Статья Технология развития критического мышления в преподавании предмета «Технология»


МБОУ « Сергачская СОШ №3»
Технология развития критического мышления в преподавании
предмета «Технология»
Учитель технологии:
Дулесова Наталья Евгеньевна
Стаж работы – 22 года
Квалификация-высшая Контактные данные-
email- nat-dulesova@yandex.ru ;
телефон-8-910-798-20-27
Г. Сергач 2016 г
" Деятельность- единственный путь к знанию"
                                                                                                               
  Дж.Б. Шоу
«Технология» - интегрированная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.
Технология как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Если школьные общеобразовательные дисциплины, как правило, опираются на базовые науки, излагающие их основы, то всякий труд конкретен. В связи с этим невозможно научить некоему абстрактному труду и тем более нескольким разным направлениям трудовой деятельности, предусмотренным школьными программами.
Согласно концепции образовательной области «Технология» главной целью обучения является развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности, подготовленной к самостоятельной трудовой деятельности. На мой взгляд, личность реализуется в разных видах творческой деятельности.
Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Преподавание предмета «Технология» не возможно без  использования новых  педагогических  технологий. Их бесконечное  множество. Одной из таких технологий является технология критического мышления.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) применяется в разных странах и во многих российских регионах. Ее название отчасти условно. Выражение «критическое мышление» подразумевает некую сосредоточенность на недостатках, недоверчивость, нежелание принимать что-либо на веру. Однако в российской образовательной традиции термин «критическое мышление» связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения как учителем, так и учениками. Людям с критическим мышлением присуща открытость новым идеям.
Определений этого термина немало. Приведу одно из них.
Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Формирование критического мышления - одна из актуальнейших задач современного обучения. Она обусловлена требованиями общества и государства к образованию. Решению указанной задачи школы способствует применение технологии развития критического мышления. Она помогает учить школьников решать различные проблемы, с которыми им придется столкнуться во взрослой жизни, что особенно важно в обучении предметной области «Технология».
ТРКМ в рамках предмета технология:
-дает возможность учителю формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать креативные способности учащихся, проводить рефлексию их и собственной деятельности, двигаться дальше в планировании и ведении уроков, а также в профессиональном саморазвитии;
-способствует самоопределению учеников, формирует самостоятельность их мышления и деятельности;
-влияет на цели учителя и результаты образовательного процесса.
Приемы и методы ТРКМ
Технология критического мышления включает совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Уроки на основе ТРКМ отличаются трехфазной структурой: вызов, осмысление, рефлексия с использованием соответствующих каждой фазе (стадии) приемов и методов.
Первая стадия - вызов
Ставится задача - «вызвать» (восстановить в памяти, побудить вспомнить) имеющиеся у учащихся знания по изучаемому вопросу, активизировать и мотивировать их на учебную деятельность.
Вторая стадия - осмысление
Ставится задача на непосредственную работу с информацией с использованием подходов критического мышления - осмысленного чтения или слушания. Учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы, работают с новой информацией (фильм, лекция, материал учебника).
Третья стадия - рефлексия
Учащиеся анализируют полученную информацию, соотносят ее с уже знакомой им и, используя знания, полученные на стадии осмысления, творчески перерабатывают.
Работа индивидуально, в парах и группах. Учащиеся получают информацию, выслушивают, записывают, обсуждают ее.

Примеры:
Кластеры
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке в виде «грозди» (кластера). Может быть применен на стадии вызова, тогда учащиеся выходят на собственное целеполагание, на выбор направлений изучения темы. На стадии осмысления вносятся исправления и дополнения. На стадии рефлексии: это исправление неверных предположений, заполнение новой информацией, установление причинно-следственных связей, презентация новых кластеров. Например по теме «Производство текстильных волокон. Волокна растительного происхождения»-5 кл.
Назначение тканиКрасотаЗащита от внешних воздействийуютСкрывает недостатки фигуры
2. «Мозговая атака»
Метод, используемый для создания банка идей, из которых впоследствии можно выбрать лучшую. Работая в группе или в паре, учащийся зачастую получает гораздо больший заряд энергии, уверенности в своих силах. Достоинство этого метода -большое количество идей в единицу времени. На стадии осмысления лучшая идея прорабатывается, а на стадии рефлексии может быть получен конечный продукт.
Пример. Тема «.Технология изготовления лоскутного изделия» 5 класс
Задание. Разработать разнообразные схемы изготовления лоскутных прихваток
3.  Ситуационные задачи
Пример.  Тема «Комнатные растения в интерьере», 6 класс
Задание. Решить ситуационную задачу: У моей бабушки комната находиться на северной стороне, но она очень любит цветы. Ей необходима твоя помощь. Как бы ты ей помог найти подходящее растение?
Ключевые слова
Учащиеся должны придумать рассказ, используя ключевые слова, или расставить их в определенной последовательности, а затем на стадии осмысления искать подтверждения своим предположениям.
Пример. Тема «Блюда из овощей и фруктов», 5 класс.
Задание:
- на стадии вызова: составьте рассказ с написанными на доске словами;
- на стадии осмысления: прочитав параграф учебника, внесите изменения или дополнения в свой рассказ.
Ключевые слова: витамины, корнеплоды, первичная обработка, разные блюда.
 Игра «Да - нет»
Учащиеся отвечают на вопросы учителя односложно.
Примеры:
-   5 класс. Вопрос: швейные машины делятся на 3 вида привода?
-   9 класс. Вопрос: к типам профессий относится человек - техника?
6. Сочинение синквейнов (пятистиший)
Поэзия, по мнению педагогов и психологов, - чрезвычайно эффективная форма рефлексии. Написание синквейнов активизирует вниманием школьников во время усвоения нового материала. От них не требуется сочинять стихи в общепринятом представлении, следует только соблюдать достаточно строгий, но вместе с тем не вызывающий затруднений у подавляющего большинства учащихся алгоритм:
первая строка - одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает предмет или объект, о котором пойдет речь в синквейне;
вторая строка - два слова - прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства предмета или объекта;
третья строка - три глагола, описывающие характерные действия;
четвертая строка - фраза из четырех слов, относящаяся к предмету или объекту;
пятая строка - суть предмета или объекта - одно существительное или фраза.
Примеры синквейнов:
5 класс
Интерьер
Красивый, функциональный.
Найти, подобрать, применить.
Внутреннее убранство помещения
Дизайн
Мой опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать, стремятся к творчеству и неординарным идеям.  Таким образом, дело учителя, как бы оставаясь в стороне, раскрыть возможности своих  учеников, сделать всё, чтобы они почувствовали себя личностями, прониклись самоуважением.
Список литературы
 Загашев, И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке : образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма / И. Загашев // Педагогический университет «Первое сентября». – Режим доступа: http //lib.september. ru 2004/17/15. htm.
 Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир - Бек, И.В. Муштавинская. – СПб : Альянс - Дельта, 2003.
 Кулюткин, Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. - СПб.: СПбГУПМ, 2003.
Рапацевич, Е.С. Педагогика : Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2005.
http://www.imc-new.com/teaching-potentialhttps://sites.google.com/site/innovobrazhttp://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie