Статья на тему Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры


«Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры.»На сегодняшний день яркой чертой современной системы физического воспитания является формирование акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего фактора успешного формирования физической культуры личности ученика. Решая задачи физического воспитания, я направляю свою деятельность на такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентиров на физическое и духовное воспитание личности, формирование потребностей и мотивов к регулярным занятиям физическими упражнениями, воспитание морально-волевых качеств, приобретение опыта общения. В своей педагогической деятельности ориентируюсь на комплексный подход обучению  физической культуры, так как считаю её важнейшим и эффективным средством не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического развития. Обучаю школьников различным способам творческого применения полученных знаний, умения и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, личного отношения к здоровью. Применение традиционных технологии уже не позволяют мне, максимально реализовать поставленные цели и задачи. Эта тенденция и подтолкнула меня к использованию современных образовательных технологий. Применение обширного спектра современных педагогических технологий дает возможность эффективно использовать учебное и внеурочное  время, что позволяет добиваться более высоких результатов обучения.
Одним из главных требований современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, особенностей психического развития. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими уровнем развития в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто является причиной неуспеваемости и отсутствия интереса к занятиям. А у ученика с высоким уровнем пропадает интерес к уроку, рассчитанного на среднего ученика. Так же разделение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы приводит к необходимости дифференцирования задач, содержания, и темпа освоения программного материала, и их оценивания. Исходя из этого, одним из приоритетных для себя выявлено направление технологии дифференцированного физкультурного образования.
Технология дифференцированного физкультурного образования
Под дифференцированным физкультурным образованием  понимается  целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО – это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений,  технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства. Я хочу рассказать, как  использую  данную технологию на своих уроках.
Дифференцированное выставление отметки по физической  и технической подготовленности обучающихся.
Оценивая физическую подготовленность, полагаюсь не только на достижение максимального результата, но и на прирост результата. Причем приоритетное значение имеют индивидуальные достижения. Так же при выставлении отметки учитываю и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и соблюдение дисциплины, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применяю методы поощрения, похвалу. Некоторых детей нужно убедить в своих собственных возможностях, настроить, успокоить, приободрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности.
Временно освобождённые дети и обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках: помогают в подготовке инвентаря, судействе, знакомятся с теоретическими сведениями, с техникой выполнения двигательных действий. Для  обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занятия проводятся отдельно, во внеурочное время, они  выполняют упражнения рекомендованные врачом. Данную работу также оцениваю.
Постоянно ориентирую сильных детей на то, что они должны помогать слабым, предлагаю им шефство над более слабым товарищем.
Всесторонне изучение школьника, сопоставление различных данных позволяет мне выявить причины отставания детей, установить главные из этих причин и осуществить педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения.
Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учётом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями – всё это важнейшие черты моего современного урока физической культуры.
Информационно-коммуникативные технологии.
Вследствие оснащения школ современными компьютерными классами, изменилось отношение к технологиям преподавания традиционных предметов, в том числе – физической культуры. Увеличение информационного потока, требуют новых форм оценки и обработки информации, её своевременного отбора и дальнейшего представления.
Основными областями применения информационных технологий в обучении физической культуре являются подача знаний,  контроль знаний, формирование универсальных учебных действий  и самообразование.
Представление человеку максимально необходимой информации для усвоения образовательного материала является одной из главных методических задач современного образования.
Совершенствование образовательных стандартов изменило статус физической культуры как гуманитарной дисциплины. Необходимость обновления содержания в области физической культуры изменит профессиональное отношение педагога и позволит перестроиться на качественно новый уровень педагогической деятельности.
Исследовательские данные показывают, что большое количество учителей физической культуры испытывают период кризиса в профессиональной компетентности. В то же время распространение информационных технологий, дает возможность увеличить методическую базу и активно применять её на уроках. Создание новых методов контроля с помощью компьютерных программ позволяют педагогу вести диагностику занимающихся, контролировать их физическое и функциональное состояние, проводить теоретическое тестирование, обрабатывать полученные результаты. Более широкое использование новых технологий предоставляет ряд возможностей для обучения, например электронные учебники, тестовые викторины для лучшего закрепления пройденного материала, составление схем, таблиц и диаграмм, анализ видео роликов, разбор сложных двигательных действий. Комплексное использование дает возможность выбора информационных технологий для определенной, конкретной темы.
Компьютер - это независимый эксперт, на него нельзя повлиять словестно.
Проведение  тестирования  на теоретических уроках физической культуры дает мне возможность:
осуществлять индивидуальное и дифференцированное обучение;
вносить обоснованные изменения в процесс преподавания,
правильно оценивать качество обучения и управлять им.
Обязательно нужно учитывать, что использование тестирования показывает положительный результат только в случае хорошо продуманных и логически расставленных вопросов.
В совокупности это требует определенных навыков и стремления к развитию в области ИКТ технологий, поиск и создание оптимальных методов, средств и приемов. Процесс тестирования не создает трудностей, он прост, удобен и интересен для учащихся.
Программа работает в полноэкранном режиме. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, что позволяет ученику самому определиться по ходу выполнения заданий. По окончании теста  можно сразу определить качество своей работы,   открывается окно результатов, в котором  отображается оценка. Важно и то, что тесты могут использоваться на любом этапе обучения. Одни из них призваны оценить готовность учащихся к освоению нового учебного курса, другие помогают выявить конкретные пробелы в знаниях учащихся и спланировать необходимую целенаправленную коррекционную работу, третьи дают возможность прогнозировать дальнейший процесс обучения и его результаты.
Использование видео материала, позволяет перенести ученика на любое спортивное состязание, погрузившись в атмосферу соревнований, познакомиться с достижениями величайших атлетов современности и прошлого, сделать анализ собственного выполнения того или иного упражнения, опираясь на выполнение профессионала в замедленном действии.
Подводя итог, можно отметить, что современный продуктивный урок физической культуры должен включать информационные технологии. Это позволяет эффективно усвоить материал, развивать интеллектуальное мышление и творческие способности. Компьютерные технологии дают возможность поднять урок физической культуры на новый уровень, повысить успеваемость учащихся, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся.
Здоровьесберегающие технологии.
Моя задача как учителя заключается в реализации базовых компонентов программы. Именно в этом вижу создание здоровьесберегающего пространства на уроках физической культуры. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:
гигиенические факторы;
оздоровительные силы природы;
средства двигательной направленности.
Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима.
В мои обязанности входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям
проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков.
Использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года. Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.
На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняю детям значение каждого из них.
В процессе всех уроков прививаю гигиенические навыки ребенка, предусматриваю участие его в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня. Воспитываю правильное отношение детей к закаливанию организма. Учу детей правильному дыханию, приемам массажа (самомассажа).
Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые уроки, уроки здоровья.
На уроках здоровья детей делю на группы, в группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки. Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. Например, ходьба по лестнице для стоп, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Регулярно применяю специальные комплексы формирующие изящность, грациозность, пластичность. Обязательно включаю в каждый урок упражнения на психорегуляцию и релаксацию. Включаю в уроки сюжетные игры и игровые задания.
Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного тела и составлять комплексы упражнений. Ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений. Объясняю учащимся, что систематичность специальныхупражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно.
Игровые и групповые технологии.
Игровые и групповые технологии занимают важное место во многих учебных дисциплинах, так как сама игровая деятельность – это особая сфера образовательного процесса. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу обучающегося и
отвечает его потребностям и интересам.
Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху. Игры в команде, групповые технологии на уроках физической культуры дают возможности повысить интерес к дисциплине, сдружить коллектив, развить стремление к соревновательности, способствовать воспитанию упорства, смекалки, чувства ответственности, поощряют желание выполнять свое дело, свое поручение хорошо, лучше всех, и желание достичь успеха. В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнования, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал ребят во время командных игр (волейбол, баскетбол, футбол и т.д.) вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений.
Групповые технологии – это выработка у обучающихся острого желания действовать, при чем действовать результативно. Групповые технологии на уроках физической культуры несут ряд функций:
обучающие,
воспитательные,
развивающие,
психотехнические,
коммуникативные,
развлекательные,
релаксационные
Эти технологии позволяют более действенно обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общее комфортное состояние человека, дать заряд положительных эмоций, снять негативный настрой после прохождения некоторых уроков, дать общий эффект радости от общения от успешного преодоления трудностей. Групповые технологии помогают восстановить физические и духовные силы,
рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.
Одной из главных проблем современного общества является гиподинамия, то есть низкая двигательная активность. Ее последствием является повышение уровня заболеваний. Чтобы изменить положение необходимо приобщать обучающихся к занятиям в спортивном зале, к подвижным играм. Результатом широкого применения игровых и групповых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к дисциплине. Обучающиеся в работе с которыми регулярно использовались
командные и подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и судовольствием. Показателем успешности применения данных технологий на уроках стали высокие результаты в районных командных соревнованиях.
Деятельностные технологии обучения. Проектная деятельность
В своей деятельности я проявляю большой интерес к деятельностным технологиям обучения. В начале, я использовала проект, как вид самостоятельной творческой работы учащихся (доклады, рефераты и учебные исследования). Это были работы, выполненные не всегда по правилам, но я не придерживался задачи критически их оценивать, а вместе с детьми шел к поставленной цели.
Использование технологии проектного обучения, позволяет мне вовлечь обучающихся в самостоятельный познавательный процесс.  Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально и в группах, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. На моих уроках – это развитие познавательного интереса учащихся к физической культуре и спорту, а расширение их кругозора способствует развитию творческих способностей, навыков научно-исследовательской деятельности, межпредметных связей, в частности с такими предметами как  информатика, химия, биология, история, математика. 
Учащиеся используют навыки владения компьютерными технологиями и знания по различным предметам для создания проектных работ, рефератов, презентаций, наглядных пособий по разделам учебной программы. Участник проекта собирает информацию по своему плану, что позволяет увидеть или оценить какой-либо процесс с разных точек зрения. Во время подготовки к защите проекта воспитанники изучают обширный материал, проводят анкетирование, выпускают газеты, буклеты, информационные листки, презентации.