Презентация на темуНПК Я — исследователь. Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина


Устаревшие словав сказках А.С. Пушкина Исследовательская работа ученицы 2 класса МОУ «СОШ № 5»Потаповой Серафимы Научный руководитель: Канаева Анна Александровна Эпиграф «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память… Нередко я пересказывал эти сказки денщикам». М. Горький. Актуальность темы Учащиеся младших классов не знают значения устаревших слов, поэтому не понимают точного смысла художественного текста.Знание устаревших слов помогает освоить в полном объеме содержание текста и почувствовать красоту родной речи и узнать историю своего народа. Исследовать знание устаревших слов среди учащихся начальной школы и заинтересовать ровесников толкованием устаревших слов в словарях. Цель работы Задачи Изучить устаревшие словаНайти толкование устаревших слов в сказках А.С. Пушкина и составить словарик.Провести анкетирование учащихся 2 класса. Выяснить роль устаревших слов в русской речи на примере сказок А.С. Пушкина. Объект исследования Сказки А.С. Пушкина:«Сказка о царе Салтане…»«Сказка о рыбаке и рыбке»«Сказка о мёртвой царевне…»«Сказка о золотом петушке» План исследования Отбор и изучение литературы по теме.Определение роли устаревших слов в русской речи.Исследование объема устаревших слов в сказках А.С. Пушкина. Анкетирование учащихся по проблеме.Определение уровня понимания второклассниками смысла устаревших слов и их роль в сказках А.С. Пушкина, проведение викторины и теста.Оформление результатов работы в таблицах.Выводы. Исследование объема устаревших слов в сказках А.С. Пушкина. Сказки А.С. Пушкина:«Сказка о царе Салтане…» - 18 слов«Сказка о рыбаке и рыбке» - 8 слов«Сказка о мёртвой царевне…» -13 слов«Сказка о золотом петушке» - 9 слов Анкетирование учащихся В начале года я начала свои исследования, чтобы узнать читают ли сегодня дети сказки А.С. Пушкина и понимают ли их смысл.Я составила анкету из 5 вопросов. Вопросы анкеты: Читали ли вы «Сказку о царе Салтане…» ? Все ли слова в ней были вам понятны? Какие слова были вам непонятны?Всегда ли вам был понятен смысл того, что происходило в сказке?Что мешало вам понять смысл сказки? Вывод: все второклассники читали эту сказку, но не все понимали смысл из-за незнания значения устаревших слов Викторина Я решила составить викторину и опросить учащихся 2 класса, насколько они знают толкование устаревших слов. Я провела викторину по «Сказке о царе Салтане…» в своем классе и вот, что я узнала: Вопросы викторины: I вариантБрань телохранительГридни светлая комната Перст броняТерем говоритьДиво ссораБаять палецЛаты жилое зданиеСветлица чудо (Соединить слово с его толкованием) Вопросы викторины: II вариантПалата врагПенять ротСупостат топорУста едаЧело упрекатьЯства даньСекира лобОброк большой зал (Соединить слово с его толкованием) Результат: Отвечали на вопросы викторины 22 человека. Из них 13 человек допустили 3 ошибки из 8 слов (в 2 вариантах -16), 4 ошибки сделал 1человек, 5 – 2, 6 – 1, 7 -1, 8 – 4 человек. 15,3 2 7,7 1 7,7 1 69 9 2вар 18,6 22 % 2 9,4 2 14,5 3 56,5 13 итого 2 11 1 22 2 44 4 1вар 8 % 6-7 % 4-5 % 3 Колошибок Анализ результатов: Вывод: Итак, ни один учащийся 2 кл. не знал значения всех устаревших слов, 56,5 % учащихся допустили по 3 ошибки, 24% по 4-7 ошибок, и 18,5% совершенно не знали значения устаревших слов, а значит, не понимали смысл текста. 5-22% 36% 8 27% 6 11% 2 Числоучащ.(22уч.) 1 – 16,5% 33% 2 50% 3 66% 4 Кол-воверныхответов Тестирование: Вывод: Таким образом, хорошее знание ( 66%) текста «Сказки о мертвой царевне» показали 11% учащихся, 27% - 50%; 36% -33%; 22% - всего 16,5% качество знаний текста. Значит, хотя сказку читали все, но запомнили содержание немногие. Заключение: Исследуя знание устаревших слов среди учащихся 2 класса, мы пришли к выводу, что 24% знают их плохо, а 19% не знают совсем. Нам удалось заинтересовать ровесников толкованием устаревших слов в словарях. «Устаревшие слова в сказках А.С. Пушкина» Особенно их заинтересовал словарь, составленный нами по сказкам, в который вошли 48 словарных статей, дающих толкование устаревших слов из 5 сказок. Значение еще 56 слов дано в Приложениях №2 и №3, которые использовались ребятами для работы над ошибками.В итоге мои одноклассники стали лучше понимать сказки А.С.Пушкина. Библиография «В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин«Сказка о мёртвой царевне…» А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»