Презентация Системно — деятельностный подход в преподавании информатики в условиях перехода на ФГОС. Мастер-класс


МБОУ СОШ с.Антоновка Системно - деятельностный подход в преподавании информатики в условиях перехода на ФГОСучитель информатики и ИКТАрефина Наталья Ильинична Системно – деятельностный подход обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно – познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение?какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке? какие методы и средства обучения выбрать?как организовать собственную деятельность и деятельность учеников?как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций? Девиз Поднятая рука ученика, это рука протянутая учителю ! Мы должны организовать структуру урока так, чтобы: 1.Во время урока каждый ученик осознал личностный смысл. Учащийся должен знать для чего он учится.2.Во время урока ученик должен развивать универсальные учебные действия.3. Урок должен быть деятельностным. Урок только тогда будет деятельностным, когда 30% от урока отведено учителю и 70% от урока на самостоятельную работу учеников.Начиная работать по новым стандартам, мы придем к тому что: « Позиция педагогической поддержки должна быть таковой: Не делать за ученика, а помогать преодолевать его проблему.»Учитель выступает в роли тьютера. Мы должны оказывать только адресную помощь ребенку. 1стадия ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ УРОК. Вызов (созданиеопределенной мотивации). Время проведения: 5 минутТему урока ученики должны отгадать сами, учитель должен лишь подвести к этому.1. Мотивация может быть предметная:« вставь пропущенное слово….., решив задачу понять чего нам не хватает и чему мы должны научиться…»2. В виде эксперимента. Показываем эксперимент, а потом беседуем с учениками.3. Или на этой стадии мы каким либо образом должны оказать влияние на психологические особенности данного возраста.Например: начать урок с кинофрагмента или внести в класс нестандартный предмет . 2стадия ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ УРОК. Осмысление учебных задач. Время проведения: 10 минутНаправлена на сохранение интереса к теме при непосдственной работе с новой информацией.Детей вводят в тему урока путем решения определенных задач, путем их личных рассуждений, с помощью наводящих вопросов.Действия: дети делают вы только спрашиваете.  3стадия ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ УРОК Открытие нового знания. Время проведения: 20 минут. Сам учитель не объясняет. Мы должны уметь организовать деятельность детей.1 вариант: Создать проблемную ситуацию.2 вариант: Работа с текстом.3 вариант: Групповая форма работы, каждая группа видит карточку перед собой с определенным рядом действий (перейти туда-то, посмотреть то-то, открыть то-то). Каждой группе даем свое задание, а сдают они общее, таким образом они будут слушать друг друга.4 вариант: Работа с кинофрагментом. Изначально четко определить на что обратить внимание.5 вариант: Выполнение практических работ. 4 стадия ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ УРОК. Рефлексия.Время проведения: 5 минут1. Словестная (Синквейн) – раскрыть само понятие, выразить отношение к этой теме.2. С помощью трех волшебных вопросов:- Что нового узнали в этой теме?- Чему научились в этой теме?-Почему я получил такую оценку? 3. Графическая рефлексия. Рука успеха: Подпишите пальчики , что нового вы сегодня узнали на уроке, в середине руки поставьте оценку уроку, отношение к уроку.)Деревья успеха: одна веточка – а все понял на уроке, вторая, что я не понял, третья - я понял недостаточно, буду ещё разбираться.Цветовая рефлексия: красный – все понравилось, зеленый – похуже, синий – все плохо. 5 стадия ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ УРОК. Домашнее задание.Для таких уроков эта стадия отсутствует, так как дети практически весь урок работали самостоятельно. Проверять детей будем на следующем уроке.Творческое заданиеПо уровням (дифференцированный подход) Кейс-метод или метод конкретных ситуаций Применен впервые в 1920г. на факультете права Гарвардского университета;1925г. – публикация первых кейсов в отчетах университета. Кейс-метод или метод конкретных ситуаций от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс» - чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр. Суть метода: создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни;проблема не имеет однозначных решений. Задача учителя: рассказать о типах и устройстве персонального компьютера 1 этап: постановка задачи дизайнер комп. клуб студентка секретарь 2 этап: раздача кейсов 3 этап: групповая деятельность учащихсяЦентральное место в кейсе занимает дискуссия Классификация кейсов секретарь дизайнер комп. клуб студентка секретарь 4 этап: презентация решений 5 этап: оценивание решений(рейтинговая система) Требования к кейсу соответствовать чётко поставленной цели создания;иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;быть актуальным на сегодняшний день;быть ориентированным на коллективную выработку решений;иметь несколько решений, многоальтернативность решений (принципиальное отсутствие единственного решения), чем провоцировать дискуссию. Развитие компетентностейв режиме кейс-метода Полезные ссылки: http://www.casemethod.ru/ - сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов.http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=1365&ur2=1490 – «Педагогическая планета», ТГПУ