Урок литературного чтения по теме Урок литературного чтения 2 класс Тема: Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».


Урок литературного чтения 2 класс
Тема: Е. А. Благинина «Посидим в тишине»,
Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
Цели и задачи:
- познакомить с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине» и с биографией Э. Мошковской, её произведением «Я маму мою обидел»;
- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.
- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения по ролям и наизусть;
-  расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;
- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям.
Оборудование:  музыка для физминутки, портреты Е. Благининой и Э. Мошковской, компьютер.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок!
Начинается урок!
Всели на месте, все в порядке?
Книжки ручки и тетрадки !
2.Проверка д/з.  
А какие пословицы вы подготовили про маму? (дети называют пословицу и объясняют её смысл)
Нет лучшего дружка, как родимая матушка.
 Сердце матери лучше солнца греет.
Дитя хоть криво, да отцу матери мило.
 Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Мать кормит детей, как земля людей.
 Всякой матери свое дитя мило.
 При солнышке тепло, при матери добро.
3. Введение в тему урока.
- Выставка рисунков о маме.
- Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко!
Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!
Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!
Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!
Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!
Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!
Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!
Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!
Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!
Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!
- Правильно – это наши мамы.
- Ребята, а вот какое стихотворение, посвященное мамам написала Елена Александровна Благинина, оно называется «Посидим в тишине».  (портрет на доске)
Елена Александровна Благинина  (1903-1989).
   Первые стихи Елены Александровной Благининой напечатали в детском журнале «Мурзилка» почти 80 лет назад. «Ребята любили и её, и её стихи, потому что она писала стихотворения про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и печали».
 Она писала стихи, очень весёлые, детские «дразнилки», песенки, сказки, «считалки» ребята, а для чего нам нужны считалки? (они нам нужны в играх, когда мы выбираем водящего), так же Елена Александровна Благинина писала и «скороговорки» а для чего нам нужны скороговорки? (чтобы развивать нашу речь)
Ребята давайте мы с вами вместе проговорим и запомним скороговорку про маму и посмотрим кто же у нас самый быстрый и внимательный!
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
- С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится кто? (мама). Мама всегда рядом, всегда придет на помощь. А вы, ребята, умеете заботиться о маме? Как вы о ней заботитесь?
- Вы на прошлом уроке слушали стихотворение «Посидим в тишине».
- Давайте вспомним – как надо правильно читать это стихотворение, каким голосом? (Тихим, спокойным)
 (Дети читают стихотворение) 
- Попробуем прочитать стихотворение по ролям. Выберем действующих лиц.                      
- Понравилось ли вам стихотворение? (Да понравилось)
- А чем оно вам понравилось? (Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму)
- Словарная работа: - синонимы к словам: крадётся, метнулся, скользнул, шепнул.
(на доске)                
- Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)
- Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)
- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама).
- Девочке трудно сидеть в тишине? ( Да)
- Почему? (Потому что  вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)
- Ребята, а какие звуки передают тишину? (Дети читают звуки [с], [ш], [ч])
- Как вы думаете, это сказка? А что это?
 - Что бы вы сделали на месте девочки?
- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил)
- Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению.
 - Отгадайте, какая она будет? ( Плавная, медленная)
- Она должна быть похожа на колыбельную?
4. Физминутка- А сейчас пришло время отдохнуть…(Звучит мелодия к песне «Песенка мамонтёнка», дети выполняют движения под музыку)…….
5.  Проблемные учебные действия.        
а) На доске записано: “Я маму мою обидел”
– Прочитайте слова, записанные на доске.– Что вы подумали, когда прочитали эти слова?
б) Проблемный вопрос        
– Как можно обидеть человека?- Послушайте рассказы:
1)Петя увидел, как его друга Славу толкнул во время игры в “Пятнашки” один мальчик. Слава упал и заплакал. Петя подбежал к нему, помог. Слава ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно.        – Как вы думаете, почему Славе было обидно?
2)Прибежал Митя в сад, выхватил из рук своей маленькой сестры Тани куклу и побежал по саду. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Мити Серёжа. Он отнял у Мити куклу и стал играть с ней. Митя побежал жаловаться отцу. Отец всё видел в окно.        
– Опишите состояние мальчика.– Так что значит обидеть кого-то?
- Как можно обидеть? (Словом, жестом, взглядом, физически.        )
– Случалось ли с вами такое? – Как вы себя чувствовали? – Как вы поступили?
Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится.        
6. Знакомство с произведением Э. Мошковской «Я маму мою обидел».      
- Это стихотворение написала Эмма Мошковская. (портрет)
- Знакомство с биографией Э. Мошковской:
Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)
    Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.
– Ребята, давайте обратимся к учебнику.– Прочитайте название стихотворения.
– Что бы вы хотели узнать и чему научиться? Какой у вас возник вопрос?
Чтение стихотворения учениками.        
– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.
– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?- Кем он себя представлял?
– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым? – Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? – Какой совет вы бы дали мальчику?
- Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слов        
Игра «Моя мама…...»
- А сейчас, закройте глазки, представьте свою маму и подумайте, какое слово вы бы сказали ей, чтобы она улыбнулась…
( Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная)
7. Рефлексия.
- Что вы узнали на уроке? - За что вы похвалили бы себя? - Что у вас особенно получилось?
- Мы много сегодня говорили о маме. А кто ещё живёт с вами в семье и помогает вам?
8. Итог урока. Объяснение домашнего задания. Выставление оценок.
- Понравился ли вам урок? - Что вы узнали на уроке? - За что можете похвалить себя?
– Почему важно в семье любить друг друга?  – Как выразить свою любовь к маме?
 – Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней?        
- Сегодня на уроке мы проследили, как можно с помощью стихотворений, с помощью музыки, картин передать чувства, эмоции, любовь к маме.
- Выразительно читать стихотворения, по желанию выучить наизусть.