Выступление на заседании педагогического совета «Современный урок в логике внедрения ФГОС второго поколения. Типология современного урока» по теме «Использование Технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»


Выступление на заседании педагогического совета «Современный урок в логике внедрения ФГОС второго поколения. Типология современного урока» по теме «Использование Технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала, не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить  ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и показать  практическую ценность и необходимость  в дальнейшей жизни. Мне кажется, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, уметь мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
Стараюсь строить уроки так, чтобы учебный материал пробуждал стремление сознательно, увлеченно учиться, добиваться победы над собой, жить, взрослеть и развиваться. Поэтому я решила найти такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы им работать более продуктивно.
На помощь мне в решении этой проблемы пришли педагогические технологии (РКЧМ, групповые технологии, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, здоровьсберегающие технологии, использование информационно-коммуникационных технологий, технология игровых методов, ролевых и деловых игр, интегрированные уроки обучения, мастерские), реализую в соответствии с данными технологиями активные методы обучения.
Владею мониторингом качества образования по русскому языку и литературе, на своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование,  срез знаний, самостоятельные и контрольные работы.

Из всех технологий моя самая любимая -это технология развития критического мышления. При её использовании нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя и верить ему на слово, “насильно вести за руку”.
Все это актуально и в рамках проведения экзаменов в 9,11 классах в формате ОГЭ и ЕГЭ, и в рамках решения задач «Стандартов второго поколения».
Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности. Появилась большая заинтересованность учащихся в предмете. Повышается активность на уроке, даже самые слабоуспевающие и безразличные к учебе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха.
Результативность опыта включает в себя:
самосовершенствование личности;
развитие творческих способностей;
умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.
Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий:
личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);
метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);
предметных (новые знания по конкретному предмету).

В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, а педагог координирует их работу. Суть технологии очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Урок предполагает 3 этапа: вызов, осмысление содержания, рефлексию.
Итак,первая стадия – «Стадия вызова» на каждом уроке обязательна. На данной стадии я использую следующие приемы: «верные-неверные утверждения», «да-нетка», «корзина идей», «кластеры».
На первой стадии предлагаю ребятам ТРИЗ – игру «Да - нетка», которая помогает повторить текст изучаемого произведения и способствует формированию умению формулировать вопросы.
Прием «верные - неверные утверждения» повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах учащиеся активизируются. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает «Что хочу знать?»
Прием «верные – неверные утверждения» является удачным и интересным и для уроков литературы при знакомстве с биографией поэта или писателя.
Прием «кластер».
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Один мудрый человек сказал: "Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю". Когда ребенок использует кластер, он лучше понимает себя и то, что изучает. Например, при изучении темы «Имя существительное» предлагается вспомнить, что им известно о существительном. (На какие вопросы может отвечать сущ.? Что обозначает сущ. как часть речи? Какие морфологические признаки имеет сущ.? Как оно изменяется? Каким членом предложения обычно бывает?)
Объединившись в группы, ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров. и выбирают наиболее интересный вариант.
Вторая стадия – «стадия осмысления содержания»
Наиболее приемлемым на уроках считаю такой прием, как чтение с пометами - «инсерт»
Каждый ученик вдумчиво относится к тексту произведения, тогда оно становится ему ближе, понятнее, ему хочется читать и слушать дальше, чтобы понять, почему именно так разворачиваются события, почему именно эти чувства испытывает герой.
Технически он достаточно прост. Я знакомлю учеников с рядом маркировочных знаков и предлагаю им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Главная цель учителя - словесника – воспитание вдумчивого читателя, развитие читательского вкуса, умения видеть текст и осмысливать его. Для меня в ходе работы стало понятно, что наиболее эффективен здесь прием чтения с остановками. Поэтому данный прием начала практиковать при изучении таких рассказов И.С.Тургенева «Муму» (5 класс), «Бежин луг», Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота» и др.
Самым любимым моим приемом является «Шесть шляп мышления Эдварда де Боно», с помощью которого учащимся гораздо проще высказывать свои мнения, предположения. Тем более, что большинство подростков иногда стесняются высказывать свои мысли. Это своеобразная техника мозгового штурма, с помощью которой можно рассматривать вопрос с разных точек зрения.
Когда ученик или группа «примеряют» шляпу, они начинают мыслить в определенном русле, как бы говорить от лица шляпы. Это снимает напряжение, раскрепощает учащихся, дает им некую свободу.
В результате использования приема моим учащимся удалось по- новому взглянуть на сам процесс обучения, получить возможность быть на уроке русской литературы активным участником.
Представляю Вашему вниманию фрагмент урока в 9классе на тему «Герой нашего времени» взаимоотношения Печорина и Бэлы.
Стратегия «толстые» и «тонкие вопросы»
Данный приём я использую на любой фазе урока. Он может быть применён для самостоятельной учёбной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.
Третья стадия – «стадия рефлексии». На стадии рефлексии использую такие приемы, как синквейн, психорисунок, диаманты.
Прием “Психорисунок” даёт возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы.
Прием составлении синквейна. Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во - первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во – вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения.В моей практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя, всего пять строк. Такое задание можно давать и в качестве домашнего.
Вот примеры синквейнов, составленных учащимися.
Прием «Диаманты». Диаманта – стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.
Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу,
Как говорил мыслитель Конфуций: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».
Свою деятельность пытаюсь организовать, руководствуясь этим положением. Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. В работе важен результат.
Проведенные исследования показали, что данные умения и навыки у учащихся после применения ТРКМ значительно более развиты, чем у учащихся, занимающихся в традиционном режиме.
Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует отметить, что использование листов оценки, анкетирование позволяет учащимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого участника групповой работы в процессе изучения материала. На мой взгляд, это определенный стимул для самоорганизации в процессе групповой учебной деятельности.
(Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: приходится тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.)
Я вижу в педагогической деятельности нечто красивое, что преображая мир, делает его лучше, чище, светлее, к тому же работа учителя – это вдохновение и искусство, здесь нужен талант, интуиция, артистизм и прочие ненаучные вещи. Говорить о школе научным языком невозможно – пропадает правда жизни. Научить любить родной язык и его литературу по требованию – невозможно, все это основано на богатых и сложных чувствах. Это и является для меня моим будущим. Какой стану я – такими и мои ученики.
Используя на уроках приемы ТРКМ, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость. 
Личностно-ориентированная направленность лежит в основе моих уроков, на которых учащиеся приобретают навыки ориентироваться в изучаемом материале, определять или участвовать в определении цели конкретной учебной деятельности, реализовывать план деятельности.
03.12.2015 год.