Учебная деятельность как путь к саморазвитию и самообразованию. Роль литературы в условиях внедрения ФГОС второго поколения.

Учебная деятельность как путь к саморазвитию и самообразованию.
Роль литературы в условиях внедрения ФГОС второго поколения.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Успех в работе с детьми по формированию универсальных учебных действий зависит от компетентности учителя при выборе учебной программы и учебно-методического комплекта как оптимального средства освоения её содержания на каждом уроке.
В соответствии с требованиями ФГОС в процессе обучения русскому языку и литературе в школе решается комплекс учебно-воспитательных задач. В связи с тем, что степень талантливости у всех разная, хочется привести одну легенду.
Говорят, что каждый человек талантлив по-своему, только не каждый может его проявить. Давным-давно люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневали Брахму, и он лишил их этого дара. После чего крепко задумался: куда спрятать отнятое? Поместить на вершины гор – человек рано или поздно всё равно доберётся до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надёжное место. Тогда решил Брахма спрятать божий дар туда, где не всякий догадается искать: в человеческую душу. И не ошибся. До сих пор об этом мало кто подозревает.
Удивительно красивая и мудрая легенда! Учитель – один из тех немногих людей, которые могут дать возможность ребенку вникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного, найти у него росточки таланта, пробудить творческое начало.
В условиях современного образования необходимо учитывать изменения в социальной ситуации развития детей нынешнего века:
- резко возросла информированность детей;
- современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
- несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
Как обучать и что предпринять педагогу, чтобы ребёнок раскрыл свои способности? Я считаю, что одним из средств развития творческих способностей учащихся является синтез искусств на уроках литературы. По мнению Д. Лихачёва, синтез искусств является той культурной средой, которая создаёт почву для художественного развития.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Я убедилась в том, что литературу необходимо рассматривать как искусство слова среди других видов искусства, а не изолированно от них. Только изучение литературы в единстве с другими видами искусства помогает учащимся войти в некий культурный пласт, видеть, что объединяет различные виды искусства в определённую эпоху. Использование живописи даст возможность зримо и ярко увидеть образы, созданные художниками определённой эпохи, а музыки – понять и почувствовать душевные переживания человека из прошлого. При таком погружении в эпоху учащийся как бы чувствует её воздух, видит “стереоскопическую” картину мира, глубоко понимает процессы, которые происходили в обществе, логику их развития и, конечно же, лучше понимает изучаемое художественное произведение.
Конечно, учителю работать при таком подходе непросто, так как от него требуется широта эрудиции, высокая общая культура, глубина знаний сразу по нескольким предметам. Но за интегрированным обучением – будущее. Оно вызвано к жизни настоятельной потребностью действительности.
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В рамках системно – деятельностного подхода приемы и технологии обучения должны быть нацелены на развитие интереса, мотивации, активность субъекта учения, интерактивность, увеличение самостоятельности школьника, получение реальных речевых продуктов, приращение знаний, навыков и умений. В качестве примера приведу собственный урок по изучению романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» по теме «Изображение зимней природы в романе А.П.Пушкина «Евгений Онегин». В ходе урока были использованы и иллюстрации с произведениями изобразительного искусства и музыкальные произведения, а также выразительное чтение наизусть отрывков из романа.
Образовательная цель: формирование навыков осознанного чтения художественного произведения при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;
Развивающие цели: формировать коммуникативные функции речи в ходе решения образовательных задач; развивать творческое воображение, память, внимание учащихся; формировать навыки целостного восприятия художественного произведения;
Воспитательная цель: воспитывать уважение к традициям русского народа; воспитывать интерес к разным видам искусства, к творческому наследию А.С. Пушкина. Согласно этой технологии новые знания не даются в готовом виде, а приобретаются детьми в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Вот и к данному уроку ученики готовили и подбирали костюмы, находили информацию о праздновании святочных вечеров. Они учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу (инсценировка святочных гаданий, живая иллюстрация из жизни русского дворянства). Использование проблемного диалога на уроках литературы развивает у школьников умение решать поставленные перед ними проблемы, вести диалог, извлекать информацию, делать логические выводы. Проблемно - деятельностное обучение способствует тому, что все учащиеся включены в учебную деятельность, каждый ребенок понимает, зачем он делает, что он делает, как он делает и достиг ли он результата собственной деятельности. Таким образом, проблемно - диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Принципиально важно при этом:
1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:
1.Осмыслить задание.
2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).
3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие).
4.Мысленно сформулировать ответ.
5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что , потому что вo- первых, во вторых».
Или составление синквейна,
Существительное (1)
Рождество

Прилагательные (2)


Глаголы (3)


Наречие (2)


Предложения (1)



логической цепочки от слова «Рождество» (10 существительных)
Приобретение подобного опыта приводит к выводу о том, что в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения.


Литература
Карабанова О.А.  Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
Горбунова. С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-27
Кузнецов. А. А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /А. А. Кузнецов //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.6-14.
Якушина. Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» / «Справочник заместителя директора школы», №10, 2012.- С.19-23