Дидактический мониторинг как один из способов повышения качества знаний учащихся по русскому языку в 5-9 классах


Дидактический мониторинг как один из способов повышения качества знаний учащихся по русскому языку в 5-9 классах.
Автор: учитель русского языка и литературы МОУ Кубринская ООШ, Ульяновской области
ФИО: Шарохина Наталья Николаевна
Я расскажу о своём опыте проведения дидактического мониторинга с целью повышения качества обучения обучающихся по русскому языку в 5-9 классах при подготовке к ГИА. Данную работу провожу кропотливо и непрерывно на протяжении 5 лет с одними и теми же учениками. К концу 5 класса они довольно легко привыкают к моим микроисследованиям результатов их работы, учатся сами анализировать, помогают систематизировать и оформлять рейтинги контрольных и самостоятельных работ, тем самым развивая в себе регулятивные, коммуникативные и рефлексивные навыки (требования ФГОС). Добилась высоких результатов ГИА: средний балл за 2011-2012 уч.г. составил 4,4; качество знаний – 87 % (по методике В.П.Симонова), процент успеваемости – 100. Остановлюсь только на основных этапах моей работы, а остальное творчески работающий учитель, я думаю, сам доработает под свой класс.
Дидактический мониторинг – специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния преподавания предмета на основе проведённых исследований и измерений.
Диагностика – процесс анализа результатов исследования деятельности учащихся и формирование рекомендаций для регулировки и коррекции этой деятельности.
Основные требования:
Направленность на конкретного ученика.
Открытость и доступность результатов для детей, родителей.
Усиление корректирующей функции.
Использование разнообразных методик контроля.
Продумывание чёткой системы обработки (проценты, схемы, логическая формулировка требований, диаграммы, поэлементный анализ и т.д..) Начну с поэлементного анализа контрольного диктанта (по аналогии можно проводить анализ итоговых тестов). За учебный год их проводится, допустим, 10. Каждый диктант анализирую по схеме №1, можно выполнять наглядные графики, а в конце года подвожу общий итог, внося данные в схему №2. В конце следующего учебного года можно сделать сравнительную характеристику результатов мониторинга. (Схема №3). К концу 9 класса, когда уже известны результаты ГИА в независимой форме, учитель может сделать последовательные выводы о своей работе, а наработанный материал приложить в качестве подтверждения самоанализа к документам на аттестацию.
Схема №1.
Анализ контрольного диктанта №___ в _ классе по теме «______________________ ».
Цель: проверка усвоения темы, сформированности орфографических и пунктуационных навыков.
ФИ Допущенные ошибки Оценка
за
грамотность ГЗ (грамматическое задание) Оценка
за ГЗ
Орфографические Пунктуационные правописание непроверяемых согл.в корне слова правописание приставок на з и справописание приставок пре- и при- падежные окончания им.
сущсоед.гл.о и е тире между подл.и сказ запятые при однор.чл. Запятая в сложном
прсинт.разбор простого предл. Морфемный разбор
им
сущ. 1. 2. Знак + ставится в графе того ученика, который допустил именно эту ошибку. Затем подсчитывется количество ошибок, выставляются оценки. Выписываютя наиболее встречающиеся ошибки, составляется график коррекционной работы. Следуя формуле (по методикеВ.П.Симонова ), высчитывается СОУ (средний уровень обученности): (k5+0,64k+0,36k+0,16k): количество учащихся, где k-количество пятёрок, четвёрок, троек и двоек. Удобно считать в программе Exel или пользоваться «шпаргалкой»:
Количество
оценок
Оценки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
«5» 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60
«4» 0,64 1,28 1,92 2,56 3,2 3,84 4,48 5,12 5,76 6,4 7,04 8,68
«3» 0,36 0,72 1,08 1,44 1,8 2,16 2,52 2,88 3,24 3,6 3,96 4,32
«2» 0,16 0,32 0,48 0,64 0,8 0,96 1,12 1,28 1,44 1,6 1,76 1,92
Делается анализ (отдельно написание, отдельно грамматическое задание, можно выбрать что-то одно): % успеваемости, качество знаний, СОУ, средний балл, подводится итог. Для учеников составляется рейтинг.
Схема№2(готовые образцы)
Мониторинг успеваемости учащихся по русскому языку в 8 классе за 2010-2011 учебный год по итогам контрольных диктантов
(написание).
№ Дата Тема Оценки %
успевае-мостиКачество знаний СОУ Средний
балл
5 4 3 2 1 29.09 Повторение изученного в 5-7 классах. 2 0 0 1 67 67 72 4,0
2 26.10 Словосочетание. Простое предложение. Двусоставное предложение. 0 3 0 0 100 100 64 4,0
3 29.11 Второстепенные члены предложения. 0 4 0 1 80 80 54 3,6
4 22.12 Простые односоставные предложения. Неполные предложения. 0 4 1 0 100 80 58,4 3,8
5 19.01 Однородные члены предложения. 1 1 1 1 75 50 54 3,5
6 26.02 Вводные слова и вводные предложения. 2 2 1 0 100 80 73 4,2
7 14.03 Обособленные определения и приложения. 0 2 1 0 100 67 54,6 3,6
8 18.04. Предложения с уточняющими обособленными членами. 0 1 3 0 100 25 43 3,3
9 11.05. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. 0 2 2 0 100 50 50 3,5
Итого: среднее значение за год- 91,3 66,5 58 3,7
Мониторинг успеваемости учащихся по русскому языку в 9 классе за 2011-2012 учебный год по итогам контрольных диктантов
(написание).
№ Дата Тема Оценки %
успевае-мостиКачество
знаний СОУ Средний
балл
5 4 3 2 1 4.10. Повторение изученного в 5-8 классах. 1 1 1 0 100 67 67 4,0
2 17.11. Сложносочинённые предложения. 0 4 1 0 100 80 58 3,8
3 21.12. Сложноподчинённые предложения. 1 1 1 1 75 50 54 3,5
4 28.02. Сложноподчиненные предложения. 1 1 1 0 100 67 67 4,0
5 23.03. Бессоюзные сложные предложения. 0 4 1 0 100 80 58 3,8
6 18.05. Итоговый контрольный диктант. 4 0 1 0 100 80 87 4,6
Итого: среднее значение за год- 95,8 82 65 3,95
Схема№3. Сравнительная характеристика результатов мониторинга.
Критерии 2010-2011 2011-2012 Динамика
Процент успеваемости 91,3 95,8 +4,5
Качество знаний 66,5 82 + 15,5
СОУ 58 65 + 7
Средний балл 3,7 3,95 + 0,25

Вывод: положительная динамика результатов успеваемости за 2010-2012 уч.год. Проведённый за два года (или 5 лет…) учительский мониторинг позволил сделать вывод о том, что его показатели соответствуют показателям внутришкольного контроля, а также результатам областного Иртернет-тестирования. Показатели ГИА-2012 выше в сравнении с учительскими результатами: СОУ на 13,4 % , средний балл на 0,5 балла, следовательно, доля обучающихся 9 класса, подтвердивших свои результаты обучения по итогам независимой аттестации – 100%.