Конспект урока природоведения: Солнце и его значение для жизни на Земле.


Урок природоведения 1 класс
Тема: Солнце и его значение для жизни на Земле.Цель: Сформировать представление о солнце, его роли и значении для природы; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать наблюдательность, воображение; воспитывать желание узнавать новое.Оборудование: мультимедийная доска, презентация «Солнце», рисунки с солнечными узорами, солнцезащитные очки.
Ход урока
I. Организация класса
Начинается урок, Он пойдет ребятам в прок.Постарайтесь все понятьИ очень многое узнать
II. Повторение изученного материала
1. Фронтальный опрос - Давайте вспомним что такое природа?- Посмотрите какие объекты нас окружают, выберите лишний предмет (слайд 1) Цветок, человек, лиса, дом.- К какой природе относятся оставшиеся предметы?-По каким признакам определяют живые предметы?2. Игра «Будь внимательным»Учитель называет объекты, дети хлопают в ладоши, услышав предмет неживой природы.Звезды, собака, планеты, дерево, луна.- Как можно назвать эти телаIII. Мотивация учебной деятельности
ЗагадкаТы весь мир наш освещаешь,Ты тепло всем посылаешь, Улыбаешься в оконцеИ зовут тебя все… (Солнце)
-Солнце – это небесное тело. А к какой природе оно относится ?-Какие слова в загадке подсказали что речь идет о солнце?- А что вы знаете о солнце
IV. Сообщение темы и цели урока
- На уроке мы больше узнаем о солнце, о том как оно влияет на природу. В конце урока мы создадим свои солнышки, но для того чтобы ваши солнышки получились самыми лучистыми, вам необходимо быть внимательными и запомнить добрые дела солнышка.
V. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя с элементами беседы.
- Уже в древние времена люди понимали значение солнца, поклонялись солнцу. В его честь слагали песни, устраивали праздники. Сочиняли загадки, поговорки, заклички. Люди воспевали и в творчестве. А солнечные узоры использовали для украшения салфеток, игрушек, ими расписывали посуду.Задание 1Найти на рисунке солнышко и раскрасить его.
Солнце – это большой, просто огромный горячий шар, вокруг которого вращается Земля.
- Кто наблюдал ночью на небе звезды?
Солнце – это такая же звезда, как и другие звезды, но она находится намного ближе к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее. Солнце не просто светит днем, оно создает день
- Ребята, а велико ли солнце?
Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землей, оно выглядело бы, как большой мяч и горошина.
Задание 2Дополнить картинку необходимыми элементами.
- А теперь я вам предлагаю послушать стихотворение Я. Акима и определить чем важно Солнце для растений, животных и для нас людей. ***- Свети нам, солнышко, свети,Легко с тобой живется!И даже песенка в пути, Само собой поется.
От нас за тучи – облакаНе уходи, не надо!И лес, и поле, и рекаТеплу и солнцу рады…- Напрасно пущена молва,Что солнце нас тревожит.Лягушка изредка – ква-ква-Погреться любит тоже…
-Какую пользу Солнце приносит животным?Любят солнечное тепло и насекомые и змеи и ящерицы. От него они становятся подвижнее, быстрее.
- А для растений чем важно Солнце?Солнечный свет и тепло, нужен не только животным, но и растениям. Они растут, цветут и дают плоды и семена только в теплую погоду. Зимой растения спят. Если некоторые животные могут жить без солнечного света, то растения жить без него не могут, потому что Солнце помогает растениям питаться.
- А как же Солнце влияет на человека?Солнечный свет обладает целебной силой. Под воздействием солнечного света улучшается состояние здоровья. В человеческом организме вырабатывается витамин Д, который активно участвует в укреплении наших костей, зубов, ногтей.
Физкультминутка Встаньте дети, улыбнитесьИ планете поклонитесьЗа счастливый день вчерашний.Дружно к Солнцу потянитесь,Влево, вправо наклонитесьИ юлою покрутитесьРаз присядьте, два присядьтеИ за парты тихо сядьте
VI. Закрепление и осмысление знаний
- А если бы вдруг произошла встреча с Солнцем, что бы оно могло рассказать о себе?Закройте глаза и представьте эту встречу.
- Вот и у нас в классе Солнышко появилось, да не простое, а говорящее. Послушайте его рассказ и догадайтесь о каких природных явлениях расскажет солнце.
Солнце: встану я рано, распущу золотые косы. Поднимусь под облака. Выпью росу и туман, приласкаю животных, да и спать пойду во сине море.
- Солнце рано встает, как это явление называется? (восход)
- «Солнце выпьет росу и туман», что это значит? (круговорот воды в природе)
- Что значит «спать пойдет во сине море»? (закат)
Дидактическая игра «Зачем нам нужно солнышко»
«Я - цветок. Мне нужно солнышко…»
«Я - лягушка. Мне нужно солнышко…»
«Я- человек. Мне нужно солнышко…»
- Мы много говорили о том, как хорошо, когда светит Солнце. А давайте представим что оно исчезло. Что тогда произойдет? (ответы детей)
- Жизни на земле не было бы, так как для того чтобы существовали растения, животные и люди, нужны свет и тепло. Все это нам дает Солнце.
Задание 3 (работа в парах)
Необходимо прикрепить к солнцу столько луче, сколько добрых дел солнца вы вспомните.
VII. Подведение итогов урока
1. Беседа.
- Что нового узнали на уроке?
- О чем хотели бы узнать еще?
2. Игра «Да или нет»
- Солнце - это планета? (нет)
- Солнце очень горячее? (да)
- Солнце – это звезда? (да)
- Солнце гораздо больше земли? (да)
- Солнце относится к объектам живой природы? (нет)
- Земля движется вокруг Солнца? (да)
- Солнце имеет большое значение для живой природы? (да)
3. Беседа.
- Давайте заглянем в мешочек, который оставило солнышко. (солнечные очки)
- Ребята, зачем вам солнышко напоминает вам об этом предмете?