«Использование инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе в начальных классах »


Аңдатпа
Өз жұмысымда мен халықтық педагогиканың негізін және керектігін айтып өттім. Уақыт байланысын көрсетуге тырыстым. Қай заман болмасын баланы сапалы оқыту және әртүрлі әдістерді қолдану, дұрыс тәрбиелеу керек деген шешімге келдім
Аннотация.
В своей работе я подчеркнула важность и значимость народной педагогики. Постаралась показать связь времён. Нет устаревших методов, есть опыт прошлых лет и современные возможности. Сделала вывод- в любые времена ребёнка необходимо учить качественно, используя различные подходы, воспитывать правильно, доказывая своим примером.
Түйінді сөз : тарих, халықтық педагогика , ұлы педагог, тәжірибе, жаңа технологиялар, оқыту+тәрбие, шешім
Ключевые слова : История, народная педагогика, великий педагог Ы.Алтынсарин, опыт, инновационные подходы, современные требования, обучение + воспитание, результат –высоконравственная личность.
Н. В. Алиева
КГУ «Средняя школа имени Н. Островского», учитель начальных классов.
«Использование инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе в начальных классах »
« Учитель - воспитатель в школе – решает успех дела, всё зависит от него, от его подготовки к педагогической работе, от его любви к своему делу»
Ыбрай Алтынсарин.
Высказывание мыслителя прошлого века гласит : « История-есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями». Преемственность даёт возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать всё лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но и единственный и неиссякаемый источник ценностей, первый философ. Народ вместе с тем и первый по времени , самобытности, талантливости педагог и воспитатель. Созданная гением народа педагогика семейного воспитания- основа общечеловеческой педагогической культуры. Вновь обратимся к словам мыслителя: «Ум миллионов создаёт нечто неизмеримо более высокое, чем самое великое и гениальное произведение». Такая оценка полностью относится к памятникам народной педагогики, в которых воплощён педагогический гений народа. Народная педагогика как составная часть коллективного народного творчества зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представление о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения. Разве задачи современной педагогики чем –то отличаются от целей педагогики прошлого?
Народная педагогика рассматривается нами как совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа. Сегодня мы вспоминаем имя Ыбрая Алтынсарина. Наследие великого педагога актуально и в наши дни. Его педагогические идеи тесно перекликаются с современными взглядами на формирование личности человека, на идеалы нравственного, трудового, умственного и эстетического воспитания молодого поколения. Будучи одним из первопроходцев педагогической мысли, Ы.Алтынсарин оказал влияние на формирование законов и правил современной педагогики. В своих произведениях он опирался на народное художественное творчество, развивал идеи народности, природосообразности воспитания, широко использовал примеры из жизни и быта как выражение народной мудрости. В его работе « Педагогические идеи и просветительская деятельность» гуманистические народные идеи обучения и воспитания широко воплотились в его трактатах о воспитании человека. Опыт Ы. Алтынсарина сегодня не только служит объектом научных исследований, но и оказывает определённое влияние на развитие педагогической теории и практики. Учитель Алтынсарин считал , что не только процесс воспитания должен занимать важное место в формировании нового поколения, но не менее важен и процесс обучения.
В своём докладе я попытаюсь найти «точки соприкосновения» педагогики Алтынсарина и новейших педагогических идей, которые использую в своей работе. Развитие современной школы может осуществляться только посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. В условиях классно- урочной системы занятий современные педагогические технологии легко вписываются в учебный процесс, не затрагивания содержание обучения, которое определено стандартами образования. Образовательные технологии позволяют достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету. Обеспечивают внедрение основного направления педагогической стратегии : личностно –ориентированного подхода. Они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, чёткую ориентацию на развитие творческой деятельности. Отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности.
Современные педагогические технологии отвечают на вопрос «Как учиться результативно?». Критерии педагогических технологий , составляющих сущность педагогической технологии:
-однозначное и строгое определение целей обучения (почему? и для чего?)
-отбор и структура содержания (что?)
-оптимальная организация учебного процесса (как?)
-методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего?)
-реальный уровень квалификации учителя (кто?)
-объективные методы оценки результатов обучения (так ли это?)
Далее я проведу сравнительный анализ теории обучения Ы.Алтынсарина с современными педагогическими новшествами. Народная мудрость гласит : «Всё новое- это хорошо забытое старое». Анализируя высказывания Ы.Алтынсарина, невольно связываешь их с новыми идеями в обучении. Знания и навыки , даваемые в школе, Алтынсарин расценивал не с точки зрения формального образования, а с учётом их реальной пользы, пользы для народа в переходный период его жизни. Для успешной работы, по мнению Алтынсарина, всё дело в уменье учителя найти наилучшие приёмы обучения и в правильном обращении с детьми. Он придавал огромное значение нравственно-воспитательной роли школы первоначальное воспитание должно видеть в ребёнке «не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека». В современном мире мы называем это интерактивной или групповой технологией (работа в парах, группах, фронтальная работа в кругу). Использование данной технологии направленно на формирование коммуникабельной, толерантной личности. Такая форма работы используется на любом уроке в начальной школе. Особенно часто она имеет место быть на уроках «Познание мира», «Литературное чтение». Основное назначение школы Алтынсарин видел в формировании у учеников высокой нравственности в усвоении ими элементарных научных знаний, в выработке естественно- научного мировоззрения. Из современных методов, решающих данные проблемы, можно выделить технологию проблемного обучения. Задачей данной технологии является приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных способностей. Давая пояснения о разнообразных приёмах словесных бесед, умственных и письменных упражнений, Алтынсарин писал, чтобы любой труд детей бесплодно не растрачивался на бессмысленных зазубриваниях, а имел смысл и систему. Сегодня на уроках эти проблемы современные педагоги решают, используя в работе, технологию «критического мышления» и интегрированные уроки. Алтынсарин подстерегал от верхоглядства- ограниченных поверхностных понятий в подходе к детям. На конкретных примерах разъяснял, что дурное преподавание и обращение с детьми сбивают их с толку и запутывают, и наоборот, чем бодрее дети, чем с ними лучше обходятся , чем больше нравственное влияние на учеников, тем успешнее пойдут занятия. В своей работе я часто использую «игровые» и « личностно- ориентированные» технологии, направленные на индивидуальное развитие учащихся, развитие интереса к изучаемому материалу. В педагогической работе, по мнению Алтынсарина, всё дело в уменье учителя найти наилучшие приёмы обучения и в правильном обращении с детьми. Современным языком говоря, очень важно использовать в работе «Личностно- ориентированный подход». Данная технология является сегодня основополагающей. Учебные методы и приёмы обучения детей Ы.Алтынсарин разъяснял учителям в их широком воспитательном значении:
а) методы обучения - это путь , идя по которому у детей пробуждается интерес(охота, желание) к школе, занятиям, далее к науке , самообразованию . В современном мире есть прекрасная возможность использовать на уроках « Информационно- коммуникативные технологии».
б) на уроках необходимы такие упражнения мыслительной деятельности детей, как например беседа, метод объяснительного чтения. Это помогает привлечению предметов наглядности и фактов из жизни: описать предмет и явления, сравнить их качества, делать те или иные выводы. Таким образом у детей формируются правильные мыслительные способности. Мы называем это сегодня словом –интеграция в обучении, « Проектная технология».В трудах , а именно « Записки о киргизских волостных школах» Алтынсарин писал о необходимости изучать языки соседних народов и их грамоты. Актуально сегодня « полиязычие». Основной задачей школы Алтынсарин считал сообщения учащимися реальных знаний, добивался , чтобы эти знания учащимися приобретались наглядно. « Технология схемных и знаковых моделей учебного материала»
В своей работе я также использую материалы и наработки современных авторов, последователей Ы.Алтынсарина: Г.Т. Хайруллин «Педагогические технологии как алгоритм взаимодействия», Мажикеев Т.М. «Образовательные технологии развивающего и личностно- ориентированного обучения»
Огромное внимание Ы. Алтынсарин уделял воспитанию. Обучение должно воспитывать, а воспитание обучать. Все современные технологии строятся на этой связи.
В заключении хочется сказать , о том что какие бы методы и приёмы не использовались для воспитания и приобретения знаний учащимися, главное чтобы они были эффективными. Ведь, как показывает история в любые времена главным является желание учителя идти к детям , обучать их, быть для них примером, воспитывать личность .Воспитывая и обучая одну личность, мы воспитываем целое общество, которое построит наше будущее.