Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках биологии


Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках биологии
(из опыта работы учителя биологии ГБОУ ООШ с.Заборовка Салеевой Э.Д.)
Начало ХХI в. проходит под знаком модернизации школьного образования. Появляются новые педагогические технологии, методики, учебники. Всё шире в учебный процесс внедряются информационные технологии. Сейчас компьютеры с проекционными устройствами, интерактивные доски появились во многих школьных кабинетах. Многие уроки биологии проходят с использованием компьютерной техники.
На уроках биологии я использую учебно-лабораторное оборудование, которое ГБОУ ООШ села Заборовка получила в конце декабря 2013 года. Было получено 14 микроскопов и 1 электронный микроскоп.
Среди оборудования есть:
Микроскоп цифровой T-1050 kenaс программным обеспечением (русифицированным) Ken- A-Vision.В комплект поставки входят: инструктивные материалы по использованию микроскопа ;- русифицированное программное обеспечение.
Кроме этого есть программно-методический комплекс для изучения анатомии и физиологии человека
(Интерактивный плакат " Биология человека "ЗАО " Новый Диск")
Цифровое наглядное пособие по теме «Систематика растений»
Цифровое наглядное пособие по теме «Анатомия и морфология растений»
Цифровое наглядное пособие по теме «Генетика»
Цифровое наглядное пособие по теме «Основы селекции»
Цифровое наглядное пособие по теме «Цитология»
Цифровое наглядное пособие по теме «Экологические факторы»
Цифровое наглядное пособие по теме «Биотические отношения»
Цифровое наглядное пособие по теме «Основные отряды птиц»
Цифровое наглядное пособие по теме «Сезонные явления в жизни птиц»
Более подробно мне хотелось рассказать об использовании цифрового микроскопа. Цифровой микроскоп сочетает в себе световой микроскоп и цветную цифровую камеру, оптическая ось которой совпадает с оптической осью микроскопа. Световой микроскоп можно использовать и без камеры, которая устанавливается на место окуляра после настройки изображения. Камера имеет подключение к USB порту компьютера. Программная поддержка позволяет не только рассматривать объекты на экране компьютера, но делать фото- и видеосъемку изучаемых объектов.
Применение цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение биологического объекта (микропрепарата) или кристаллов на экране монитора персонального компьютера или на большом экране с помощью выносного проекционного устройства, подключаемого к компьютеру.
При проведении лабораторных работ на уроках цифровой микроскоп оказывает значительную помощь. Он дет возможность:
изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера;
использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;
изучать объект в динамике;
создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме;
использовать изображения объектов на бумажных носителях.
При использовании световых микроскопов всеми учащимися на лабораторных работах у учителя возникает трудность в контроле за правильностью настройки микроскопов у учащихся – элементарно не хватает времени заглянуть в каждый микроскоп. Цифровой микроскоп позволяет решить и эту проблему: изображение выводится на экран и у учащихся появляется возможность сравнить увиденное на своем микроскопе с изображением на экране, в результате реальную помощь приходится оказывать только некоторым учащимся.
Как же проходит лабораторная работа с использованием цифрового микроскопа?
Этапы лабораторной работы:
постановка целей и задач с помощью учащихся;
объяснение строение объекта, с помощью его изображения, выведенного на большой экран;
самостоятельная работа учащихся с микроскопами (индивидуально или в парах), при этом изображение с большого экрана убрано;
зарисовка увиденного объекта, ответы на поставленные вопросы, запись выводов;
сравнение своего рисунка с эталоном (на экране).
Надо сказать, что работа с микроскопом – один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся любых возрастов. Использование цифрового микроскопа делает её еще более яркой, запоминающейся, да и самому учителю такая работа доставляет удовольствие.
При подготовке к работе эталонные изображения создаю заранее, сфотографировав нужные объекты. Кстати, количество таких изображений со временем значительно увеличилось, поэтому я создала в компьютере несколько папок (“Ботаника”, “Зоология”, “Человек” или другие) и в дальнейшем сразу сортирую фотографии по тематическим папкам.
С помощью цифрового микроскопа нами были получены видеозаписи живых объектов: инфузории-туфельки, амёбы обыкновенной, нематоды, коловратки и других. Эти записи также использовались при проведении уроков.
В заключении отмечу, что использование цифрового микроскопа даёт ощутимый педагогический эффект в плане формирования мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний, приобретения и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся.