Проблемный диалог как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников


Проблемный диалог как средство формирования универсальных УД у младших школьников.
Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи первого учителя – учителя начальной школы.
Так как в начальных классах активно совершенствуются достижения дошкольного развития либо компенсируются пробелы дошкольного образования. Решается приоритетная общеучебная задача: формируются желание и умение учиться, готовность к самообразованию; активно развиваются речь и логическое мышление. Формируются умение общаться и жить вместе, базовые учебные умения; закладываются социальные, ценностные и поведенческие нормы и навыки.
Решение этих задач невозможно без деятельностного подхода в обучении. Одним из дидактических принципов деятельностного обучения является принцип деятельности, суть которого заключается в том что ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (он становится субъектом). Реализовать данный принцип не возможно без использования технологии проблемного обучения.
Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Технология проблемного диалога - это ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком "открытия" знаний.
В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.
Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект. Побуждающий диалог представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по-настоящему творчески и помогают развивать творческие способности школьников. На этом этапе постановки проблемы побуждающий диалог выглядит следующим образом: сначала учитель создаёт проблемную ситуацию, противоречие, а затем, специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этом этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает "открытие" знаний путём проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий. Подводящий диалог задействует и, соответственно, развивает логическое мышление школьников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию, то есть обеспечивает открытие "царственной" дорогой.
Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему. Тем самым обеспечивается интерес к новому материалу. Бескорыстная, познавательная мотивация. Затем, учитель организует поиск решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим, он обеспечивает "открытие" знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично.
Что происходит на традиционном уроке? Постановка проблемы сводится к сообщению темы. Согласитесь, это не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма. Поиск решения редуцирован до сообщения знания, то есть до сообщения материала. Это не гарантирует понимание материала большинством класса. Таким образом, традиционный урок - это урок бесконечного учительского монолога "Я говорю - ты молчишь". Проблемно - диалогический урок - это урок постановки и решения проблемы учениками в организованном диалоге с учителем. "Ты словечко, я словечко" Думаю, уже понятно, что центральную часть технологии составляет описание проблемно-диалогических методов. Наибольшее внимание уделяется, конечно, побуждающему диалогу, как наиболее сложному методу в работе учителя.
Но урок - это не только методы. Есть ещё формы и средства обучения. Принято выделять групповую, парную и фронтальную формы работы. Традиционный урок всегда фронтален. Согласитесь, нет никакой необходимости разбивать класс на группы, для того, чтобы объявить тему и объяснить новый материал. А проблемно-диалогические методы дают колоссальные возможности варьирования форм обучения. Ну, например, проблемные ситуации со столкновением мнений, характерные урокам русского языка, прекрасно получаются в групповой работе, а практическое задание по математике можно давать фронтально.
К средствам обучения обычно относят учебник, технические средства обучения (ТСО) и опорные сигналы. О последних несколько слов. На традиционном уроке создание опорного материала необязательно. Если учитель использует опору по собственному желанию, то обычно предъявляет её в готовом виде, как плакат, который облегчает детям запоминание нового материала. На проблемно-диалогическом уроке создание опорного сигнала обязательно. Технология конкретно описывает, какие должны быть опорные сигналы. Кто? Учитель или ученик, в какой момент урока создаёт опору, и даже на какую часть доски опору лучше помещать.
Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов, а также их взаимосвязь с формами и средствами обучения. Методы при этом являются центральной частью технологии, или определяют выбор форм и средств" Е.Л.Мельникова.
Организация урока окружающего мира. Большинство тем рассчитано на 1-2 часа, поэтому уроки окружающего мира, как правило, относятся к типу комбинированного урока изучения нового, включающего как этап изучения нового материала, так и этап закрепления. Разберем более подробно особенности урока окружающего мира.
Первый этап - актуализация знаний и постановка проблемы. Этот этап урока имеет две основные задачи: 1) актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы; 2) создать у учащихся проблемную ситуацию - мотив для изучения нового учебного материала.
В отличие от традиционного урока, учитель на этом этапе не только и не столько проверяет полученные на прошлом уроке знания, сколько предлагает, ребятам вспомнить знания, которые понадобятся им для изучения новой темы. При этом школьники заранее (до урока) не знают, какие знания им понадобятся. Иными словами, мы работаем с теми знаниями, которые имеются у школьника постоянно. Чем более важны те или иные понятия и связи между ними, тем чаще они используются на этапе актуализации. При этом и происходит формирование связной целостной картины мира, так как каждый раз на этом этапе мы находим связь ранее изученных понятий с новым. Поэтому на уроках окружающего мира полное усвоение новых понятий, правил и законов осуществляется не столько во время урока, посвященного их изучению, сколько в процессе их постоянного использования в дальнейшем на этапах актуализации знаний.
Второй задачей этого этапа является постановка проблемной ситуации. Главное требование к поставленной проблеме - ее значение для школьников, интерес к ней. Поэтому лучше всего та проблема, которая понятна и доступна школьникам. В то же время в 3-4-м классах проблемная ситуация обычно возникает в классе при попытке объяснить увиденный опыт, применить известные знания в новой ситуации.
В 3-4-м классах, когда требования к научной грамотности проблемных ситуаций и вопросов возрастают, в учебниках в начале изучения каждой темы введены описывающие проблемную ситуацию диалоги героев, в которых они излагают возникающую перед ними проблему и предлагают свои способы ее решения.
После осознания проблемной ситуации учитель просит школьников самостоятельно (!) сформулировать вопрос, ответ на который они будут получать в течение всего урока ("Что мы должны выяснить на уроке?"). Этот вопрос записывается на доске. В течение всего урока учитель обращает на него внимание учеников ("Полностью ли мы ответили на поставленный нами вопрос?").
Существуют два сценария первого этапа урока.
Первый способ (более простой, его целесообразно использовать в 1-2-м классах). Школьники в процессе беседы с учителем обсуждают ответы на вопросы по актуализации знаний. После такой подготовки учитель создает проблемную ситуацию, показывает опыт, который нуждается в объяснении, предлагает школьникам прочесть диалог. При этом школьники самостоятельно формулируют задачу урока.
Второй способ (более сложный, его имеет смысл использовать в 3-4-м классах). Урок начинается с проблемной ситуации, при этом школьники понимают суть стоящей перед ним проблемы и самостоятельно ее формулируют в виде главного вопроса урока. Учитель может задать дополнительные вопросы или показать какой-либо опыт. Далее учитель просит ребят догадаться, какие знания у них уже есть для помощи героям книги в решении возникшей перед ними проблемы, а каких знаний им не хватает.
Работа с доской на первом этапе урока строится следующим образом. По мере актуализации знаний учитель пишет (или вешает таблички) названия понятий, которые сегодня понадобятся на уроке. В центре доски пишется главный вопрос урока, который формулируют школьники. Часто он задается в виде темы урока, в этом случае тема оказывается, сформулирована самими школьниками. Тему урока может записать и сам учитель, она также может быть открыта задним числом, после нахождения ответа на главный вопрос урока.
Второй этап урока посвящен совместному "открытию" знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые и знакомству с избранными примерами их применения. На уроках мы предлагаем пользоваться проблемным методом при изучении нового материала. Существует три способа поиска решения поставленной проблемы (сформулированного учениками главного вопроса урока): побуждающий диалог, подводящий от проблемы диалог и подводящий без проблемы диалог.
Сложные моменты изучаемой темы может вполне рассказать учитель. Важно не то, чтобы ученики сами "открыли" все новые знания, важно чтобы они приняли в этом участие. На этом этапе урока "самостоятельное" открытие знания детьми получается не всегда, но к этому следует стремиться. После совместного открытия важнейших знаний на этом этапе важную роль во 2-4 классах играет работа с учебниками-тетрадями. После обсуждения полученной версии решения проблемы, учитель просит проверить ее правильность с помощью чтения книги про себя. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний.
После нахождения верного решения проблемы следует вновь обратить внимание на сформулированный школьниками главный вопрос урока, чтобы убедиться в нахождении ответа на него. Можно сформулировать тему урока, если она не была сформулирована. На этом этапе очень важно, чтобы школьники смело высказывали свою точку зрения, не боясь ошибиться. Чтобы добиться этого, можно при изучении нового материала использовать несколько полезных правил:
Презумпция правильного ответа. Всякий ответ ученика, в котором можно найти хоть какой-нибудь смысл должен считаться правильным. В процессе обсуждения учитель должен показать, к какому результату приведет данное суждение, найти полезную мораль из ответа и постараться подвести ребенка и класс к правильному ответу.
Пусть ученик говорит, как может, а учитель говорит, правильно. Объясняя свою мысль новой темы, ученик не может знать заранее многих новых слов. Если мы будем требовать сразу грамотного ответа, он просто замолчит. Поэтому учитель разрешает ученикам использовать любые слова, даже не совсем правильные. В ответ учитель похвалит ученика за ответ и поправит его.
На любой интересный творческий вопрос может быть больше одного правильного ответа. Не следует бояться разных ответов учеников, многие из них могут оказаться правильными. Учитель всегда сможет поправить и подкорректировать высказывание школьника.
На этом этапе урока учителя, как правило, работают фронтально. Однако групповые формы работы оказываются не менее, а даже более успешны. Для этого ученики должны объединиться в команды и сесть группами по 4-6 человек вокруг столов (сдвоенные парты). В каждой группе выбирается капитан команды, который руководит обсуждением версий. Такая форма работы обеспечивает лучшую соревновательность, делая урок более динамичным и интересным.
Работа с доской очень важна на этом этапе урока. Следует фиксировать все важнейшие промежуточные результаты, достигнутые при обсуждении темы. Также на доске должны быть отражены все новые важнейшие понятия, правила и законы. Это позволит ученикам легче воспроизвести решение в конце этого этапа.
Третий этап - первичное закрепление. Контроль над усвоением материала на этом этапе осуществляется учителем с помощью фронтальных вопросов, которые помещены в рамке в конце текста в учебниках тетрадях для 2-4-го классов. Эти вопросы акцентируют внимание ребят на важнейшие положения данной темы. Можно также попросить ребят самих сформулировать вопросы по теме друг другу.
Особое своеобразие мы обнаруживаем на уроках по историко-обществоведческому курсу. После совместного обсуждения поставленной проблемы и высказывания своих версий ученики переходят к первичному закреплению и расширению нового знания, осуществляемых в ходе комментированного чтения текста учебника и ответа на вопросы учителя с помощью текста учебника.
Четвертый этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. Следует стараться сделать его более продолжительным, так как именно на этом этапе ученики усваивают способы применения знаний.
В учебниках-тетрадях количество заданий избыточно, то есть все задания не должны выполняться каждым учеником. Особенно это проявляется в учебниках-тетрадях для 1-2-го класса, в которых наряду с основным (обязательным) уроком имеется дополнительный урок. Материал второго урока полностью согласован с содержанием первого и дополняет его. Задания этого урока могут быть использованы для работы на основном уроке, для успевающих учеников, контрольных и тому подобное. Кроме этого ряд уроков расширяет область познания второклассников за пределы обязательной, позволяя находить ответы на возникающие у них вопросы.
В отличие от учебников 1-го и 2-го классов дополнительных уроков в учебниках-тетрадях для 3-4-го классов нет. Это связано с тем, что школьники подросли. Они теперь вполне могут пользоваться для поиска ответов на возникающие у них вопросы и подготовки сообщений дополнительной литературой из классной (и школьной) библиотеки. Учебник в 3-м классе перестает играть роль детской энциклопедии.
Работа учеников на этом этапе - индивидуальная или групповая. Только таким способом можно добиться того, чтобы каждый ученик выбирал те способы использования новых знаний, которые позволяют ответить на интересующие его вопросы.
Основной контроль усвоения знаний учитель осуществляет на этом этапе, когда школьники выполняют задания из учебника-тетради (самостоятельная деятельность по применению знаний). Кроме того, учитель предлагает свои вопросы по данной теме, которые имеют самое непосредственное отношение к жизни школьников в этом городе и районе или имеют отношение к другим предметам и т.п.
В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий из учебника-тетради и рабочей тетради ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания для объяснения окружающего их мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса окружающего мира. Новые знания школьники не столько должны запоминать, сколько усваивать способы их применения.
Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен и на него уходит довольно много времени. Ведь каждый из школьников выполнял разное задание и им при обсуждении результатов своей работы надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а, кроме того, поделиться особенностями найденного ими способа применения полученных знаний. Подвести предварительный итог работе по данной теме можно несколькими способами: вспомнить важнейшие понятия в данной теме, связь их друг с другом и с другими темами; поделиться опытом решения задач из учебника-тетради.
Окончательный итог подводится после выполнения каждым учащимся необходимого объема заданий. Эти задачи могут быть решены в классе или дома.
На дом ребятам могут задаваться отдельные задания (некоторые специально предназначены для выполнения дома, в том числе и с родителями), чтение текста и подготовка ответов на устные вопросы, которые необходимы для изучения темы следующего урока. Но не следует требовать выучивания текста. Ребята лишь должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи.
Такая структура урока целесообразна для варианта изучения по одному часу в неделю (в 3-4-м классах ~ 2 часа). Если на уроки по окружающему миру отводится по 2 часа, то на первом уроке по данной теме больше внимания уделяется этапу актуализации знаний и объяснению нового материала, а на втором - практикуму самостоятельного применения полученных знаний.
Технология проблемного диалога результативна. Она обеспечивает качественное усвоение материала. Она развивает интеллект и творческие способности. Она воспитывает активную личность, при сохранении здоровья учащихся. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, то есть её могут использовать учителя любых звеньев, от начальной школы до старших классов. Учителя любых предметов, от русского языка и математики, до таких практикоориентированных предметов, как физическая культура.
Технология проблемного диалога может быть использована в любой образовательной системе, но наиболее полно и последовательно она уже реализована в образовательной системе "Школа 2100". Технология проблемного диалога - ключ к успеху в педагогической профессии. Осваивайте проблемный диалог. Это лучший способ выиграть свою профессиональную жизнь.
Список литературы:
Леонтьева А.А. Образовательная система "Школа 2100". Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа. Сборник программ . М.; Баласс, 2004. Стр 528.
Мельникова Е.Л.. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра (журнал "Начальная школа плюс До и После", № 6, 2005 г., с. 33-34).
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002. 168 с.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или Как открывать знания вместе с детьми. Начальная школа: плюс-минус. 1999. №№ 5,6,7.
Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра. Начальная школа плюс до и после. 2005. № 6. С.33-35.
Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог. Начальная школа плюс до и после. 2008. № 8. С.3-8.
Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя. Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 3. С.48-49.
Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. Образовательная система "Школа 2100" - качественное образование для всех. Сборник материалов. М., Баласс. 2006. С.144-180.
Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008. Стр. 5-55.
Мельникова Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе. Образовательная система "Школа 2100". Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов .М., Баласс, 2009. С. 164-283.