Доклад по английскому языку на темуИспользование проектных технологий на уроках английского языка

«Все наши замыслы, поиски и творения превращаются в прах, в мёртвую мумию, если отсутствует детское желание учиться. Оно появляется вместе с успехом в учёбе. Интерес к учёбе появляется лишь тогда, когда есть вдохновение, которое рождается от успеха в освоении знаниями, без вдохновения учёба становиться обузой».
В.А.Сухомлинский.
Проблема:

Эффективность использования проектных технологий на уроках английского языка.

Цели:
Показать умения отдельного ученика или группы учеников, использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нём.
Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.
Подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.

Основные принципы:

- Вариативность. Индивидуальная, парная, групповая форма работы. Разнообразие текстов (это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, диаграммы, карты, комиксы, разнообразные варианты тем и упражнений).

- Решение проблем. Процесс изучения языка становится эффективным тогда, когда мы используем иностранные слова для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а рассуждать, они учатся.

- Познавательный подход к грамматике. Учитель помогает ученикам усваивать правила и грамматические структуры, для того, чтобы у них исчез страх перед грамматикой. Ученикам предлагаются разнообразные упражнения на усвоение грамматических структур и явлений с целью научить их использовать английский язык.
- Обучение с удовольствием. Ученики усваивают много информации, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия – это одно из основных условий эффективности обучения, поэтому необходимо включать в обучающий процесс игры, шутки, песни, загадки, интересные задания.

- Личностный фактор. При помощи проектной работы у учеников появляется возможность думать и говорить о себе, о своей жизни, о своих увлечениях, интересах и т. д.

- Адаптация заданий. Нельзя предлагать ученику задания, которые он не в состоянии выполнить. Задания должны соответствовать уровню знаний ученика. Проектную работу можно использовать на любом уровне и в любом возрасте.

Метод проектов – комплексный учебный метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ученику выявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Метод проектов позволяет школьникам проявлять самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе её презентации.

Использование проектной деятельности является актуальным, потому что помогает расширить коммуникативные умения и способствует интегрированию четырёх умений. Актуальность темы заключается в том, что, достигая основной цели обучения английскому языку – коммуникативной компетенции, ученики должны иметь сформированные умения и навыки, в том или ином виде речевой деятельности. А проектная методика как раз способствует тому, чтобы школьники не автоматически запоминали и воспроизводили знания, а ещё имели активную устную практику, чтобы достичь основной цели.
Новизна подхода заключается в том, что ученикам даётся возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия.
Но как может быть использован метод проектов в преподавании иностранного языка с учётом специфики предмета?
Следует отметить, что учитель иностранного языка учит детей способам речевой деятельности, вот почему мы говорим о коммуникативной компетенции как об одной из основных целей обучения иностранному языку.
Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения, лингвистическую компетенцию на уровне, определённым программой и стандартом, и научить тому или иному виду речевой деятельности, необходима активная устная практика для каждого ученика группы. Важно предоставить ученикам возможность мыслить и решать некоторые проблемы.
Вот почему метод проектов является важным на этапе творческого применения речевого материала.
К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи; находить не один, а много вариантов решения проблемы; прогнозировать последствия того или иного решения.
К коммуникативным умениям относят, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умения находить компромисс с собеседником; умения лаконично высказывать свои мысли.
Таким образом, для грамотного использования метода проектов необходима значительная предварительная подготовка, которая должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.

Выделим основные требования к использованию метода проектов:

1) наличие значительной в исследовательском и творческом плане
проблемы (например, проблема свободного времени у
молодёжи, исследование истории происхождения различных
праздников в англоязычных странах, проблемы организации
поездки в Лондон, проблема формирования молодёжного сленга
и т.д.);

2) практическое, теоретическое значение результатов (доклад,
совместный выпуск газеты, постера);

3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая)
деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;

4) структуризация смысловой части проекта;

5) использование исследовательских методов: определение
проблемы, задач исследования, обсуждение методов
исследования, оформление конечных результатов, выводы
(использование в ходе совместного исследования метода
«мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов и т.д.)


Проектная методика позволяет эффективно реализовать коммуникативный подход в учебном процессе по английскому языку. Учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому коммуникативная компетенция – одна из основных целей в изучении иностранного языка. Язык – это элемент культуры, он функционирует в её рамках, поэтому мы должны знать особенности этой культуры. Необходимо формировать страноведческую компетенцию. Предметом речевой деятельности является мнение, а речь – это способ формирования и формулирования мнения.

Проектная методика позволяет:

- обеспечить активную практику для каждого ученика группы с целью сформировать у ученика необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, установленном программой;

- дать ученикам возможность думать, решать проблемы, размышлять над возможными путями их разрешения, акцентировать внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выполнял свою простую функцию – формировал и формулировал эту мысль; это необходимо для формирования коммуникативной компетенции;

- знакомить учеников со страноведческой тематикой и искать способы их вовлечения в активный диалог культур, чтобы они воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия.
Проектная методика даёт возможность вести индивидуальную работу над темой, что вызывает больший интерес у каждого участника проекта, что, безусловно, приводит к повышению мотивированной активности ученика. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли только учебником английского языка (просто выполнив очередное упражнение) или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако чаще всего дети обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, выделяют главное и интересное.

Типы ученических проектов

В основу типологии проектов можно положить разные признаки. Например, в зависимости от количества участников, проекты могут быть индивидуальными, групповыми (2–6 человек), коллективными. В зависимости от времени, потраченного на реализацию, проекты могут быть краткосрочными (1-3 уроков), средней продолжительности (до месяца), долгосрочными (несколько месяцев). По тематической направленности проекты бывают очень разнообразными: речевыми, экологическими, этнографическими, страноведческими, по правам человека, социологические и т.д. Не всегда легко определить тип проекта по тематической направленности, ведь большинство из них по своей сути являются межпредметными.
Чаще всего тип проекта определяется по характеру деятельности, которая в нём является ведущей. Рассмотрим такие основные типы проектов: исследовательские, информационные, творческие, игровые, практические (практически ориентированные).

Информационные проекты

Информационные проекты направлены на обучение целенаправленного сбора информации, её анализа и использования. Выполняя такой проект, ученики находят и накапливают сведения, например, пословицы, афоризмы, праздники, города и т.д. Конечным продуктом информационного проекта может быть реферат, опрос, проведение фокус-группы, оформление стенда и т.д.

Как организовать работу с информацией?
Для этого, в частности, следует сделать следующее.
Записать и выучить соответствующую информацию, что уже известна (здесь потребуются навыки критического мышления).
Выяснить какая информация ещё необходима и где её можно достать (возможные источники информации: книги, учебники, периодические издания, справочники, материалы конференций, Интернет и т.д.).
Достать информацию из разных доступных источников, собрать данные (основные требования к сбору информации –
соответствие к заданию проекта, истинность, полнота и точность, а также соответствие нормам морали или закона).
Зафиксировать собранные данные в виде заметок, диаграмм, таблиц, схем, записей на плёнку, фотографий, электронных файлов (это может быть как индивидуальная, так и коллективная работа).
Сравнить собранные данные и упорядочить материал (работа в группе).

Информационный проект может быть частью
исследовательского проекта.

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, определённых идей, обоснования актуальности предмета
исследования для всех участников, определение источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к научному исследованию.

Игровые проекты

Игровой проект предусматривает выполнение игровых ролей в моделях/ситуациях, которые объединяются общей идеей. Это могут быть роли исторических деятелей, сказочных героев, персонажей литературных произведений, социальные или профессиональные роли. Игровые проекты могут осуществляться в форме вымышленного путешествия, конференции, симпозиума, журналистского расследования.
Также могут быть использованы сюжеты литературных произведений, сказок. Конечным продуктом проекта будет спектакль или выступление театрального кружка.


Практические проекты

Главным признаком этих проектов является не только обучение, а и достижение определённого социально значимого результата. Такие проекты подразумевают тщательное обсуждение и планирование необходимых действий. Их выполнение требует также чёткой структуры, распределения обязанностей, обсуждения на каждом этапе с целью координации деятельности, практического внедрения идей. Конечным продуктом таких проектов может быть газета, Web-страница, оформленный стенд и т.д.

Телекоммуникационные проекты

Телекоммуникационный проект – это совместная познавательная, исследовательская или игровая деятельность учеников, целью которого является обучение и основывается на коммуникации отдалённых участников при помощи компьютерной техники и Интернета. Он направлен на решение общей проблемы и достижение общих результатов, а также имеет заранее согласованные участниками методы и способы деятельности.


Творческие проекты

Творческие проекты допускают соответствующее оформление
результатов. Они, как правило, не имеют детально определённой структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В этом случае следует договориться о планировании результатов и о форме их подачи.
Следует отметить, что какой-либо проект требует творческого подхода, и в этом смысле какой-либо проект можно назвать творческим.

Ведущими в организации внеклассной работы являются театральные проекты.

Для того чтобы вести внеклассную работу, необходимо учитывать:
специфические особенности учащихся разных возрастов;
особенности коллективной жизни на каждом конкретном этапе;
индивидуальные особенности учащихся.


К. Д. Ушинский писал: «изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их предложить».

Старшие школьники стремятся к всестороннему развитию, у них наблюдается дальнейший рост социальной активности. В отличие от младших подростков, школьники старшего возраста относятся к себе с пониженным самоуважением, оценивают себя и свои способности ниже, чем есть на самом деле. Появляются трудности в общении («Что могут подумать?», «Как я буду выглядеть?»), что зачастую приводит к дроблению, разобщению в коллективе. В этом возрасте ребята не могут жить вне общения со сверстниками: это неотъемлемая часть их жизни, канал информации, вид межличностных отношений.
Удачно разнообразить досуг школьников могут конкурсные и игровые проекты, способствующие раскрытию творческих способностей. Коммуникативный подход в изучении английского языка требует создания реальных ситуаций человеческого общения. В условиях школы это не всегда возможно. Вот здесь придёт на помощь условное театральное мастерство. Ролевые игры, разыгрывание диалогов, инсценировка рассказов широко используется учителями для мотивации речевой деятельности. Под руководством учителя дети пишут и играют простые пьесы по программной тематике. Как аутентичный материал они используют материалы газет и молодёжных журналов, пьесы современных писателей. Так рождаются театральные проекты. Значение таких проектов огромно: они охватывают каждого ученика, а не только «выборочно одарённых детей». Важно, чтобы все могли попробовать себя в новом жанре, убедиться в своих силах и почувствовать естественную среду для использования английского языка. Драматизация, как известно, является одним из видов игровой деятельности. Нельзя не обращать внимание, что игра в целом, и драматическая игра отдельно занимает важное положение в жизни детей. Существуют различные виды драматизации: диалог, пересказ текста от имени героев, обыгрывание по ролям прочитанных текстов.



В нашей школе уже стало традицией проводить различные праздники на английском языке. Дети с большим удовольствием окунаются в работу: разучивают роли, подбирают костюмы, рисуют декорации.

Например, праздник «Будьте вежливыми». Цель этого праздника - приобщить учащихся к культуре речи, воспитывать в них такие качества как вежливость, уважение к старшим.

Праздник как одна из форм проектной деятельности по классификации проектов принадлежит к монопроектам, но имеет черты творческих, ролевых и игровых. Это достаточно удачная форма занятий, в ходе которой дети знакомятся с особенностями англоязычной культуры, особенностями функционирования языка в этой культуре. Праздник, как и какая-либо другая форма проектной деятельности, даёт возможность необходимой активной устной практики для каждого ученика. Игровая форма захватывает детей и способствует поддержке познавательного интереса.
Давно известно: ребёнок познаёт мир играя. Игра как обязательный компонент праздника побуждает к творчеству «поистине». Это особенно актуально для младшего школьного возраста, где игровая деятельность занимает важное место в познании окружающего мира. Ребёнок повсюду должен быть самим собой. И на празднике тоже. Поэтому планировать и проводить праздники необходимо по правилам детской игры.
Проведение праздников во время изучения английского языка благоприятствует формированию коммуникативных умений и знакомству с самыми важными элементами культурных традиций англоязычных стран.

В нашей школе проводился праздник “Halloween”, процесс подготовки к которому не менее захватывающий, чем сам праздник. На протяжении месяца на уроках английского языка ученики изучают легенды, обычаи, традиции, связанные с этим праздником, разучивают стихи, слова пьес, песни.

Также стал традиционным – это праздник для малышей “Our first steps in English”. Ребята с большим удовольствием принимают участие как в подготовке мероприятия (высказывают свои идеи, готовят наглядность), так и в выступлении.








Праздник “Easter” проводится во втором семестре. Праздник сопровождается музыкальными номерами, сценками, легендами, игровыми формами.













Работа над проектом имеет следующие этапы:

Этап планирования.
1) Планирование учителем проекта в рамках тем программы.
2) Изложение идеи учителем на уроке.
3) Ученики при участии учителя обговаривают содержание и
характер проекта, способы сбора информации (статьи,
брошюры, иллюстрации, интервью и т. д.)

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы – предлагается на обычном уроке, параллельно даётся базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые пропозиции. Практическая работа над проектом начинается на стадии «Закрепление материала» и «Повторение» и становится гармоничной частью единого процесса обучения.
Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата.

Проекты могут быть представлены как:
- творческая работа с рисунками, аппликациями, вырезками из
периодических изданий;
- стенгазета;
- тематическая выставка поделок;
- фотоколлаж;
- плакаты, буклеты, проспекты;
- выпуск газет или журналов на одну из тем;
- издание книг;
- создание радио и телепрограмм;
- проведение вечеров (концертов, представлений, праздников);
- организация пресс-конференций;
- игры, викторины;
- мультимедийная презентация;
- интервью и т. д.

В обучении английскому языку метод проектов даёт возможность ученикам применять язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, безусловно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.
В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в контакте с учебной программой. Ввиду высокой нагрузки учеников мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются школьной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только соответствовать общему контексту изучения языка, а быть достаточно интересной для детей.
Выбор темы проектной работы очень важен, чаще всего именно тема проекта в конечном результате может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

На начальном этапе (организационном) очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, а и подготовить проведение проекта:
- разумно определить временные рамки (здесь необходимо учитывать, что младшие школьники очень загружены в школе и быстро устают);
- продумать, какие материалы и источники могут использовать ученики;
- обговорить способы сбора и вид информации;
- выбрать оптимальную форму презентации результатов;
- составить и обговорить образец плана работы.

Предлагаем примеры методических приёмов, которые помогут определить тематику проекта, направят учащихся на определённую проблему.

Опрос учащихся.

Этот приём предусматривает большую степень контроля со стороны учителя. Он предлагает для обсуждения проблемы, которые являются различными вариантами желаемого. При этом обеспечивается возможность обсуждения и (ограниченный) выбор
конечного варианта проблемы проектной деятельности.

Слова

Класс делится на несколько рабочих групп. Далее:
учитель диктует слова, которые касаются выбранной темы/проблемы, а учащиеся их записывают;
ряд слов обсуждается в группах, учащиеся определяют, к какой теме/проблеме относятся эти слова;
добавляются нужные, по мнению учащихся, слова;
группы обмениваются мнениями по поводу тематики/проблемы проекта.

Свободное ассоциирование

Учитель даёт тему, предлагая ученикам найти интересную для них в этом русле проблему. При этом выслушиваются и фиксируются любые предложения, критика которых вначале запрещена: психологи называют это свободным ассоциированием. После изложения определённого количества мнений начинается их критическое оценивание, результатом которого может быть более-менее точный выбор нужной проблемы.
Учитель может использовать и другие способы для того, чтобы сосредоточить внимание на желаемой тематике проекта, в том числе: газетная статья, данные исследований, короткие истории, стихи, тематические кроссворды, цитаты, аргументы, которые подтверждают или опровергают и т.д.

Вследствие выполнения упомянутых выше или других приёмов могут сложиться разные ситуации:
учащиеся заинтересовались темой/проблемой, которую планировал учитель;
тематика/проблема проекта не определена, поэтому необходимо продолжить поиск;
учащиеся не достигли (или не могут достигнуть) согласия самостоятельно: тогда учитель – как подсказку – предлагает проблемы, из которых необходимо окончательно выбрать одну;
учитель просто предлагает тему/проблему (это самое простое решение, приемлемое только для первых попыток применения проектной технологии).
Тем или иным способом определив тему/проблему, далее учащиеся должны собрать как можно больше идей для проекта и структуризовать их, установив их связи, сделать наглядными, изобразить в виде сети, «дерева» («яблони»), подчеркнув разными цветами.

«Яблоня идей»

Учитель предлагает каждому ученику придумать несколько
важных идей;
записать их на отдельных листках цветной бумаги в форме
листьев;
все листки распределить на плакате в виде дерева и вывесить
для осмотра;
учащиеся знакомятся с идеями;
в группах из 4-5 участников выбрать 2-3 разноплановые идеи
и записать их на листках бумаги в форме яблок;
прикрепить их к плакату для осмотра: эти идеи – начало
работы над проектом.

Формулирование проблемы проекта, определение его формы и цели.
Окончательно выбрать тему проекта.
Собрать идеи для проекта.
Продемонстрировать пример проекта. Это важно сделать, если у учащихся небольшой опыт работы над проектами.
2. Этап выполнения проекта.
1)Формирование микрогрупп.
2) Распределение заданий в микрогруппах.
3) Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.
Ученики берут интервью, делают записи, собирают
печатный и иллюстрированный материал. Основная цель
этого этапа – сбор информации.
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
Далее идёт самый сложный и длительный по времени этап над проектом – сбор информации – ссылка на имеющиеся знания, работа с разными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.
Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Задания должны отвечать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, где лучше найти необходимую информацию, как её записать, как представить.
Именно здесь осуществляется основная работа учителя английского языка со своими учениками, обговариваются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении речевых единиц. У детей исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают её логическую систему.
На начальном этапе работы учителя английского языка предоставили неоценимую помощь детям в период написания сочинения на заданную тему. Работа подобного типа даёт массу возможностей применения пройденных грамматических явлений и структур. Безусловно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надёжнее закрепляются в памяти ученика.
В работе над проектом “Our school newspaper” на начальном этапе дети усваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника, рассказывают о своих событиях в школе, пишут короткие сочинения, которые необходимо включить в рамки школьной программы. Потом работают над рассказами об увлечениях, событиях, о которых написано в учебнике (дальнейшее расширение и закрепление учебного материала).
Потом дети выбирают и описывают какое-то событие, о котором не упоминалось в учебнике. Но сначала необходимо узнать о ней побольше.
Основная характеристика этого этапа – расширение мировоззрения, активизация поисковой деятельности, личное творчество учеников. Детям предлагается перечень вопросов, на которые необходимо ответить. Следует отметить, что и сами вопросы, их важность и последовательность также обговаривается с учениками. Дети работают в библиотеках, читают дополнительную литературу, пытаясь найти интересные данные о своём городе, школе и т.д.
На этом этапе разворачивается практическое решение проблемы (оно может осуществляться внесением и обсуждением индивидуальных догадок или коллективной формой работы – «мозговой штурм»).
Продолжается усовершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинения на английском языке, улучшаются и закрепляются основные речевые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, который владеет английским языком. Именно на этом этапе идёт индивидуальная работа учителя с учеником. Обговариваются преимущества и недостатки в каждом конкретном сочинении. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, указывается, на что необходимо обратить внимание, какие моменты дополнить, обговариваются предложения что-либо изменить, что-то добавить или убрать. В итоге ребёнок приходит к пониманию того, как много знает и как много может рассказать своим друзьям на английском языке.
Важным условием эффективной работы над проектом является поддержка доброжелательной атмосферы, которая способствует общению и позволяет детям почувствовать успех.

Этап оформления проекта.
На этом этапе ученики оформляют свою проектную работу,
используя ножницы, линейки, картинки, клей, фломастеры и
т.д.

Этап презентации проекта.
Презентация – очень важный этап проектной работы, её
основная ценность. Презентация способствует дальнейшему развитию творческой работы, позитивной мотивации и является способом воспитания уверенности в себе. Учителю рекомендуется доброжелательно воспринимать всё, что сделали ученики. Способ презентации зависит от вида конечного продукта: будет ли это схема, буклет, видеопоказ или устная презентация. Устная презентация всегда предусматривает определённую долю риска для ученика, поэтому некоторым из них необходимы репетиции, которые помогли бы им избежать ошибок, достигнуть успеха, избежать разочарований. Каждая группа сама решает, как приготовить презентацию своего проекта. Дети могут использовать плакаты, музыку и т. д.

На этом этапе работы в рамках проектной деятельности дети
работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера добавляет проекту большего динамизма. Дети сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, усовершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У них появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Даже на уровне седьмого класса формируется понимание того, что школьные предметы взаимозависимы, и полученные на одном уроке знания можно применять на другом.
Происходит сочетание (совмещение) навыков, которые получаются на уроках русского, украинского и английского языков, географии, истории, информатики.

Этап подведения итогов и оценивание.
Этап подведения итогов и оценивания, является обязательным, он имеет важное значение. Его цель заключается в том, чтобы выяснить, достигнута ли этапная цель и её результаты, а также объединить проект с последующей деятельностью. Это также даёт учащимся возможность самим отслеживать процесс изучения учебной дисциплины, собственные достижения.
Данный этап предусматривает такие шаги:
Подвести итоги проекта в целом.
Подвести итоги работы отдельных групп.
Оценить этапы проекта.
Наметить/набросать внешнее оценивание.
Наметить перспективы будущих проектов.
Оценивать проектную работу – дело не из лёгких. Подведение итогов может быть индивидуальным, когда каждый учащийся анализирует выполнение проекта самостоятельно, или проводится в группах, всем классом, т.е. коллективно. Учитель также может подвести итоги проекта,- это является особенно важным тогда, когда учащиеся только учатся выполнять проекты. Подводя итоги выполнения проекта, необходимо проанализировать сильные и слабые стороны, достижения, трудности, ошибки, которые возможно, возникали во время выполнения проекта, действия по их выявлению и исправлению. Язык – это только составная часть проекта. Необходимо оценивать проект в целом, учитывая творчество, чёткость презентации, усилия, приложенные к его выполнению. По возможности, не нужно исправлять ошибки в конечном варианте проекта, потому что это противоречит духу проектной работы. Можно исправить ошибки карандашом или на отдельном листе бумаги. Не следует переживать из-за ошибок. Обычно ученики вкладывают много труда в проект и стараются сделать всё как можно лучше. Необходимо помнить, что любой проект – это лишь часть общего объёма работы, которую дети выполняют на протяжении речевого курса. Оценить грамотность учитель может в других видах деятельности. А проектная работа даёт возможность развивать у ребёнка навыки исследования, умения показать себя.
Проведение формального оценивания проекта возможно различными способами: с помощью опросного листа, заполненной таблицы, путём индивидуального опроса и т.д. Но необходимо помнить, что оценивание проекта должно осуществляться по чётким критериям, которые, как правило, разрабатывает учитель и заранее знакомит учащихся с ними.

Этап практического использования результатов проекта (в виде наглядных средств, отчётов на других уроках и т. д.)
Проектная работа – одна из наиболее интересных методик, которые может использовать учитель. Она реализует на практике основные принципы коммуникативного подхода в учебном процессе по иностранному языку, а именно: изучение языка через личную деятельность ученика, овладение языком в процессе общения. Проекты учащихся – это самостоятельно спланированная и реализованная работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (постер, проспект, представление и т. д.)


Роль учителя
Невмешательство.
Возможно, самым главным условием для достижения успеха в использовании проектов в изучении английского языка является вера учителя в его эффективность. Также чему должен научиться учитель сам – это не вмешиваться. Учитель должен определить, что его ученики готовы к самостоятельной работе, и не будут перегружены, что правильно понимают цель работы, что среди них есть настоящий лидер. В противном случае могут возникнуть трудности. Ученики могут отнестись к работе над проектом безответственно, а цель проекта усовершенствовать их владение иностранным языком и помочь им в социальной адаптации не будет достигнута.
Исправление ошибок.
Ученикам важно осознавать свою конструктивную роль в процессе работы над проектом. Именно поэтому учителю не следует исправлять сделанные учениками ошибки, особенно на ранних этапах работы. Иначе подобное вмешательство учителя заставит их рассматривать проектную деятельность как очередное упражнение по английскому языку. Чтобы предотвратить ошибки, можно использовать метод взаимопроверки – ученики обмениваются письменными работами и вносят взаимные коррекции. В процессе выполнения этой работы учитель выполняет роль справочника или словаря. Хорошо зарекомендовал себя метод предъявления ученикам списка наиболее распространённых ошибок перед началом работы над проектом. Конечно, проект должен быть выполнен безупречным языком, с использованием разнообразных лексических форм в их правильном сочетании с точки зрения грамматики, стилистики, последовательности изложения темы, информативности и т.д. Ученики, вероятно, обратятся к учителю за помощью с исправлением ошибок, ведь они сами будут осознавать, что правильное применение языка является чрезвычайно важно для достижения ими коммуникативной цели и создания качественного конечного продукта.
Создание условий.
Проектная деятельность требует от учителя создать условия для расширения познавательных интересов детей, и на этой основе – предоставить им возможность для самообразования в процессе практического применения знаний.
Именно поэтому учитель должен иметь высокий общий уровень культуры, комплекс творческих способностей, развитую фантазию, которая поможет ему быть генератором развития интересов ребёнка, его творческого потенциала. Авторитет учителя теперь основывается на способности быть инициатором интересных начинаний. Как именно учитель должен создавать условия для развития способностей учеников в процессе проектной деятельности? Ответом на этот вопрос будет список ролей, которые играет учитель в процессе руководства проектом:
энтузиаст (мотивирует, поддерживает, направляет учеников);
специалист (является носителем знаний в некоторых областях);
сопровождающий (организатор доступа к ресурсам, в том числе к другим специалистам);
руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
координатор всего группового процесса;
эксперт (проводит чёткий анализ результатов выполненной работы).
«Помните, что радость успеха – это мощная эмоциональная сила, от которой зависит желание ребёнка быть хорошим. Заботьтесь о том, чтобы эта внутренняя сила никогда не иссякала. Если она отсутствует, не помогут никакие педагогические хитрости».
В. О. Сухомлинский

Функции учителя.

В целом, во время работы над проектом, учитель выполняет следующие функции:
- помогает ученикам в поисках источников, необходимых им для работы над проектом;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поддерживает и поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помогать ученикам продвигаться над проектом.
Преимущества проектной методики:

Формирование позитивной мотивации, которая является
ключом к успешному изучению языка.
Проектная работа даёт позитивную мотивацию, потому что
она:
является личностной (ученики пишут о своей жизни, семье,
родном городе, свои мечты и фантазии, собственное исследование по теме, которая их заинтересовала);
является обучением через деятельность (ученики собирают
информацию, подбирают и вырезают картинки, рисуют,
раскрашивают, берут интервью и т.д.);
даёт ощущение достижения мечты (это особенно важно в
классах, где обучаются ученики с разными способностями).

Целесообразность.
Иностранный язык часто кажется чем-то отдаленным и
нереальным. Это негативно влияет на мотивацию в обучении,
потому что ученики не видят необходимости применения
иностранного языка в их жизни. Но иностранный язык
необходим, для того чтобы рассказать о своём личном мире.
Проектная работа помогает преодолевать эту пропасть. Она
способствует объединению иностранного языка с личным
миром ученика, подбадривает писать о важных событиях в его
жизни.

Обучающие и воспитательные ценности.
Процесс обучения иностранному общению и содержание
материала, который предлагается на уроках иностранного
языка, должен способствовать общему всестороннему
развитию ученика. Современные программы по всем учебным
предметам требуют проявление инициативы,
самостоятельности, воображения, самодисциплины,
сотрудничества и развивают исследовательские навыки.
Проектная работа – это способ реализации этих общих целей
на практике.
Проектная работа эффективно осуществляет
межпредметные связи.

4) К преимуществам проектной деятельности также принадлежит развитие разных способностей учеников, в том числе через обучение:

свободно и точно владеть языком;
выбор средств достижения конечного результата самими исполнителями;
конструктивно общаться, сотрудничать, взаимодействовать, предоставлять взаимопомощь, преодолевать ссоры
использовать различные формы работы;
использовать разнообразные способы дизайна (плакаты, печатные материалы, буклеты, коллажи и т.д.);
подбирать разнообразные наглядные материалы: фотографии, рисунки, диаграммы, графики и др.;
использовать современную оргтехнику и оборудование (видеомагнитофон, камера, компьютер и т.д.)

Таким образом, использование проектной технологии является важным методом современного образования и общественного воспитания, развития критического мышления и творческих способностей ребёнка. Указанная технология стимулирует общую активность учеников, способствует созданию плодотворной образовательной среды и утверждению системного характера обучения и самообучения.

Вероятные трудности во время выполнения проектов.
Многие учителя согласятся с тем, какую пользу приносит проектная работа в плане изучения иностранного языка. Но многих настораживают проблемы, связанные с нехваткой времени, использованием учениками родного языка вместо иностранного, большим количеством ошибок, разницей в темпах работы разных учеников или групп. Отдельная группа проблем имеет организационное происхождение.
Учитель должен понимать, что определенный шум в классе, где ученики, к примеру, работают в маленьких группах, является природным. Поэтому не следует пытаться полностью его устранить. Важно чтобы сохранялась непринуждённая, но и рабочая обстановка в группах, работа одних не мешала работе другим группам. Для этого ученики с помощью учителя составляют правила работы в группах и придерживаются их. Определённый шум тоже может возникнуть, если дети устали. Особенно это касается начальной школы. В этом случае необходимо прервать работу на некоторое время и предложить ученикам специальные упражнения, которые подразумевают физические движения, или музыкальную паузу.
Ученики отказываются отвечать.
Отказ от выполнения проектной работы может быть связан со значительной её сложностью или чересчур быстрым темпом, что мешает ученикам использовать свой потенциал. Если в классе есть ученики, которые работают слишком медленно, им необходимо предоставить возможность работать индивидуально или поручить «медленную» работу, к примеру, вывесить графическую часть работы для осмотра, приклеить иллюстрации и т.д. Также в группах возможны непонимания или личные конфликты, что не способствуют эффективной работе. В этом случае учитель должен помочь преодолеть осложнения или даже поменять состав группы.
Опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.
Это связано с тем, что оценивается презентация, а не процесс работы. Чтобы оценка была максимально объективной, необходимо внимательно отнестись к составлению и анализу портфолио проекта. Грамотно составленное портфолио характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.
Опасность преобразования поискового проекта в реферат.
Необходимо уметь писать рефераты. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на проблему.
Проблема реализации воспитательных заданий в ходе проектной деятельности.
Попробуем сравнить. В традиционной системе обучения проблемы воспитания рассматриваются с интеллектуальной стороны, а только потом – с эмоциональной. Моральные принципы необходимо понять. Согласно философии образования, которая основывается на проектной деятельности, основные моральные принципы – ответственность, толерантность, верность долгу – основываются на деятельности, они должны быть прожиты.
Если тщательно спланировать и организовать проектную работу, то многих проблем можно избежать. Поэтому, прежде чем начинать проект, необходимо продумать соответствует ли он возрастным особенностям детей, уровню владения учебным материалом, а также учесть межличностные отношения.
Необходимо тщательно определить последовательные этапы проекта, результаты этапов и проекта в целом, критерии оценивания, предусмотреть средства стимулирования и поощрения. Не следует забывать, что современные ученики способны предложить непредвиденные идеи или использовать не известные учителю данные: здесь, кстати, будет мудрость педагога, умение взвешенно оценивать, поддерживать или аргументировано критиковать «нестандартные решения».

Особенности осуществления проектов в начальной школе
Планируя проект, учитель должен определиться:

отвечает ли деятельность, запланированная проектом, возрастным особенностям детей младшего школьного возраста;
имеют ли ученики необходимый опыт выполнения проектной работы;
тщательно ли спланированы этапы проекта (что будут делать ученики и какого результата достигнут на каждом этапе);
как запланированный проект отвечает требованиям программы;
каким должен быть конечный результат;
достигнут ли дети необходимого уровня знаний по учебному предмету (а также будут ли достигнуты необходимые результаты в каждом измерении проектной деятельности).

Выполняя проекты на уроках в начальной школе, следует придерживаться определённых требований.

Учитывать возрастные особенности. Ученик начальной школы может сосредотачивать внимание на одном предмете или виде деятельности на протяжении 5-10 минут. В этом возрасте дети требуют особенной мотивации. Необходима заинтересованность к деятельности, которая отвечает её интересам, опыту, знаниям, окружению. Они любят играть, петь песни, выполнять физические упражнения, рисовать, вырезать, приклеивать. Детям этого возраста следует предлагать простые задания, давать чёткие, понятные объяснения (инструкции).

Выбирать для решения проблемы, весомые для этого возраста, и получать конкретные результаты (например, словарь в картинках, карточки, плакаты и т.д.)

Применять интегрированные знания и умения, которые опираются на достижения учеников в младшем школьном возрасте.

Развивать независимость, способность делать выбор и действовать самостоятельно (индивидуально, в парах, в маленьких группах), умения последовательно выполнять определённые действия. Ученики поэтапно осуществляют проект при помощи и поддержке учителя, который не только координирует работу, но и инициирует, планирует, организовывает её, обучает разнообразным видам деятельности, обеспечивает право выбора.

Учитель организовывает предварительное изучение предметных аспектов на начальном (интродуктивном) уровне, которое направлено на формирование основных ученических компетенций.

Особенностью введения проектной технологии в начальной школе является то, что учитель выступает организующим началом. Он планирует проект, знакомит учащихся с проектной работой, координирует их работу, обучает новым видам деятельности.
Начинать необходимо с простого: продумать и чётко организовать работу по тщательно спланированным шагам с учётом постепенного повышения роли учащихся в проекте. Идея проекта может принадлежать учителю, но ученики должны иметь определённое право выбора. Например, во время подготовки праздника ученики сами решают, какие стишки, песенки или диалоги они будут презентовать на празднике. С приобретением опыта проектной работы роль учеников в проекте будет расти.
На этапе подготовки или осуществления проекта целесообразно было бы подключить родителей. Но важно, чтобы они помогали детям, а не выполняли задания вместо них. Родители будут благодарными зрителями, если их пригласить на презентацию проектов.
В начальной школе учитель только знакомит учащихся с проектной технологией, поэтому важно продемонстрировать детям ученический проект или подготовленный образец, который можно вывесить в классе для ознакомления, продемонстрировать как выполняются определённые действия.
Оценивание учитель планирует заранее и знакомит учащихся с соответствующими критериями перед началом выполнения основной работы по проекту. Учитель добавляет поощрительный балл или два, если ученик приложил значительные усилия в оформлении, проявил активность в проведении презентации, продемонстрировал творческий подход к созданию проекта и т.д. Во втором классе учитель оценивает ученические проекты вербально или, используя разные знаки, например, приклеивая ученикам бумажный цветок, или рисует яблоко в корзине и т.д. В третьем или четвёртом классах также можно использовать этот способ оценивания, например в проекте «Моя мама – особенная» можно поступить следующим образом: ученики рисуют вазу на альбомном листе, в которой появляется цветок после каждого успешно выполненного задания. Этот букет можно подарить маме на праздник.
Во время проектной работы на этапе подведения итогов обратная связь должна быть обязательной. Ученики учатся анализировать свою работу, а учитель получает информацию, касающуюся их достижений и трудностей. Для того, чтобы ученики оценили проект в целом, необходимо спросить, что им больше всего понравилось (какие были трудности, потребности, что бы они посоветовали для улучшения работы, какую проблему хотели бы взять для следующего проекта).





Выводы.
Метод проектов: актуальность и результативность.

Как данная технология влияет на обучение иностранному языку?
Ведущие положения проектной методики основаны:
- на учёте особенностей личности учащихся;
- на связи идеи проекта с реальной жизнью;
- на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, которая предполагает субъектно-субъектное, равнопартнёрское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
- на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
- на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению иностранным языком.

Проектная методика является:
- альтернативным подходом в современной системе образования;
- новой педагогической технологией, представляющей собой совокупность поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств;
- продуктивным обучением, в основе которого лежит отличная от традиционной парадигма образования: «ученик – учебник – учитель» и проективные приёмы обучения: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие решений, детальная разработка личностно-значимой проблемы, научное исследование.
Метод проектов является одним из инновационных педагогических технологий, который соответствует требованиям Национальной доктрины развития образования, касающейся перехода к новому типу гуманистическо-инновационного образования, когда внимание переносится на процесс накопления школьниками знаний, умений, навыков, жизненного опыта, которые трансформируются в компетенции. Целесообразность введения интегрированного подхода обусловлено тем, что по своей сущности работа над проектом носит инновационный характер: требует от учащихся применения новых знаний, опираясь на усвоенный ранее материал; вырабатывает умение действовать и принимать решения самостоятельно или в составе команды и разрешать конфликты; искать, систематизировать и применять новую информацию из разных источников, используя информационно-компьютерные технологии для выполнения конкретных заданий; развивает критическое мышление и стремление к творчеству и саморазвитию; формирует желание и способность самостоятельно обучаться.
Многогранный или интегрированный подход, направленный на гармоничное сочетание обучения по конкретной дисциплине с развитием мышления учеников, а также с их воспитанием как граждан современного демократического государства, приобретает особую эффективность во время применения проектной технологии. Этот подход объединяет образование в вопросах демократического гражданства, прав человека, гражданского образования, межкультурного образования, изучения проблем мира с изучением учебных предметов, среди которых важное место занимают иностранные языки.
Интегрированный подход в проектной технологии, основываясь на принципах критического мышления, в некоторой степени решает проблемы перегруженности школьных учебников фактическим материалом (и, в следствии, увеличение времени на выполнение домашних заданий), обучает ученика тому, как найти новые методы и способы для выполнения каких либо заданий или проблем, которые возникли перед ним. При условии глобализации критическое мышление даёт возможность выделить второстепенный (а иногда и совсем ненужный) материал и сосредоточить внимание на рациональном, позитивном, перспективном и т.д. Работа по проекту уменьшает пассивное восприятие учебного материала, кроме того, повышает деятельностный компонент, предусматривает критический анализ, и вообще разворачивается в рамках деятельностно-
ориентированного подхода в образовании.
Сделаем также вывод, что выполнение проектов на междисциплинарной основе является рациональным и имеет хорошие перспективы для развития интегрированного или многогранного подхода. Выполняя проекты, ученики приобретают социальную, гражданскую, общекультурную и другие компетенции, результатом которых должно стать участие в формировании демократических принципов общества, стремление укрепить взаимопонимание, справедливость и уважение к правам человека и их соблюдение.
В целом следует отметить, что системное введение проектной технологии в школе приводит к тому, что учащиеся постепенно осваивают её не только как учебную технологию, умение самостоятельно учиться, критически мыслить, но также как метод организации и планирования своей дальнейшей жизнедеятельности. И, наконец, это способствует подготовке молодёжи, которая основывает свою деятельность на основе демократических ценностей, склонна к обучению в течение жизни, способна быть конкурентоспособной на европейском и мировом образовательных просторах и на рынке труда.







































13 PAGE \* MERGEFORMAT 143015