Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования учебно-познавательных компетенций младших школьников

Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования учебно-познавательных компетенций младших школьников
Учитель Оксана Сергеевна,
учитель начальных классов
БОУ «Русскополянская гимназия №1»
 
Уважаемые коллеги, наступила долгожданная весна. Я приглашаю вас в весенний лес. Перед вами название разных цветов. Нам нужно собрать букет из ранних весенних цветов, т.е тех, что зацветают весной первыми. Соберите, пожалуйста, их в корзину.
- Какая возникла у вас проблема? Почему?( Затруднение: какие растения зацветают самыми первыми весной)
-Что же нам необходимо сделать, чтобы решить нашу проблему?() Где найдём ответы на поставленные вопросы? Спасибо
С вопросов мы с ребятами начинаем нашу исследовательскую деятельность. Современные дети мобильны, активны, подвижны. От того как я научу ребят, замотивирую их будет зависеть их отношение к научно- исследовательской деятельности в дальнейшем.
Поэтому главной целью исследовательской работы является:
формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству . Для решения поставленной цели мною реализуется проект «А почему?» Который, помогает ребятам приобретать и развивать исследовательскую культуру. Исследовательские компетенции в рамках проекта, я формирую на уроке, классных часах, во внеурочной деятельности и конечно эта компетенция продолжает формироваться в учреждениях дополнительного образования .
Этапы реализации проектной деятельности
Работу в данном направлении я начала с диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся.( с этим материалом вы познакомитесь в раздаточном материале) На основе полученных данных создался портрет юного исследователя, была спланирована дальнейшая работа.






Следующий этап - практический Я работаю по программе развивающей системы Л. Занкова .Основанной на принципах: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, изучение программного материала быстрым темпом, осознание школьниками процесса учения, развитие всех учеников (и сильных, и слабых),Совместный творческий поиск позволяет делать открытия, создавать новое, делать выводы и идти дальше, что, несомненно, повышает познавательную активность обучающихся . В своей практике провожу уроки-исследования и уроки с элементами исследования.: *уроки с проведением эксперимента, *работа с источниками информации, *заслушивание сообщений, защита рефератов . На таких уроках использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную. Предпочтение отдаю групповой, так как именно она, в большей степени, чем остальные способствуют формированию исследовательской деятельности. Предлагаю учащимся использовать компьютерные программы при подготовке выступлений, докладов, творческих работ, что они с удовольствием и делают.
С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, предполагаю исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства. Например, НА СЛАЙДЕ ФОТО С КРУЖКОВ)
Например В рамках урока реализуя проект «А почему?» на уроке литературного чтения мы вышли на проект « В защиту бабы Яги» (кратко) Ребята заметили, что кроме плохих поступков Баба Яга часто помогает главным героям, совершает добро .Ребята решили узнать, такая ли уж плохая эта Баба Яга? За время выполнения проекта учащиеся проанализировали русские народные сказки, мультфильмы и фильмы. где главным персонажем является Баба Яга. Дети выявили ее добрые и злые поступки, подобрали стихи и песенки о Бабе Яге, изучили некоторые традиции русского народа, подготовили групповые и индивидуальные сообщения по заданиям, создали коллекцию рисунков и поделок о Бабе Яге.
Внеурочная деятельность является важным звеном проекта в рамках этой деятельности создаем с ребятами коллективные и индивидуальные проекты, исследования. Среди обучающихся всегда находятся такие, которым не достаточно знаний полученных на уроке и я продолжаю с ними работать и во внеурочное время. Представляя результат своего труда, ребята выступают на НПК разных уровней и занимают призовые места (на слайде).ТАБЛИЦА НА СЛАЙДе Важная составляющая часть моей деятельности по формированию у учащихся исследовательских компетенций – это работа с родителями .В ходе выполнения проекта, исследования родители выступают одновременно в нескольких ролях. (слайд )(консультируют, отслеживает выполнение плана, решают оперативные вопросы, помогают в предварительной оценке проекта, участвует в подготовке презентации, обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания).Например Работая над темой «Удивительные снежинки» под руководством папы Лиза пыталась вырастить снежинки у себя во дворе, или например привлекая дочь к работе на пасеке Валерий Дмитриевич натолкнул дочь к более детальному изучению пчеловодства. Так появилась работа« здоровье на крыльях пчелы», а мама помогала проводить исследования дома. Полину заинтересовал вопрос- «Можно ли сохранить здоровье на уроке», так она вместе с мамой шила массажные коврики для ребят класса, разучивала физминутки, изготовила для каждого офтольмотренажёр. Таких примеров можно привести массу.
На мой взгляд очень важно уметь презентовать свою деятельность, результат своего труда. Это развивает у учащихся исследовательские компетенции. Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятий по теме : 1 класс «Удивительный магнит», 2 класс «Упрямые предметы»
(видео с кружков) Я учу детей и на уроке в ходе учебного исследования и на кружке - ставить цель, , проводить эксперимент, выдвигать гипотезу, доказывать гипотезу, работать с различными источниками информации, работать в паре, группе, задавать вопросы, давать определения понятиям, обобщать, определить последовательность работы, умею представлять себя)

Реализация моего проекта – это одна из составляющих комплексной работы коллектива учителей начальной школы по развитию учебно- познавательных компетенций обучающихся (НА СЛАЙДЕ) По итогам работы наши ребята успешно выступают на разных уровнях(НА СЛАЙДЕ
На уровне класса- сообщение, выступление
На уровне начальной школы- конференция
НА уровне гимназии фестиваль научно- исследовательских работ и проектов)
Мною была составлена и уже второй год апробируется программа проектно- исследовательской деятельности «Всё обо всём»
Программа интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы Л.В.Занкова, методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.В результате столь активной деятельности мы видим уже изменённый портрет исследователя. А это значит, исследовательская деятельность младших школьников является средством формирования учебно-познавательных компетенций младших школьников












НА СЛАЙДЕ
Есть такая великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные». Думаю, что это и есть путь изобретательского и исследовательского таланта . Моя обязанность , как учителя начальной школы , помочь ребенку встать на этот путь.





















Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, которая даёт общее представление относительно данных ребёнка. Предполагается ответить «да» или «нет» на следующие утверждения
1.Ребёнок инициативный, живой, подвижный.

2.Он с готовностью откликается на всё новое.

3.Любит всё загадочное, непонятное.

4.Часто нуждается в поддержке старших.

5.Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Если на все пять утверждений был дан ответ «да», есть основания считать ребёнка способным. Если на 4 и 5 пункты был дан ответ «нет», надо обратиться к следующим утверждениям
1. Любит задавать и решать трудные вопросы.
2. Имеет свою точку зрения и настойчиво её отстаивает.
3. Начатое дело доводит до конца.
4. Имеет особую склонность к определённому виду занятий или предмету.
5. Настойчив в достижении поставленной цели.
6. Задаёт много вопросов по интересующим его предметам, темам.
7. Интересы достаточно стабильны.
8. Любознательность достаточно устойчива.
9. Имеет много друзей среди своих сверстников.
10. Часто не соглашается с мнением взрослого.
11. Часто бывает эгоистичен.
Если на все вопросы дан ответ «да», то ребёнка можно считать одарённым.
Если вы хотите оценить одарённость как реально, ярко проявляющуюся, рассмотрите следующие утверждения:
Ребёнок проявляет способности в различных сферах знаний.
Имеет одного – двух друзей более старшего возраста.
Речь хорошо развита.
Ребёнок всегда ищет решение самостоятельно.
В спорных вопросах опирается на собственное мнение, не любит общепризнанных утверждений.
Берёт на себя ответственность в трудных ситуациях.
Часто производит впечатление взрослого «не по возрасту».
Хорошо знает свои возможности и то, что хочет сделать.
Если на все утверждения дан ответ «да», то у ребёнка действительно ярко и рано проявляющаяся одарённость.











Памятка юному исследователю.
Моё исследование.
1. (Тема исследовательской работы). Как будет называться моё исследование?  «О жизни ..».
2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы?
Что я узнал из литературы?
3. Цель. Что я хочу исследовать?
«Изучить» «Поставили цель: изучить поведение ».
4. (Задачи). Для чего я хочу провести исследование?
«Выяснить, сколько»; «Выявить связь»; «Установить, зависит ли»; «Изучить, для чего»; «Выяснить, как»; «Установить, почему»
«Задачи:
изучить литературу о жизни
выявить, чем питаются
установить места проживания ;
выяснить..
рассмотреть
определить
5. Дата и место проведения моего исследования. (Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта: при необходимости - название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения).
6. (Методика работы). Каким образом я проводил исследование?
Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт.
«Наблюдение начали
5. Дата и место проведения моего исследования. (Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта: при необходимости - название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения).
6. (Методика работы). Каким образом я проводил исследование?
Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт.
7. (Описание работы). Мои результаты исследования.
Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.
Работа сопровождается фотографиями, рисунками пеньков, вещественными доказательствами : обглоданными палочками.
8. (Выводы). Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие выводы(Ответы на поставленные задачи).
«Прочитав книги, мы многое узнали о жизни
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
Наши результаты исследования и сведения из литературы о жизни совпадают. Наше предположение подтверждается.
9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?
10. Кого я хочу поблагодарить?
11. Использованная литература.
Приложения






Этапы и формы контроля

Диагностика учебных достижений (мониторинг обученности)

Ф.И.воспитанника
Умеет осуществлять поиск и отбор информации из различных источников
Умеет конспектировать, составлять тезисы и библиографию
Умеет ставить цели и задачи исследования
Умеет работать по программе Word, Excel
Умеет создавать мультимедийную презентацию
Владеет техникой публичной защиты результатов собственного исследования











Виды оценки учебных достижений воспитанников: тестирование, практические и самостоятельные работы, зачётные занятия, итоговая аттестация обучающихся проводится в форме защиты проекта или учебно-исследовательской работы на занятии учебной группы или на конференциях различного уровня. На защите, помимо педагога, должны присутствовать внешние эксперты (специалисты) по предметных областях представляемых работ (проектов).
Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся.
«0» - низкий уровень
«1» - средний уровень
«2» - высокий уровень

Критерии оценки:
0 – низкий уровень (удовлетворительно): учащиеся не обладают элементарными знаниями, основными способами действий;
1 – средний уровень (хорошо): умеет использовать полученные знания при выполнении практических работ, владеет элементарными нормами и технологиями:
2 – высокий уровень (отлично): освоение программы в полном объёме, выполняет качественно работу, применяя творчество и любознательность, умеет оказывать помощь в работе с учащимися.
Каждый учащийся оценивается индивидуально по каждому показателю.










АННОТАЦИЯ
Главной целью исследовательской работы с обучающимися в урочной и внеурочной деятельности является: формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Для решения поставленной цели мною реализуется проект «А почему?» Который помогает ребятам приобретать и развивать исследовательскую культуру. Исследовательские компетенции в рамках проекта, я формирую на уроке, классных часах, во внеурочной деятельности и конечно эта компетенция продолжает формироваться в учреждениях дополнительного образования . Совместный творческий поиск позволяет делать открытия, создавать новое, делать выводы и идти дальше, что, несомненно, повышает познавательную активность обучающихся . В своей практике провожу уроки-исследования и уроки с элементами исследования.: *уроки с проведением эксперимента, *работа с источниками информации, *заслушивание сообщений, защита рефератов.
Я разработала и уже второй год апробирую программу проектно- исследовательской деятельности «Всё обо всём».Систематическая работа в заданном направлении позволяет достигать хороших результатов.
Есть такая великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные». Моя обязанность , как учителя начальной школы , помочь ребенку встать на этот путь.



Объект 5Объект 615