Эффективность использования интерактивной доски в образовательном процессе.Выступление на сетевом муниципальном семинаре.

Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с. Озерное
Аткарского района Саратовской области













Выступление на семинаре ресурсного центра
на тему:
«Эффективность и целесообразность
использования интерактивной доски
в образовательном процессе»












Подготовила
зам. директора по УВР
МОУ – СОШ с.Озерное
Зенгер И.Ю.





2011 – 2012 учебный год
Эффективность и целесообразность использования
интерактивной доски


Великая цель образования – это не знания, а действия.
Англ философ – Герберт Спенсер

В наше время нет, наверное, ни одной области человеческой деятельности, где информационно-коммуникационные технологии не нашли бы свое применение. Нетрудно проследить эволюцию технических средств, используемых в образовательных учреждениях: раньше педагоги использовали кодоскопы, фильмоскопы, эпидиаскопы и т.д. Затем, когда научно-технический прогресс шагнул далеко вперед, появились компьютеры и проекторы, с помощью которых можно было наглядно провести урок, показать учащимся какие-либо видеофрагменты, мультимедийные презентации и т.д.
В начале 21 века мы имеем новейшее оборудование, которое активно внедряется в образовательный процесс – это интерактивная доска.

Слайд1.

В новых ФГОС одной из ключевых задач уже в начальной школе является формирование ИКТ – компетентностей. Одним из средств их формирования является активное использование в образовательном процессе интерактивной доски.
Интерактивная доска - сенсорный зкран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.
Использование интерактивной доски на уроке может увеличить эффективность обучения. За счет чего это происходит?
Как раскрыть потенциал интерактивной доски и сделать ее незаменимым спутником учителя?
Слайд 2.
Можно рассматривать 3 основных направления применения интерактивных досок в образовательном процессе:
Презентации, демонстрация и моделирование. Как использовать соответствующее программное обеспечение и другие ресурсы вместе с интерактивной доской для улучшения понимания материала урока.
Повышение активности учеников на уроке. Как использование интерактивной доски может увеличить активность учеников на уроке.
Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски. Как использование интерактивной доски может улучшить планирование урока и увеличить его темп.
1. Презентации, демонстрация и моделирование
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).
Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.
2. Повышение активности учеников на уроке.
Ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска (причем даже обычно пассивные ученики при использовании ИД тоже активно включаются в работу на уроке). Обостряется восприятие информации через различные каналы.
Слайд 3.
Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.
Слайд 4.
3. Увеличение темпа урока.
Если у вас есть интерактивная доска, на уроке вам больше не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны - учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач.
Учителя, начавшие работать с интерактивной доской, отмечают положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого и воспринимаемого учениками материала. Существенно меняется качество обучения через различные формы.
Слайд 5.
Учителя утверждают, что с использованием интерактивной доски они успевают преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал.
Интерактивная доска становится незаменимой в работе учителей - предметников, будь то русский язык или математика, физика или география, информатика или окружающий мир.
Наглядность и интерактивность (возможность активно менять, работать с компьютером прямо на доске) – вот основное преимущество интерактивной доски!
Рассмотрим другие преимущества, которыми обладает
интерактивная доска (ИД). 

Слайд 6.
     ИД не только совмещает в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяет сохранять все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения и даже управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая работы.

На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии
к текстам и рисункам, сохраняя их для последующего использования, выделять ключевые понятия и добавлять цвета. Тексты, рисунки или подсказки к заданиям можно скрыть с помощью «ширмы», а затем показать в ключевые моменты урока.

    На этапе проверки домашнего задания можно заранее приготовить задачи, схемы, примеры, и скрыть показ с помощью «ширм».

На этапе актуализации ранее полученных знаний можно заготовить проверочные задания с пропущенными элементами (словами, формулами, числами и т.д.), а ученик, используя световое перо - стилус, вписывает недостающее. 
    Теоретический материал при объяснении новой темы можно представить
в виде схем и таблиц. Постепенное их заполнение на доске с помощью стилуса формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично (последовательно) излагать мысли.

Объекты на интерактивной доске легко изменяются и перемещаются. Это позволяет на этапе закрепления полученных знаний смоделировать проблемную ситуацию, в которой необходимо систематизировать информацию, исправить ошибки, найти соответствие, «перетаскивая» объекты.

    Осуществляя контроль знаний, можно подготовить тестовые задания с выбором ответов, в виде выпадающих списков, радиокнопок, флажков. 
    Использование возможностей доски зависит от специфики предмета.

Слайд 7 -8

Использование интерактивной доски позволяет осуществлять процесс обучения на качественно новом уровне. Восприятие учебного материала происходит активно, повышается внимание, интерес (мотивация) к изучению предмета, улучшается понимание, запоминание становиться более прочным. Чередование различных видов деятельности позволяет избежать утомляемости и однообразия в работе на уроке, стимулируется активность и инициативность обучающихся, которые не только воспринимают информацию, преподнесенную учителем, но и сами участвуют в ее создании, проверить уровень усвоения новых знаний.

Слайд 9 - 10

Урок с использованием ИД имеет большую эффективность и способен повысить результативность обучения. 












































Преимущества работы с интерактивными досками
Основные преимущества
1.Совместима с программами для всех лет обучения
2. Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами
3.Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе
4.Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию
Преимущества для преподавателей
·         Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса
·         Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов
·         Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала
·         Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их
·         Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост
Преимущества для учащихся
·         Делает занятия интересными и развивает мотивацию
·         Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития
личных и социальных навыков
·         Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске
·         Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала
·         Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям
·         Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе
Факторы эффективного использования
·         Обеспечение доступа к интерактивной доске, чтобы преподаватели  могли набраться опыта
·         Использование доски не только преподавателями, но и учащимися
·         Предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию
·         Временные затраты преподавателя для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия
·         Обмен идеями и ресурсами между преподавателями
·         Расположение доски в классе таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и ничто не находилось между проектором и доской
·         Высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы

Доска и мел - наши главные инструменты,
но хочется чего-то большего...


Практические вопросы использования интерактивной доски Smart Board в современном образовательном процессе
 
         Любой учитель знает, что такое испачканные мелом рукава и грязные разводы на доске, которые не смываются никакой тряпкой. Очень скоро эти неизменные атрибуты любого учебного кабинета уйдут в небытие. Такая участь постигла нашу вечную мучительницу и помощницу, традиционную хозяйку учебных классов, которую потихонечку, но все увереннее вытесняет интерактивная доска. Сегодня интерактивные доски  все чаще занимают свои места в классах.
Если исходить из того, что урок – деловая игра, то математик играет символами, гуманитарий – словами, а правила, по которым они это делают, остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к раскрытию тайны. И именно здесь интерактивная доска становится тем игровым полем, на котором делать это легко и комфортно, на котором можно совершать многочисленные разнообразные ходы. Ничего подобного не позволяет обычная школьная доска.
Интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Он способен наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами. Возможность управления доской, не подходя к компьютеру, облегчает восприятие новой информации (возможность писать поверх изображения, перемещать демонстрируемые проектором объекты по доске, задействовать интерактивные органы управления и т.п.), что ставит визуальную составляющую учебного процесса на гораздо более высокий уровень и предоставляет возможность преподавателям импровизировать и создавать динамичные уроки, которые захватывают внимание учеников.
Интерактивная доска, независимо от того, где и для каких целей она применяется, является мощным инструментом визуального представления любых данных. На ней можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске. Специальное программное обеспечение позволяет учителю создавать авторские уроки.
Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с использованием интерактивной доски - достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды.
Отказ от мела и фломастера благодаря интерактивной доске делает учебный процесс комфортнее (чистые руки, чистая одежда, нет соприкосновения с водой и мокрой тряпкой).
С появлением интерактивной доски на уроках изменилось многое, так как интерактивная доска для учителя – это возможность проявить и реализовать свои творческие способности при подготовке и проведении уроков. Уроки стали динамичны, мобильны. Наглядность и возможность сравнить, совместить, построить, измерить представляется в реальном виде. Использование всех учебных программ расширяет возможности организации учебной деятельности учащихся на уроке и дома.
Важнейшей задачей учебного процесса является воспитание творчески активной личности. Небольшой опыт работы с ИД показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания.
Нужно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя.
Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой  в незаинтересованности ученика. Используя интерактивную доску, учитель имеет возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти.
Следует отметить, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной учителем задачи. Для учителя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учеников, а также при необходимости может показать родителям, какими задачами они занимаются на уроке.
ИД  можно применять и в качестве релаксационного инструмента, достаточно подобрать для класса несколько упражнений, которые выполняются с помощью коллекции программ, входящей в программное обеспечение.
Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем максимально эффективно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.
Школьный урок это всегда таинство, волшебство, это неповторимый педагогический шедевр, который возникает благодаря личности учителя, его профессиональному мастерству, а также методическому уровню и техническому оснащению занятия. Творческое и глубоко продуманное использование учителями интерактивных образовательных систем создает прекрасные развивающие возможности как для школьников, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках.


Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.
Она реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность.
Интерактивная доска работает вместе с компьютером и видеопроектором, представляя собой единый комплекс. На ней можно делать все то же, что и на обычном компьютере.
В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.
Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.
Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.


Мы уже говорили о том, что интерактивные доски можно использовать для демонстрации изображений, видеофайлов или презентаций, которые содержат эти мультимедийные объекты. Такой вариант использования интерактивной доски неплох для начинающих пользователей, но не совсем понятно: а зачем же нам именно интерактивная доска? Может быть, стоит обойтись проектором и экраном, ведь это значительно проще и дешевле?! В этой статье мне хочется назвать основные способы использования интерактивных функций досок, рассказать о том, какие функции специализированного программного обеспечения, поставляемого вместе с доской, наиболее часто используются учителями. На первом месте здесь, конечно, стоит функция ведения записей поверх выводимого изображения, а также функция сохранения полученного изображения на жестком диске компьютера. В первом случае вы или ваши ученики могут сделать записи поверх карт, графиков и схем совершенно «безболезненно» - сам график при этом остается не измененным, и его можно использовать на других уроках, но при необходимости результат вы можете сохранить. Сохраненный результат можно открывать на последующих уроках, чтобы продолжить работу с ним или же для повторения изученного материала. В идеале, такие файлы можно записывать и передавать отсутствующим на уроках ученикам, чтобы у них не было проблемы «отставания». Очень интересна функция [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], когда мы «хватаем» мышкой какой-то объект и «бросаем» его в нужном месте экрана.
Часто учителя используют функцию скрывания каких-то объектов на экране, для того, чтобы в процессе работы показать их. Самый простой пример – кроссворд: ученик видит задание, видит клеточки для букв, но правильный ответ скрыт. После работы над заданием учитель открывает правильный ответ. Интересна функция обозначения соответствия между объектами или понятиями. На уроках истории на экране могут быть даны даты и события, а ученик с помощью линий может указать соответствие между ними. На уроках математики – функции и графики, уравнения и решения. На уроках биологии изображения частей тела (клетки и .т.п.) и их название. Не нужно забывать, что интерактивная доска – это не статичное изображение, как текст в учебнике – учитель не только вправе, но и должен использовать визуальные эффекты для выделения главного на экране (заголовки, даты, понятия и т.п).  и анимацию объектов – при правильном ее использовании она позволяет привлечь внимание учеников к содержимому экрана.













15