Доклад Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство реализациитребований ФГОС


Доклад по теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации требований ФГОС»
Подготовила Абдрашитова В. М.
Саранск
2016
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. 
Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества!
В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. Важно на раннем этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой
активности.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.
 Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт - это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован  на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность  развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формировать способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений. В ходе решения конкретной проектной задачи происходит качественное самоизменение группы детей.
Практичность проектной деятельности выражается в ее не формальном характере, а в соответствии с направлением индивидуальной деятельности и желания учащегося. Учитель заранее предлагает темы проектов, инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие «технические» проблемы.
Два года я вела внеурочную деятельность по курсу «Путь к грамотности» (Авторы О. В. Олейник, Л. П. Кабанюк).
Цели курса: формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе; определять значимые проблемы и решать их; научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; развивать у них творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.
Данный курс разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом НОО, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам:
Во 2 классе – лексика, фонетика, графика;
В 3 классе – морфология, морфемика, орфография;
В 4 классе – синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.
ФГОС диктует нам развитие новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Все это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения.
Учитывая то, что у учащихся начальной школы велик интерес к игровым методам работы, я провела игру «волшебный цветок незабудка» ( каждый лепесток которого - это компонент проекта). Так как работа по данному курсу была начата со 2 класса, то мы оформили небольшую шпаргалку-напоминание на обложке тетради. К нему мы не раз возвращались на занятиях по проектной деятельности.( Слайд).
На занятиях мы рассматривали все этапы проекта. Работали над постановкой гипотезы, цели, задач. Дети познакомились со словарями, учились находить информацию в Интернете. На занятиях у нас был дежурный библиограф, который помогал работать со словарями.
При изучении темы «Язык и речь – одно и то же?» дети познакомились с методом исследования «эксперимент». Эксперимент: необычное чтение. Надо прочитать известное стихотворение, но необычным образом. (Каждый из желающих выбирает листочек, где написано стихотворение и указана роль, персонаж, от лица которого нужно его прочитать. Стихотворение – одинаковое для всех, роли-разные). Затем-обсуждение.
-Каково назначение речи?
-Какой бывает речь по форме?
-Какой бывает речь по характеру?
От чего зависит речь?
Далее дети занимаются поиском информации, подбирают пословицы о речи.
При изучении темы «Как возник язык?» дети получили первое научное задание: расспросить взрослых, как вы научились говорить. Узнайте, какими были ваши первые слова, и запишите их в тетрадь. Позже у вас будет возможность сравнить все ваши записи.(Слайд)
Начальная школа - важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской культуры.
Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном. Поводить опыты с различными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Наша с вами задача - помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.
Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения.
Стремление двигаться, естественное для детей, особенно учтено в проекте «Живые буквы», где детям необходимо в пластических этюдах изобразить алфавит.
Разнообразны творческие продукты (макет домика для гласных и согласных, изготовленная в древнерусском стиле первая буква имени и др.), в других – интеллектуальные, творческие (акростих, ода, песня о мягком знаке, сочинение «Письмо другу» и др.) и информационные (паспорт словосочетания и т.д)
Например, тема занятия «Опасные» согласные. Проводим опыты, наблюдаем за произношением согласных, учимся различать звонкие и глухие согласные. Делаем творческий продукт. Ученики должны сделать в тетрадях красочный конспект о звуках нашей речи. Детям нужно начертить схему. Потом они нарисуют или приклеят картинки, которые могут условно обозначать характеристику звуков, например: ударные – изображение молотка; безударные – молоток зачёркнут; звонкие – изображение колокольчика и т.д. (Слайд).
Тема занятия «Выходим на главное правило». Здесь дети знакомятся с новым словом «пиктограмма», находят значение этого слова в словаре.
Актуализируя знания детей о звуках, задаю вопросы (Когда фонемы находятся в слабой позиции? Как проверить безударные гласные? Как проверить написание согласных в слабой позиции?). Затем подвожу к тому , что запоминать правила скучновато. А что если о них спеть песню и нарисовать к ней пиктограмму? (слайд)
Я у согласных поставлю гласный,
И сразу звук согласный слышится прекрасно!
Секрет для гласных: под удареньем
Услышишь гласный звук ты, без сомненья!
Ах, как же прекрасно учиться!
Искать, где какая позиция!
Я правила знаю и их применяю,
И не ошибусь никогда!
И на одном из последующих уроков дети сделали творческий продукт «Пиктографическое письмо». (естественно, после подготовительной исследовательской работы). Задание: написать письмо другу, но только в рисунках, постарайтесь передать как можно больше информации в этом письме, чтобы ваш друг, читая сообщение, смог вас понять. Или изобразите в рисунках любую известную детскую песню. Вы выиграете, если вашу песню отгадают другие. (Слайд).
Любой проект предполагает развитие интеллекта детей. На занятиях провожу »Интеллектуальные тренинги», которые позволяют решать две задачи; повышать образовательный уровень учащихся и создавать комфортные условия для тренировочных упражнений.
На проектной деятельности дети постоянно знакомятся с научными терминами и с новыми словами, записывают их в тетрадь. При изучении темы «Школа эйдетики» (образ, человек, обладающий эйдетической памятью, может запоминать целые страницы текста) проводила на развитие двигательной памяти игру «Раз, два, три – замри», игра «Ожившие цифры» (на запоминание графического образа), игра «Лови мяч – дари ассоциацию» ( на развитие образной памяти»).
Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований – русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников ( письменная и устная). А также, конечно, интерес к русскому языку.