Мониторинг качества знаний по английскому языку на начало учебного года с целью определить пути, формы, способы повышения качества знаний по предмету.


Мониторинг качества знаний по английскому языку на начало учебного года с целью определить пути, формы, способы повышения качества знаний по предмету.
Иностранный язык – один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.
Согласно ФГОС, изучение английского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование умения общаться на английском языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.
Предметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово. Ученик должен овладеть коммуникативной компетенцией в четырёх видах деятельности: говорении, чтении, письме и аудировании.
Мониторинг знаний по английскому языку за прошедший учебный год выявил снижение качества образования учащихся. Цель проведения данного мониторинга – определить пути, формы, способы повышения качества образования особенно в 3 и 4 классах, формирование дальнейшей мотивации учащихся 2-х классов к изучению английского языка.
Информация о состоянии образовательных достижений учащихся по иностранному языку, полученная в ходе и по итогам предметного мониторинга, позволяет выявить пути улучшения качества образования и факторы, оказывающие влияние на образовательные достижения учащихся.
Прежде всего, я провела анализ качества образования по классам.
Классы Кол-во
(чел.) на «5» (чел.) на «4» (чел.) на «3»
(чел.) общее качество
2 а 25 15 (60%) 10 (40%) 0 100 %
2 б 25 14 (56%) 11 (44%) 0 100%
2 в 26 11 (42%) 14 (54%) 1 (4%) 96%
3 29 7 (24%) 17 (59%) 5 (17%) 83%
4 29 9 (31%) 7 (24%) 13 (45%) 55%
Высокий уровень качества во вторых классах обусловлен тем, что на первых порах материал для обучения является простым, доступным, интересным: знакомство с персонажами английской культуры, большее количество игр и занимательных заданий, изучаются буквы, звуки английского языка. Слова для чтения предлагаются короткие, в основном одно- и двухсложные, состоящие из букв, похожих на русские по написанию. В учебнике картинки преобладают над текстом, предложено большее количество стихов и песен. Представлены самые элементарные грамматические правила: образование множественного числа имён существительных, формы глагола «быть» в настоящем времени, некоторые несложные конструкции. Лексика на темы: цвета, счёт до 10-ти, животные, спортивные игры. Как показывает практика, данные слова усваиваются достаточно быстро. Персонажи иноязычной культуры, представленные в учебнике, - как правило, герои сказок и мультфильмов, знакомых учащимся.
Снижение уровня знаний в 3 классе объясняется возрастающей сложностью материала. Расширяется активный словарь, слов для заучивания становится больше, слова длиннее, сложнее для чтения. Для запоминания предлагаются не только отдельные слова, но и словосочетания. Начинается целенаправленное обучение правилам чтения слов (в отличие от 2-го класса, где простые слова можно прочитать интуитивно, не зная правила). Распространяются предложения, осложняются определениями, обстоятельствами. Образование общих и специальных вопросов осложнено тем, что порядок слов в английском предложении строго фиксированный, есть вспомогательные глаголы и глаголы-связки, которых нет в русском языке. Начинается не сложная, но объёмная тема – прошедшее время, где глаголы необходимо учить наизусть парами. Как правило, многие учащиеся начинают пасовать перед трудностями.
Низкий уровень качества в 4 классе вытекает из вышеперечисленных сложностей. Появляются грамматические правила, такие как степени сравнения, использование артиклей, настоящее, прошедшее и будущее длительное время глагола и другие. Все пройденные темы, естественно, опираются на уже изученные знания, полученные во 2-м и 3-м классах. Если в знаниях есть пробелы, многое из материала усвоить просто невозможно. (Пример: недостаточное усвоение звуков и их обозначений приводит к неспособности прочитать незнакомое слово по транскрипции, неумение изменять слова по числам, лицам и другим характеристикам – следствие незнания слов и т. д.)
Естественно, если у ученика формируется ситуация неуспеха, это значительно снижает внутреннюю мотивацию ученика к дальнейшему изучению английского языка. Ученик «отсиживается» на уроках, не пытаясь вникнуть, наверстать упущенное. Некоторые родители ищут детям репетиторов, отдают в школы дополнительного образования по английскому языку.
На сегодняшний день я наблюдаю следующую картину, сложившуюся в мотивационной сфере учеников к изучению предмета. (Я объединила вторые классы в одну группу, поскольку в начале обучения предмету картина во всех классах примерно одинаковая)
Класс Кол-во
(чел.) Мотивация есть
(чел.) Мотивации нет
(чел.)
2а, 2б, 2в 76 46 (60%) 30 (40%)
3 29 12 (41%) 17 (59%)
4 29 14 (48%) 15 (52%)
Итого: 134 72 (54%) 62 (46%)

Главные критерии составления данной таблицы:
наблюдение за работой учеников на уроках,
контроль приготовления домашнего задания вовремя,
контроль ситуации со стороны родителей,
качество обучения.
То есть, учитывались любые виды мотивации – внешние и внутренние мотивы.
Главные причины неуспеха:
Невнимательность на уроках. Основной объём знаний усваивается на уроках английского языка. Дома наверстать упущенное на уроке возможно, программа даёт для этого все возможности, но далеко не все этими возможностями пользуются.
Игнорирование домашнего задания, особенно устного. Такова специфика предмета, что должны быть усвоены навыки в 4-х видах деятельности: говорение, чтение, письмо, аудирование.
Отсутствие должного контроля со стороны родителей.
Остальные причины вытекают из вышеперечисленных: усложнение материала, недостаток знаний по предыдущим темам, несформированность необходимых умений и навыков ранее.
В связи с этим, необходимо определить пути дальнейшей работы с учащимися, выстроить систему обучения таким образом, чтобы улучшить качество образования по данному предмету, повысить мотивацию учащихся к овладению иностранным языком. Я предлагаю применить следующие методы и приёмы.
Обеспечить учащихся аудиоматериалами к учебнику для работы над аудированием дома, повторения материала урока.
Работать с родителями, выходить на собрания, поддерживать связь через интернет, отвечать на вопросы, подробнее объяснять домашнее задание.
Совершенствовать памятку “My English” для учащихся и родителей. Памятка включает дополнительные грамматические, фонетические материалы, правила чтения, алфавит - для повторения и закрепления знаний.
Оформить кабинет английского языка. Известно, что у учеников более всего развита зрительная память. Поэтому необходимо снабдить кабинет яркой наглядностью: плакатами с алфавитом, грамматическими правилами, картой Великобритании и т. п.
Создавать раздаточный материал с использований таблиц, схем, занимательных заданий. Предлагать дополнительные задания с пояснениями с целью наверстать неусвоенный материал. Давать задания на каникулы.
Проводить мониторинг знаний и уровня мотивации учащихся к изучению предмета, проводить устные и письменные опросы по выявлению уровня познавательного интереса учеников к изучению предмета. Подобную работу необходимо проводить в начале и в конце учебного года, т. е. выстраивать работу системно.
Английский язык – предмет сложный. В соответствии со шкалой сложности предметов, изучаемых в начальной школе, английский язык (7 баллов) стоит на втором месте после математики (8 баллов). Программа, по которой ведётся обучение в нашей школе, даёт все возможности для её усвоения, прослеживается работа авторов с родителями, программа снабжена всеми необходимыми материалами: памятками, пояснениями, словарём, аудиоматериалами. И, как сказал английский педагог и методист Майкл Уэст, «Английскому языку нельзя научить, ему можно только научиться». То есть, нельзя забывать о том, что обучение – двусторонний процесс, где учитель может выступать как помощник, наставник, контролёр, а главная роль принадлежит самому учащемуся.