Педсовет «Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками – важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы»

Педсовет
«Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками – важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы»
Открытие педсовета.
Присутствует _____ человек. Какие вопросы по открытию?
Повестка:
Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками – важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы
Итоги 1 четверти
Вступление.
На рассмотрение педсовета выносится следующая тема: «Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками – важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы»
С одной стороны, названную тему не назовешь новой, или вызывающий живой непосредственный отклик у учителей. Хотя сложившееся положение вещей зачастую не удовлетворяет педагогов школы, воспринимается как непреодолимая проблема. Тем более, что многие работники школы совмещает обязанности учителя предметника и классного руководителя, отсюда любые шероховатости в межличностных взаимоотношениях, просчеты, допущенные в той или иной профессиональной роли значительно осложняют попытки педагога индивидуально поддерживать схему работы с вверенным классом.
Поэтому перед данным педагогическим советом стоят достаточно сложные задачи:
актуализировать существующие проблемы в профессиональном взаимодействии классных руководителей и учителей предметников,
содействовать формированию своеобразной профессиональной конвенции (договора) педагогов школы о порядке взаимодействия в системе «классный руководитель – учителя предметники»,
спроектировать на основе конвенции корректировку сложившейся практики работы и организационные схемы, поддерживающие изменения.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Большую роль, безусловно, играет взаимодействие классного руководители и учителей-предметников.
Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. 
Итак, рассмотрим точки соприкосновения классного руководителя и учителей-предметников с целью повышения эффективности взаимодействия.
Первое на что хотелось бы обратить внимание:
Классный руководитель знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время. 
Не менее важная задача классного руководителя:
систематически информировать учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей. 
Следующая задача:
регулировать отношения учителей и родителей. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует их встречи с учителями-предметниками с целью обмена информацией, об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися. 
Не менее важной задачей является, то что
Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, проводит совместную работу с учителями по развитию познавательных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями. 
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком 
Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.
Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости. Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы.
Все классные руководители знают, что успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех педагогов, т.к. такое взаимодействие решает очень важные воспитательные задачи.
Оно необходимо для:
Помощи в работе по развитию познавательных интересов; 
Содействия при контакте с родителями учащихся; 
Содействия индивидуальному подходу к учащемуся в процессе обучения; 
При взаимодействии с учителями-предметниками классные руководители используют следующие формы работы: 
Посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за организованностью учащихся на уроке (основная форма взаимодействия); 
Отслеживание выполнения классом контрольных работ; 
Организация малых педсоветов; 
Координация воздействия учителя класса на отдельных учащихся и на класс в целом; 
Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания (успеваемость, поведение); 
Приглашение учителей, работающих в классе, на индивидуальные беседы с учащимися; 
Участие в организации и проведении познавательных конкурсов, олимпиад, предметных недель. 
Такова теоретическая основа обозначенной темы.
Работа по обозначены моментам, а именно - изучать, информировать, регулировать, привлекать и т.д. – это и есть пути повышения эффективности взаимодействия классных руководителей и учителей-предметников. Залог успеха в системной работе.
Безусловно, в нашей школе накоплен и имеется определенный опыт работы в данном направлении. Охарактеризовать положение дел и обозначить наиболее существенные проблемы взаимодействия, зафиксировать имеющийся в школе положительный опыт поможет нам следующий этап нашего педсовета.
Перед педсоветом была организована аналитическая работа предметных методических объединений по вопросу: «Оценка сложившейся практики работы взаимодействия классных руководителей и учителей-предметников». Руководителям МО нужно было оценить существующее положение дел и посоветовавшись с коллегами, вынести оценочные суждения.
(выступления руководителей школьных предметных МО)
Взаимодействие классных руководителей и учителей-предметников. Из опыта работы. Плюсы и минусы. Хотелось бы услышать мнение и классных руководителей и учителей-предметников.
(выступление учителей-предметников и классных руководителей)

Работа в группах по проектированию годового взаимодействия.
Коллеги! Мы с вами оценили существующее положение дел, теперь можно приступать к проектированию.
На каждом столе разложены таблицы «Годовой цикл взаимодействия классного руководителя и учителей- предметников» здесь по вертикали перечислены месяцы учебного года, а сверху по горизонтали – основные организационные формы совместной работы. Предлагается заполнить их исходя из оптимальной организации взаимодействия в том классе, в котором вы работаете, хорошо было бы, если в пустых графах было не просто отмечены крестиками когда, следует проводить работ в той или иной форме, а главным образом содержание взаимодействия (тема, задача, проблема). На эту работу планируется потратить 5-7 минут.
Уважаемые коллеги! Мы завершили проектную работу, можно послушать к чему пришли наши группы. Регламент выступления 1-2 минуты. Прошу после выступления таблицы сдать редакционной группе.
Годовая логика организации взаимодействия должна учитывать: адаптационные проблемы (сентябрь), завершение учебных четвертей (октябрь, декабрь, март, май).
Сегодня особенно важно находить неиспользованные резервы, которые могут прийти на помощь классному руководителю. Одним из таких резервов может являться команда педагогов класса. Слово по этому вопросу предоставляется учителю ____________.
Но прежде чем предоставить слово нашему коллеге, обратимся к нашей таблице. (анализ таблицы) перспективы создания команд из педагогов, работающих в классе во главе с классным руководителем в качестве лидера следует оценить (фантастичной для практически всех классов нашей школы, реальной для небольшой группы, реальной для более чем половины классов, и т.д.)

Взаимодействие учителей-предметников и классного руководителя позволяет не только обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к решению конкретных проблем классного сообщества, но и актуализировать в сознании учителей вопросы их собственной воспитательной деятельности, а классному руководителю – освободиться от стереотипов «воспитательной работы» и «мероприятийного воспитания».
Хочется сделать еще один традиционный анализ: количество учащихся имеющих только одну 3 или 4. Решение этого вопроса поможет взаимодействие классных руководителей и учителей-предметников. Слово зам.директора по УВР.

Выполнение единых требований - это тоже взаимодействие классного руководителя и учителей. Хочется обратить внимание на записи домашнего задания и выставление оценок. Практика показывает, что единства в этих моментах нет.
Выступление_________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод.
Мы переходим к последней части нашей работы: подведение итогов. Представляем вашему внимание проект решения педагогического совета
Проект решения педагогического совета:
Оценивая положение дел в сфере взаимодействия кл. рук. и учителей-предметников, принять к сведению следующее: 
В практике нашей школы сложились продуктивные межличностные взаимоотношения классных руководителей и учителей-предметников. Учителя ожидают от классных руководителей информирования по таким вопросам как: состояние здоровья, позиция родителей относительно взаимодействия семьи и школы, об индивидуальных особенностях ребенка. 
Существующие в школе организационные формы обмена информацией между кл. рук. и учителями-предметниками могут быть признаны достаточными, особенно хорошо зарекомендовали себя такие организационные формы, как совместные мероприятия интегрированные уроки, родительские собрания с учителями - предметниками, индивидуальные беседы. 
Существующая практика взаимного информирования может быть признана регулярной. 
В годовом цикле взаимодействия кл. рук. и учителей - предметников для повышения эффективности воспитательного процесса можно рекомендовать такие формы взаимодействия как 
Совещание классного руководителя с учителями - предметниками, работающими в классе, 
Посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за организованностью учащихся на уроке (основная форма взаимодействия); 
Отслеживание выполнения классом контрольных работ; 
Организация малых педсоветов; 
Организация педагогических консилиумов; 
Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания; 
Приглашение учителей, работающих в классе, на индивидуальные беседы с учащимися; 
Участие в организации и проведении познавательных конкурсов, олимпиад, предметных недель, конкурсов проектов. 
Осуществление преемственности, 
Проведение дней открытых дверей для родителей. 
Проект годового цикла принять за основу, доработать на МО классных руководителей и внедрить в практику работы школы.
Добиваться выполнения локальных актов по записи домашнего задания и выставлению оценок в дневники учащихся. 
15