Применение интерактивного оборудования в образовательном процессе


ТОГБОУ СПО «Приборостроительный колледж»
ТЕМА: Применение интерактивного оборудования в образовательном процессе
Ф.И.О. соискателя: Шаршова Ольга Павловна
Преподаватель спецдисциплинТамбов 2016
Содержание
1.Актуальность выбранной темы 3
2. Формы, методы и приемы работы по развитию проектно-технологического мышления и активизации познавательной деятельности обучающихся 5
3. Литература
10

Актуальность выбранной темы
В стремительно развивающемся мире в значительной мере претерпевают изменения все сферы деятельности современного общества, в том числе модернизация российского образования является одним из приоритетных направлений.
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным обществом, - акцент перенесен с усвоения знаний на формирование компетентности. Компетенцию можно разложить на две составляющие: хотеть и уметь. Под желанием обучающегося подразумевается мотивация к познавательной деятельности. Для появления интереса к изучаемому предмету со стороны ученика необходимо применение учителем технологий развивающего обучения (технология критическогомышления, обучение в сотрудничестве, технология проектного обучения).
Таким образом, своевременное выявление и создание условий для стимулирования обучающихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных являются, на сегодняшний день, важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на обучающихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.
В связи с этим в нашу жизнь прочно вошли такие понятия как «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ) «новые информационные технологии обучения» (НИТ) «цифровые образовательные ресурсы» (ЦОР), «интерактивная доска» (ИД) и др.
Сегодня общеобразовательная практика большинства развитых стран формируется с учетом требований общества, индивидуального подхода к обучению студентов, реализация которых на практике предполагает трансформацию учебного процесса.
Интерактивная доска значительно расширяет возможности представления учебного материала, позволяет усилить мотивацию студентов к обучению, которое благодаря данному средству становится более привлекательным и захватывающим.
Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Ведение образовательной деятельности с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:
Материалы к образовательной деятельности можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.
Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения студентов с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.
Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование
После занятия файлы можно сохранить в сети, чтобы воспитанники всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями.
Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно. 
Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на занятии исследовательскую деятельность.
Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.
Применение на занятии компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит преподавателю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Формы, методы и приемы работы по развитию проектно-технологического мышления и активизации познавательной деятельности
обучающихся
Посредством применения интерактивного оборудования в рамках учебного процесса применяются следующие формы организации работы обучающихся: индивидуальная, самостоятельная и групповая.
Цель интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
• пробуждение у обучающихся интереса;
• эффективное усвоение учебного материала;
• самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
• обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
• формирование у обучающихся мнения и отношения;
• формирование жизненных и профессиональных навыков.
Ведущая роль в интерактивном обучении отводится развивающим, частично-поисковым, поисковым и исследовательским методам. Для этого на занятии организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлексировать.
Данная методика обучения построена на диалоговом общении между преподавателем и обучающимися или между обучающимися в зависимости от характера используемого метода. Различные интерактивные методы обучения можно использовать в независимости от типа занятия и на разных этапах занятия (организационный, информационный, смысловой, демонстрационно-дискуссионный, итоговый). Применение интерактивных методов обучения также возможно независимо от уровня подготовленности учащихся.
Существуют различные интерактивные методы, в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно.
При подготовке материала можно применять всевозможные технологические приемы. Например, такие как:
«Перетаскивание объектов». Этот прием, наверно, самый популярный, и как все другие приемы, никогда не используется сам по себе. При оформлении заданий использует комплекс приемов, и в результате – доска превращается в инструмент, позволяющий, используя прием перетаскивания объектов, подготовить задания, предполагающие скрытие правильных ответов к упражнению за пределами страницы и дальнейшее их открытие. Т.е. в ходе опроса, обучающимся предоставляется возможность обсудить поставленную задачу и совместно решать поставленные задачи. По окончании обсуждения преподаватель имеет возможность открыть ответы, каждый из которых встанет на нужное место на странице интерактивной доски. Разновидностей исполнения данной технологии существует большое количество. В качестве примера приведем одну из них. Пример применения технологии «Шторка» приведен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Пример слайда с использованием технологии «Шторка»
Технологический прием «Ссылки на страницы». Данный метод предполагает возможность размещения на страницах интерактивных разработок всевозможных ссылок. Это могут быть ссылки на какие-либо другие интерактивные разработки или на ресурсы в сети Интернет и др. Пример применения технологии приведен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Пример слайда с использованием технологии «Ссылка на странице»
Технологический прием «Ластик». Данный прием схож с выше описанным - «Перетаскивание объектов». Разница состоит в том, что появление правильного варианта возможен только после применения инструмента «Ластик». Пример применения технологии приведен на рисунке 3.

Рисунок 3 – Пример слайда с использованием технологии «Ластик»
Технология «Корзина». Еще один прием оформления заданий на интерактивной доске, основанный на использовании фонов и расположении объектов на нижнем и верхнем слоях. Пример применения технологии приведен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Пример слайда с использованием технологии «Корзина»
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы разные интерактивные формы: круглый стол (дискуссия, дебаты); мозговой штурм; деловые и ролевые игры; анализ конкретных ситуаций и др.
Подводя итог, можно сказать, что одним из важных средств повышения качества учебного процесса, успешного усвоения знаний детьми, формирования у них умений и навыков являются информационные средства обучения, которые позволяют не только реализовать принципы наглядности в обучении, но и деятельностный метод в обучении.
Грамотное применение всевозможных инновационных средств обучения в образовательном процессе способствует развитию познавательной деятельности, усиливает мотивацию обучающихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на занятиях; развитию навыков самообразования и самоконтроля у учащихся; снижению у них затруднений, вызванных в ходе освоения нового материала, увеличивает активность и инициативность, что дает положительные результаты в образовательной деятельности, а также формированию информационно-коммуникационной компетенции.

Литература
Ахметова Г. К. Совершенствование содержания высшего профессионального образования в целях подготовки конкурентоспособного специалиста. – Алматы, 2008;
Бороненко Т. А. Использование ЭОР в учебном процессе.- Санкт-Петербург: «РГПУ им. А. И. Герцена», 2007;
Лопанова Е.В. Личностно-деятельностные технологии обучения. Учебно-методическое пособие. – Омск: ТБ, 2004 г;
Асамбаева М. Интерактивные методы обучения. – Каракол: Каракольский центр обучения взрослых, 2004 г;
Суворова Н.А. Интерактивное обучение: Новые подходы. М., 2005г;
Матрос Д.Ш., Даммер М. Д., Костромцова В.В. Информатизация общего среднего образования.– М.: Педагогическое общество России, 2004г;
Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения. – М: Агентство «Социальный проект», 2007г;
8. Алексеева, Е.В. Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс]/ Е.В. Алексеева; Электронный журнал «Вопросы Интернет образования»//http://center.fio.ru/vio/vio_22/cd_site/Articles/art_1_16.htm.