Урок 2 по математике на тему Слева направо. Справа налево


СЛЕВА НАПРАВО. СПРАВА НАЛЕВО
Цели: учить определять направление движения, используя выражения «слева направо», «справа налево»; проверить умение определять левую и правую стороны; продолжить формирование навыка сравнения предметов; развивать пространственное мышление.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Задачи в стихах.
У меня есть братик Миша
И сестреночка Ириша.
Сосчитайте поскорей,
Сколько же в семье детей? (1+1+1=3.)
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (2+2=4.)
2. Разгадайте закономерность.

II. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунок на доске.

– Что лежит в центре? (Яблоко.)
– Что лежит слева от яблока, а что – справа?
– Тема нашего урока «Слева направо. Справа налево».
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
1. Задание 1 (с. 8).
– Рассмотрите рисунок в книге. Как назвать одним словом то, что здесь изображено? (Транспорт.)
– Назовите, какой транспорт нарисовал художник.
– Назовите только пассажирский транспорт. (Троллейбус, автобус, машина.)
– Назовите грузовой транспорт. (Самосвал, грузовик.)
– Назовите специальный транспорт. (Скорая помощь, пожарная машина.)
– На сколько частей разделена проезжая часть дороги? Почему? (Дорога разделена на две части, так как одни машины едут слева направо, а другие справа налево.)
– Троллейбус едет справа налево. В каком направлении едут другие машины? (Автобус едет слева направо и т. д.)
– Вспомните правила дорожного движения, в которых есть слова «лево», «право». (Чтобы перейти дорогу, надо сначала посмотреть налево, перейти половину дороги и посмотреть направо. Если нет машин, то можно идти.)
2. Задание 2 (с. 8).
– Сколько шаров изображено на рисунке? (Шесть.)
– Чем похожи эти предметы? (Похожи формой.)
– Чем они отличаются? (Размером и цветом.)
– Назовите цвет самого большого шара. (Зеленый.)
– Назовите цвет самого маленького шара. (Фиолетовый.)
– Назовите цвет шаров по порядку слева направо.
– Назовите цвет каждого шара, начиная с самого большого.
– Отгадайте загадки и положите фишку такого цвета, который соответствует цвету отгаданного предмета.
Один костер весь мир согревает. (Солнце.)
Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики торчком.
Эти поросятки
Играют с нами в прятки. (Огурцы.)
Красная девица, зеленая косица!
Собой гордится, на все годится:
Для сока, для щей,
Для салата, для борщей,
В пироги и в винегрет,
И зайчишкам на обед! (Морковь.)
На доске фишки:
– Назовите цвета фишек слева направо; справа налево.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Где ПРАВЫЙ, где ЛЕВЫЙ –Где ЛЕВО, где ПРАВО?Легко вам отвечу,Подумавши здраво.Это ПРАВАЯ рука,Она послушна и крепка.ПРАВОЙ – я ложку держу,Пса на поводке вожу,ПРАВАЯ – мячик кидает,А ЛЕВАЯ – ей помогает.
3. Задание 3 (с. 9).
– Назовите предметы, нарисованные в учебнике. На какие группы можно разделить эти вещи? (Обувь, головные уборы, одежда.)
– Положите столько фишек, сколько предметов обуви. Сколько фишек вы положили? (Две.)
– Положите столько фишек, сколько головных уборов на рисунке. Сколько фишек вы положили? (Две.)
– Какие группы вещей можно выделить в соответствии с сезонами? (Летняя одежда и зимняя.)
– Положите столько фишек, сколько здесь летних вещей. Сколько фишек вы положили? (Четыре фишки.)
– Сколько предметов зимней одежды?
– Сколько всего предметов одежды здесь нарисовано? (Восемь вещей.)
4. Задание 4 (с. 9).
– Рассмотрите иллюстрацию. Герои какой сказки нарисованы? Кто автор этой сказки? (Это русская народная сказка «Репка».)
– В таком ли порядке тянули репку герои сказки? Кто был первым? Вторым? Третьим? И т. д.
Учащиеся расставляют на доске фигурки героев сказки по порядку и рассказывают содержание сказки.
IV. Работа в печатной тетради.
V. Фронтальная работа.
1. Продолжите узор по образцу.

2. Игра «Фигуры высшего пилотажа».
Дидактическая цель. Закрепление понятий «вверх», «вниз», «направо», «налево», «справа налево», «слева направо».
Средства обучения. Рисунок «Самолет».
Содержание игры. Учитель рассказывает, что во время праздничных парадов летчики выполняют на самолетах разные фигуры высшего пилотажа: самолет то быстро поднимается вверх, то резко падает вниз; несколько самолетов образуют звезду или делают петли и т. д.
Учитель выступает в роли летчика. Его «самолет» (рисунок) выполняет разные фигуры, меняя направления движения, а летчики-ученики определяют изменение маршрута и по сигналу учителя (взмаху руки) хором указывают его, употребляя слова «вверх», «вниз», «направо», «налево», «справа налево», «слева направо» (по отношению к детям).
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Когда мы говорим о направлении движения?