ПРИМЕНЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ БИЛОГИИ


ПРИМЕНЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА ЗАНЯТИЯХ БИЛОГИИ
Захарова Ирина Петровна,
преподаватель
ГБОУ СПО «СМГК», г. Сызрань
Одной из ведущих задач преподавания биологии в колледже является необходимость реорганизовать образовательный процесс таким образом, чтобы сделать данный предмет профессионально-ориентированным, формирующим специалиста, обладающего заданным набором профессионально значимых качеств. Биология является основой современной медицины и здравоохранения, такие разделы дисциплины, как паразитология, генетика, микробиология, экология особенно важны для изучения общеобразовательных и профессиональных медицинских дисциплин на последующих курсах. Изучение общеобразовательной дисциплины «Биология» позволяет студентам понимать сущность патологических нарушений, происходящих в организме человека. Лечение больного в настоящее время невозможно без учета его биологических особенностей.
В рамках реализации задачи формирования у будущего специалиста базовых знаний, необходимых для освоения общеобразовательных и специальных медицинских дисциплин, мной была разработана рабочая программа учебной дисциплины «Биология», составленная на основе примерной программы, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям Сестринское дело, Фармация. В своей практической деятельности мной используются такие современные образовательные технологии, как предметно-ориентированные, технологии дифференцированного, развивающего обучения; технологии, основанные на коллективном способе обучения; технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
При подборе материала к занятиям используется информация из журналов и справочников по медицине, большое внимание уделяется вопросам, с которыми медицинский работник встречается в своей практической деятельности.
По характеру познавательной деятельности студентов и участия преподавателя в учебном процессе используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы.
Использование активных методов обучения объясняется тем, что на занятиях поставлены задачи не только усвоения студентами знаний, но и развития творческих и коммуникативных способностей личности, формирования личностного подхода к изучаемым темам.
Обсуждение с преподавателями дисциплин, изучаемых студентами на последующих курсах, выявило, что наибольшее значение при изучении этих дисциплин имеют знания, полученные при изучении таких тем дисциплины «Биология», как «Учение о клетке», «Основы генетики и селекции», «История развития жизни на Земле». Поэтому при преподавании этих дисциплин используются различные формы и методы обучения с целью активизировать знания студентов, полученные ранее, создать положительную эмоциональную реакцию студентов к принятию учебного материала, усилению мотивации студентов в изучении данной дисциплины. Для этого при объяснении нового материала используются различные формы лекций. Лекции, как правило, проводятся в традиционной форме. Но несколько лекций проведены в нетрадиционной форме. Так, лекция «Генетика пола. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов» проводится в форме лекции-визуализации: во время проведения лекции часть учебного материала предлагается студентам в виде схем, таблиц, которые исполняют роль носителей информации, что позволяет сконцентрировать внимание студентов на наиболее важных, ключевых моментах содержания лекции, способствует их пониманию и усвоению. Схемы также служат опорным материалом для самостоятельной работы студентов и самоконтроля. Выбор такой формы проведения лекции позволяет через визуализацию изложения учебного материала повысить степень мыслительной активности студентов, научить их видеть сущность изучаемых явлений, преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания учебной информации.
Лекция «Развитие жизни на Земле» проводится с использованием интерактивных методов обучения. Цель лекции: активизировать знания студентов, полученные ранее, научить проводить анализ, синтез, обобщение; внимательно слушать ответы других студентов и работать в сотрудничестве; доказывать свою точку зрения и формулировать выводы.
При изучении темы «Единство происхождения человеческих рас. Расизм» применяется форма лекции-беседы. Одной из целей данного занятия было воспитание толерантности к представителям других рас и народов, так как среди студентов колледжа есть представители различных этносов нашей страны.
В основе лекции-беседы лежит диалог. Вопросы во время лекции задаются таким образом, чтобы привлечь внимание студентов к наиболее важным аспектам темы, активизировать знания студентов, полученные ранее, научить их видеть единство человеческих рас, критиковать и отвергать идеи социального дарвинизма.
Такая форма проведения занятия вызывала положительную эмоциональную реакцию студентов к принятию учебного материала. Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у студентов интеллектуальные умения – аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на практических занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. Особенно важно на практическом занятии применение проблемно-поискового метода обучения.
Тема «Биология как наука. Методы научного познания» является пропедевтической по отношению к специальным дисциплинам, изучаемым на следующих курсах. В связи с этим при изучении темы конкретизируются, расширяются и углубляются знания о признаках живых организмов, системе, многообразии и эволюции живой природы; взаимосвязях организмов и окружающей среды; человеке и его здоровье. Особое внимание уделяется подразделению биологии на науки по предмету изучения: микробиологию, генетику, анатомию, гельминтологию, паразитологию, гельминтологию и т.д., значению их для медицины. Говоря о методах биологии, указывается их значение для развития медицинских знаний. Практические занятия проводятся с применением набора педагогических технологий и методов обучения: технологии интерактивного обучения (беседа с элементами дискуссии при объяснении материала; работа в малых группах на семинарском занятии); компьютерные технологии (использование презентации). В рамках изучения темы у студентов формируются следующие общие компетенции: организационная, информационная, коммуникативная, умение работать в группе.
Темы, изучаемые в разделе «Учение о клетке», в дальнейшем изучаются во многих общепрофессиональных дисциплинах и дальнейшей практической деятельности: анатомии и физиологии человека, микробиологии, патологии, терапии, педиатрии и т.д.
Изучение раздела «Учение о клетке» начинается с изучения химического состава клетки. Тема «Органические вещества, входящие в состав клетки» важна в изучении курса, т.к. лежит в основе изучения последующих тем учебной дисциплины.
Данная тема является актуальной для деятельности медицинской сестры, фармацевта, т.к. она помогает понять сущность жизни, объясняет причины многообразия биологических видов, помогает осознать важную роль каждого компонента живого для функционирования системы организма в целом, позволяет объяснить многие заболевания человека и объяснить возможные пути лечения.
На практических занятиях для активизации мыслительной деятельности студентов, возбуждения интереса к уже известному материалу большое значение имеет элемент нового: подбор задач по молекулярной биологии, содержащих объяснения генетических заболеваний человека. При проведении практического занятия используется групповая и индивидуальная формы организации самостоятельной работы студентов. Она заключается в следующем. При организации самостоятельной работы в группах студенты разбиваются на малые группы. В группе выделяется консультант, который выполняет координационную функцию, устанавливая связи между всеми студентами. Каждая группа выполняет полученное задание (решает задачи, составляет таблицу). Этот прием способствует повышению активности обучающихся и объективной оценке их выступлений, воспитывает культуру общения. Этому же способствует обсуждение и рецензирование студентами отдельных групп подготовленных к занятию рефератов. Активности студентов в ходе проведения семинара, объективности в оценке их выступлений способствует прием "рецензия рецензии". Суть его в том, что если на семинаре работают три группы, то после выступления представителей первой группы члены второй группы дают рецензию на прослушанное сообщение, а третьей - рецензию рецензии. Затем группы меняются ролями. В итоге каждая группа сделает сообщение, выступит в роли рецензента и выскажет свое согласие или несогласие с рецензентом. При изучении разделов биологии «Эволюционное учение», «История развития жизни на Земле», «Основы экологии» студенты выполняют учебно-исследовательский проект с последующей защитой, который охватывает изучаемый материал из разных разделов. Тему проекта студент выбирает совместно с преподавателем. В ходе работы над проектом студент приобретает новые знания, проводит небольшую теоретическую исследовательскую работу, т.е. настолько углубляется в изучаемый вопрос, чтобы потом изложить его на защите, продемонстрировать свои компетенции во время выступления и ответить на все вопросы преподавателя и студентов. К проекту может прилагаться презентация. Оценка проекта основывается на степени овладения студентом разработанной темой, способности сформулировать задачи, изложить содержание вопроса и сделать выводы. Одним из главных критериев оценивания студента является уровень достижения им общих компетенций.
При изучении дисциплины «Биология» используются различные педагогические технологии и методы обучения: технология проектного обучения (метод проектов); предметно-ориентированные технологии, технологии дифференцированного, развивающего обучения; технологии, основанные на коллективном способе обучения; технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
В процессе обучения у студентов формируются следующие ключевые компетенции: организационная, информационная, самообразовательная, познавательная, когнитивная.
В результате реализации компетентностно-ориентированного подхода в процессе преподавания дисциплины «Биология» на основе современных педагогических технологий и придания дисциплине нового качества выросла мотивация студентов в изучении данной дисциплины, выросли количественные показатели успешности освоения данной дисциплины.