубежная литература ( 8ч.)
129 Знакомство с разделом
Мифы Древней Греции « Храбрый Персей» овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Регулятивные УУД:составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;Познавательные УУД:извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);осуществлять анализ и синтез;Коммуникативные УУД:высказывать и обосновывать свою точку зрения;слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения/
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 130 Знакомство с разделом
Мифы Древней Греции « Храбрый Персей» 131 Знакомство с разделом
Мифы Древней Греции « Храбрый Персей» 132 Г.Х. Андерсен
« Гадкий утёнок»
133 Г.Х. Андерсен
« Гадкий утёнок»
134 Г.Х. Андерсен
« Гадкий утёнок» 135 Обобщение по разделу
« Зарубежная литература» 136 Итоговая диагностическая работа