Статья исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования УУД

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОРОГОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с.НАМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУЛУНСКИЙ УЛУС (РАЙОН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)











Статья
«Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования УУД»








Выполнила: Стручкова Мотрена Николаевна,
учитель начальных классов.


2017год

«Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования УУД»

Исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся. Результатом её является формирование исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире.
Организуя познавательную активность младших школьников через исследовательскую деятельность, можно формировать все группы универсальных учебных действий.
Основной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами обработки информации и способность актуализации их для самостоятельного достижения знаний в дальнейшем. Необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Учение превращается в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем.
Одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология. Использование данного метода в начальной школе дает ребенку возможность анализировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации. Технология служит для развития познавательной активности учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
-ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
-предлагает возможные решения;
-проверяет эти решения, исходя из данных;
-делает выводы в соответствии с результатами проверки;
-применяет выводы к новым данным;
-делает обобщения.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
Развитие познавательной активности я осуществляю через организацию учебно-исследовательской деятельности младших школьников в рамках уроков окружающего мира, технологии и во внеурочной деятельности.
По окружающему миру проводили исследования «Состав почвы», «Свойства воздуха», при изучении сообществ: «Луговые растения нашего края», «Значение растений окрестностей нашего села для здоровья человека», при изучении темы «Вода и ее свойства» был проведен ряд экспериментов по выявлению свойств воды. Изучая тему «Питание», были проведены исследования «Шоколад», «Тайна газированной воды», «Еще раз о молоке» На уроках технологии исследовали свойства бумаги, ткани и пластика. На занятиях по внеурочной деятельности исследовали наиболее распространённые профессии родителей, топонимику села, развитию оленеводства и коневодства.
В 4 классе обобщаются полученные знания, особое внимание уделяется умению работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результаты совей работы в виде текста, , презентации, выступления. В процессе такого учения каждый чувствует себя личностью, у детей максимально сохраняется интерес к учёбе, добыванию знаний. Ученики начинают понимать мотивы учения – они изучают гармоничный и целостный мир природы и людей, у них появляется интерес к познанию окружающего мира и себя в нем. У них возникает радость от того, что они умеют применять полученные знания.
Итогом освоения работы становится способность ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследованию, готовность к логическому мышлению. Ведь среди огромного потока информации, захлестнувшего нас в последнее время, может надежно ориентироваться лишь тот, кто умеет поставить перед собой цель и определить пути её достижения. Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников.
Одним из вариантов показателей эффективности исследовательской деятельности младших школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, классных часах.
Ежегодно в нашей школе проводится научно-практическая конференция для школьников «Горбуновские чтения». Лучшие работы выдвигаются для участия в муниципальной научно-практической конференции школьников «Мои первые шаги в исследовательскую деятельность». Желающих принять в ней участие становится всё больше.
Четвёртый год я внедряю в свою работу новую программу по внеурочной деятельности «Юный исследователь», направленную на формирование УУД, способности самостоятельно, творчески мыслить и осваивать новые формы деятельности. Ежегодно мои ученики являются победителями и призёрами школьных, муниципальных научно-практических конференций.
Организация такой формы познавательной деятельности, как научно-исследовательская, даёт моим маленьким ученикам возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя на уроках и в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка.



Список литературы:
Н.А.Якимов Проектно- исследовательская деятельность младших школьников//Исследовательская работа школьников. - 2003. №1. - С. 48-51
Н.А. Семенова. Формирование исследовательских умений младших школьников: Дис. кан. пед. наук. Томск,2007.
А. И. Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., испр. и доп. Самара, 2006.


—ђ Заголовок 415