Содоклад на педагогическом совете. Тема: «Особенности учебной мотивации младших школьников и способы её исследования».

Хитрук Е.В.
завуч начальных классов
ШЛ № 27
Содоклад
на педагогическом совете.

Тема: «Особенности учебной мотивации младших школьников и способы её исследования».

Сколько лет существует школа – столько лет учителя твердят о том, что дети ленятся, не хотят учиться и не стремятся к большему. Одна из главных причин низких результатов учёбы – недостаток учебной мотивации учащихся.
Мотив – это смысл поведения и деятельности человека, или же всё то, ради чего происходит активность ( Л.И. Божович).
В основе мотивов поведения человека лежат потребности.
Особенностью мотивации большинства младших школьников является беспрекословное выполнение требований учителя.
Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел – значит, нужно. Это, безусловно, имеет положительную сторону. Однако, с другой стороны, беспрекословное подчинение детей этого возраста авторитету взрослых препятствует развитию у них самостоятельности, тормозит формирование качеств субъекта учебной деятельности.
По данным исследований, в начальной школе растёт количество детей, мотивированных чувством долга, и, наоборот, значительно уменьшается (с 25% до 5%) число тех, кто учится из-за интереса.
Тревогу вызывает не увеличение числа детей, мотивированных чувством долга, а уменьшение числа детей, относящихся к учёбе с интересом. Достижения начинают отождествляться самими школьниками не с успехами в учебной деятельности, а с отметками, которые выставляет учитель. Младшие школьники воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.
Однако, значение отметки как мотиватора существенно уменьшается к 3 классу. В 3 классе значительно увеличивается учебная нагрузка, и высокой отметки как мотиватора деятельности оказывается уже недостаточно. Школьники 3-4 классов начинают тяготиться своими обязанностями, их старательность уменьшается. У тех, кто учится посредственно, и слабоуспевающих школьников основным становится мотив «избегания наказания». В результате этого у учащихся не развивается потребность в творческой деятельности, не формируется ответственность, упорство, трудолюбие.
Поднять мотивацию учащихся путём развития познавательного интереса удается немногим учителям. Но и развитие познавательного интереса не решает проблему мотивации: далеко не всегда удаётся делать и учитьтолько то, что интересно.
Мотив - это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.
В деятельности различают мотивы и цели.
Цель – представляемый и осознаваемый результат деятельности. Цели ясны и педагогу, и ученику и ставятся на уроке в чёткой форме. Мотивы же не всегда учителю, да и самому ученику. В зависимости от того, каков мотив деятельности, цель приобретает для ребёнка различный смысл.
Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. В момент деятельности они, как правило, не осознаются, но отражаются в определённой эмоции, то есть учащийся может хотеть или не хотеть что-то делать , переживать в процессе деятельности какие-либо эмоциональные состояния. Вот это желание или нежелание действовать, по А.Н. Монтьеву, является показателем положительной или отрицательной мотивации.
Все мотивы могут быть разделены на 2 большие группы:

1) широкие социальные (стремление хорошо окончить школу, поступить в ВУЗ, хорошо работать в будущем);

2) узколичные (мотивы благополучия, престижа);

а) получить хорошую оценку, б) выделиться среди других,
избежать неприятностей; занять определённое положение в
классе;

Исследования мотивов учения у младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, её процессом и содержанием, не занимают ведущего места.
По исследованиям Л.И. Божович, в системе мотивов, побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способы определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишённой для них непосредственного познавательного интереса, заслуживают особого внимания и могут стать крепкой опорой профессиональной деятельности педагога, направленной на достижение результата в процессе управляемого познания, усвоения детьми опыта овладения умениями и навыками через социализацию, обучение в широком смысле этого понятия (любой акт обучения – это общение)».
В школе могут успешно применяться следующие виды мотивационного стимулирования учащихся, а именно такие методы, как:
1. Эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимым в коллективе;
2. Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака» (штурм).
Изучение рисунков позволяет лучше понять личность учащихся.
Кроме проективных методик есть специальные анкеты, опросники, беседы, методы неоконченных предложений.
В государственном образовательном стандарте одной из главных целей образования обозначено формирование коммуникативных умений школьника, которые формируются только посредством взаимодействия учащихся с педагогом и друг с другом.

07.04.12

15