Методические рекомендации по использованию мультимедийного оборудования для повышения качества образовательного процесса.

Мультиедийное приложение к учебнику- это уникальный программный продукт, призванный не только создать новые возможности управления качеством образовательного процесса, но и ввести компьютер в повседневную практику, как учителя, так и ученика. Приложение существенно облегчает труд учителя, делает уроки насыщенными и более интересными для обучающихся. Мультимедийное приложение содержит комплект информационных объектов: демонстрации, анимации, тренажеры, контрольные тесты к каждому пункту и контрольные работы к каждой главе учебника. Использование мультимедийного приложения осуществляется на различных этапах учебного процесса: подготовка к уроку; проведение урока; внеурочная работа; практические занятия; аттестация; домашнее задание.
Подготовка к уроку.
Учитель в соответствии с программой обучения при планировании и подготовке уроков может: осуществить быстрый поиск информационных объектов и их предварительный просмотр, что снижает время подготовки к уроку; подобрать информационный объект как иллюстративный материал для разъяснения тем или проблемных ситуаций при изучении нового материала; разработать вводные лекции для постановки заданий по выполнению самостоятельных работ; скомпоновать отобранные информационные объекты в нужный( последовательности, подготовить материал для лабораторных и самостоятельных работ.
Проведение урока.
Мультимедийное приложение обеспечивает иллюстративное и информационное сопровождение урока, что позволяет учителю использовать информационные объекты (видео, рисунок, анимация, интерактивные модели, слайд-шоу, тест), сочетая его с подписью, разъясняющим описанием. Слайд-шоу представляют собой фрагменты урока, содержащие объяснения по теме. В мультимедийное приложение включены анимации, представляющие собой наглядно проиллюстрировать процессы явления. Объекты имеют звуковое сопровождение и могут использоваться для самостоятельного просмотра обучающимися с последующим обсуждением. Анимация применяется для объяснения сложных понятий, что делает материал легко запоминаемым.
Внеурочная работа.
Во время работы вне школьных уроков, то есть на факультативных занятиях, на дополнительных занятиях, во время работы кружков учитель может выступить организатором творческой поисковой, проектной и исследовательской деятельности учащихся, предлагая учащимся самим решить проблемную ситуацию, обозначенную учителем с помощью информационных объектов. Практическое занятие. На уроках закрепления знаний, как и на уроках «получения информации» использование объектов мультимедийного приложения также возможно и перспективно. Закрепление знаний или «тренинг», который традиционно велся с помощью плакатов, тетради, мела и доски, может проводиться теперь с использованием информационных объектов. Например, можно, демонстрируя слайд-шоу, имеющийся в мультимедийном приложении, просить ученика прокомментировать увиденное. Интерактивные модели чрезвычайно интересны и методически богаты для использования в ходе закрепления понятий. Для учащихся старшего школьного возраста работа с компьютером- неотъемлемая часть процесса обучения.
Аттестация.
Содержание мультимедийного приложения позволяет, как проводить традиционные виды аттестации знаний учащихся, так и создать новые виды заданий и систем оценивания выполненных аттестационных работ. Форма проведения аттестации существенно зависит от оснащенности кабинета. Можно использовать разнообразные виды работ с использованием мультимедийного приложения. При этом будет упоминаться наиболее рациональная форма использования имеющегося оборудования при максимальной оснащенности кабинета. Традиционными видами аттестации знаний учащихся можно считать устный опрос, письменную работу, тесты. В ходе опроса в классе реализуются чрезвычайно важные для обучения условия, когда ученики слышат рассуждения товарищей, которые оспаривает учитель или другие ученики. При этом у ученика возникают сомнения, которые при самостоятельном освоении материала не было. Из проб и ошибок складывается истинное знание. Может быть сформулировано задание к набору файлов, приготовленному к уроку учителем, где учащемуся необходимо выбрать нужные файлы материалы для ответа, вывести его на экран и ответить на поставленные вопросы. При этом будут поощряться попытки приобретения навыков с помощью информационных ресурсов. При проведении самостоятельной работы в ее традиционной письменной форме возможно использование отдельных объектов мультимедийного приложения с выведением их на экран. При этом задания и результаты оформляются на бумаге. Квалифицированный учитель понимает, что самостоятельная работа является интенсивной обучающей процедурой, если исключить фактор оценивания индивидуальной работы каждого, может быть отнесена к источнику информации. Поэтому любые упражнения могут быть модифицированы в задания для самостоятельной работы. Использование мультимедийного приложения должно идти по пути проверки умения работать с информацией, представленной в различном виде, прежде всего визуальной информацией. Поэтому в заданиях для самостоятельной работы могут быть вновь задействованы многие объекты мультимедийного приложения, использованные на этапе введения новых понятий, когда внимание обращалось на увеличение эффективности восприятия информации за счет увеличения ее наглядности. Учитель может использовать тесты для проверки знаний учащихся. Так же ученик самостоятельно может проверять себя.
Домашнее задание с использованием мультимедийного приложения.
Мультимедийное приложение может быть использовано и при подготовке домашнего задания. Например, подготовка домашней работы как вида самостоятельной работы с мультимедийным приложением улучшит выполнение компьютеризованных самостоятельных работ приведенного типа, научит любого ученика проводить целевой поиск объектов в заданном информационном пространстве. Домашняя работа с мультимедийным приложением может восполнять пропущенные по болезни занятия в школе, помогать готовить доклады по заданной теме, подготавливать для демонстрации в классе эксперименты, которые можно провести дома с простым оборудованием. Конечно, школьники лучше выполняют эти задания, если учитель проявляет интерес к их творчеству, поощряет их выполнение оценкой по предмету и положительными отзывами. Таким образом, мультимедийное приложение будет хорошим помощником учителю и ученикам, которые оценят обилие интерактивных объектов, интересных заданий и простоту подачи материала.
15