История системы оценивания на Руси. Разнообразие систем (Выступление на семинаре «Современные подходы к оцениванию»)

История системы оценивания на Руси. Разнообразие систем
(Выступление на семинаре «Современные подходы к оцениванию»)



Злободневность и актуальность данной темы.
А давайте обратимся к истории и посмотрим, волновала ли система оценивания человечество раньше?
Но прежде нам необходимо вспомнить, что такое «отметка» и «оценка».
Оценка - связанные данные при обучении.
Отметка - численное представление оценки.

Первый этап (с древних времен до XVII века)
Обучение строилось на страхе физического наказания; отметки отсутствовали, применялись словесные формы оценивания. Но в это же время Сократ, Марк Фабий Квинтилиан выступали за личностный подход в обучении и осуждали телесные наказания. 

Второй этап (с XVII века до начала XX века)
Продолжает господствовать система словесных оценок.
Письменные отзывы включали в себя не столько отметки, сколько оценки, так как они были насыщены эмоциональной окраской, выражали отношение ученика к учебе, а не уровень овладения им учебного материала. (Оценки студентов Киевской духовной академии (1737г.): учение изрядное, надежное, доброе, честное, хорошее, учение непосредственное, мерное, не худое; учение слабое, подлое, прехудалое, ленивое.)

М.В. Ломоносов в 1764 г. описал систему учета знаний, которая носила ярко образовательно-воспитательную направленность: В.И. - все исполнил, Н.У. - не знал уроку, Н.Ч.У. - не знал части уроку и т.д.

В Царскосельском были установлены оценки «хорошо», «очень хорошо», «слабо», «имеет сведения», «не имеет сведений».
В табеле А.С. Пушкина говорилось(цитата)

Много учебных заведений появляется в это время в России. Морской корпус - двенадцатибалльная система оценивания, а воспитанников младших классов, получивших 0 или 1, наказывали розгами каждую субботу. 

Вы, безусловно, заметили, что единства в оценивании учащихся не существовало.
Для того чтобы привести систему оценивания к единой, Министерство народного просвещения в 1819г. издало «Подробнейшие правила, касательно испытаний», где устанавливалась единая 4-балльная система оценки. Но эти правила просуществовали недолго. Преподаватели не могли четко оценить ответ ученика, вмещаясь в эти рамки.
В 1834 г. было установлено семь степеней оценки. 
(перечисляются)

Степень
Знания
Речь, логика, аргументация

первая
твердо знает
выражается ясно, опровергает все возражения

вторая
знает
основательно

важнейшие вопросы разрешает, выражается ясно и связно


третья
знает хорошо
идеи развивает не совсем точно, не свободно, говорит не довольно плавно, повторяется


четвертая
понимает и знает довольно хорошо
отвечает неточно, но пропущенное вспоминает легко, при вопросах затрудняется, выражается неточно и неясно

пятая
знает посредственно
понимает многое неясно, сбивчиво отвечает, с ошибками

шестая
многого не знает

понимает ошибочно

седьмая
так мало знает

так худо понимает


В этом же году в Михайловской артиллерийской академии было высочайше утверждено «Положение для постоянного определения или оценки успехов в науке».
Определено пять степеней. Их характеристики практически совпадают с семью названными степенями, меняется лишь порядок. Эта система оценивания близка к той, что мы имеем сейчас.

С 1848 г. успехи учеников определялись по12-бальной шкале:
12 баллов выставлялось в том случае, если ученик показывал прекрасное знание пройденного материала, отвечал на вопросы четко, логично формулировал свои мысли, мог в споре отстаивать свою точку зрения и при этом вести диалог в свободной манере; 
3, 2 и 1 балл выставлялись, если воспитанник почти не знал и «темно и ошибочно понимал» (с такими баллами оставляли на второй год)

В статье К.Д. Ушинского «Несколько слов об учительских отметках (баллах), употребляемых и в наше время и по всей России» (1861) впервые была подвергнута критике применяемая в школах царской России оценка знаний.
К.Д. Ушинский рассматривает пагубное влияние баллов на преподавание, на успехи, на нравственное развитие учащихся.
К.Д. Ушинский предлагает сохранить на какой-то период баллы, но они должны характеризовать не только знания, но и внимание, и поведение, и тем самым усилить «рвение ученика к знаниям».
Затем нужно приступать к обучению без баллов. Баллы в виде цифр навсегда заменить подробными письменными замечаниями о поведении и успехах. Необходимо ввести классные книги для записи заметок за леность и непослушание учеников, журналы для общих выводов. В качестве наказаний К.Д. Ушинский рекомендует применять штрафные уроки и сажать провинившихся под арест. 

Проблема оценивания знаний вызывала большой интерес у многих педагогов того времени.
В конце ХIХ - начале ХХ века В.И. Фармаковский выдвинул идею о внедрении графических оценок. По его мнению, графическая система говорит обучающемуся: учись лучше, чтобы быть лучше того, что ты есть. Награждать ученика надо не за высшие оценки, а за энергию и настойчивость в достижении цели. В.И. Фармаковский предложил форму табеля.
Однако графический способ не прижился, так как он отнимал много времени у преподавателей. 

Третий этап (начало ХХ века по настоящее время)
Происходят активные исследования по совершенствованию системы оценки знаний и повышению эффективности учебного процесса; применению многобалльных шкал оценок; разработке новых методик оценивания.
Постановление Наркомпроса РСФСР от 31 (18) мая 1918 г. «Об отмене отметок» упразднило балльную систему оценки знаний.
Перевод из класса в класс осуществлялся по отзывам педагогического совета, запрещались все виды экзаменов. Отменялась индивидуальная проверка учеников на уроке. Рекомендовались беседы с учащимися по пройденным темам; устные и письменные доклады; отчеты учащихся о прочитанных книгах или статьях; работы, выполненные по его личному вкусу и выбору.
На смену классно-урочной системе обучения пришла работа в группах, которые создавались самими учащимися. Практиковались особые тетради учета, фамилии лучших и худших записывались на так называемых «красных» и «черных» досках. Для учета знаний использовались круговые тетради, групповые дневники, итоговые выставки.
Но практика показала, что отсутствие более или менее определенной системы оценок оказывало отрицательное влияние на учебный процесс, ослабевала ответственность учителей за усвоение программных знаний каждым отдельным учеником.

И поэтому в 1922 г. Наркомпрос разработал инструкцию «Об учете учебной работы и проверке знаний учащихся». В ней отмечалось, что необходима разработка новой системы, основанной на данных психологии, и вытекающей из сущности педагогического процесса. 
Практические изменения в системе оценивания происходят с опубликованием постановления ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г., где значится, что преподаватель в процессе учебной работы должен изучить каждого ученика и в конце четверти составить характеристику его успеваемости по данному предмету, а в конце учебного года провести испытания для всех учащихся.
Исходя из постановления, вновь встал вопрос о фиксированных успехах в обучении.
И в 1935 г. постановлением «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» была восстановлена дифференцированная 5-балльная система оценки знаний.
Сначала в виде словесных оценок:
«очень плохо»; «плохо»; «посредственно» ; «хорошо»; «отлично».
Преподаватель, оценивая знания ученика, должен ориентироваться на их полноту; осознанность ответа; четкость формулировок и определений; характер, логику изложения материала; способность применять знания на практике.
В 1937 г. официально Министерством народного просвещения была установлена 5-балльная система:
«1» - слабые успехи, «2» - посредственные, «3» -достаточные, «4» - хорошие, «5» - отличные. 
С 10 января 1944 г. постановлением «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы» словесные оценки были заменены цифрами 1, 2, 3, 4, 5, которые выставлялись следующим образом:
«5» - за знания в полном объеме программы;
«4» - за знания в объеме требований программы с небольшими отклонениями;
«3» - за знания, которые позволяют ученику работать дальше;
«2» - ставится тогда, когда уровень знаний не позволяет ученику продвигаться по программе дальше.
Оценка «1», как правило, оказалась невостребованной. 

С конца 50-х - начала 60-х гг. в условиях гуманизации образовательной системы начались поиски совершенствования балльной системы. 5-балльная система оценок превратилась в 4-балльную шкалу оценок, которые выставлялись по следующим признакам:

На протяжении долгого времени шли дискуссии вокруг 5-балльной системы.
В 1967 г. на Х Совещании министров образования социалистических стран было принято решение о переходе к десятибалльной системе оценок, однако в последствии этого не произошло. 

В настоящее время в образовательной системе принята к использованию четырехбалльная система оценки знаний, которая определена государственными программами еще в советские времена: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Данная четырехбалльная система проста в применении, но она очень часто не позволяет преподавателям объективно оценить обучаемых. Эта проблема находит отражение и в руководящих документах.
Так сейчас, в соответствии с Законом «Об образовании» (ст.15) «каждое образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок». Таким образом, открыт путь для внедрения инновационных форм оценивания.
В последние годы по России в некоторых учебных заведениях возвращается 5-балльная система («1» - балл за невыполненную работу).
В мире в настоящее время используется множество шкал оценивания знаний:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Молдова, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Финляндия -10-балльная шкала
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – 12-балльная
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – 5-балльная шкала («1» - оценка за невыполненную работу)
Германия, Швейцария - 6-балльная система оценок
Дания - была принята в 2007г. 7-балльная система оценивания, которая стала заменой старой 13-балльной системы
Франция - 20-балльная система
Япония - 100-балльная система, отличная тем, что балл выставляется всему классу, а не отдельному ученику
В ряде стран – буквенная система оценивания.
Нужно признать, что система оценивания отметками максимально заформализована и отметочное давление учителей на воспитанников рассматривается как важнейшая часть организации дисциплины.
Какой вывод?
Оценивание при помощи отметки – не единственное. Помимо балльного оценивания есть и другие:

Бинарная система
БИНАРНЫЙ ая, -ое; -рен, -рна (спец.).
двоичный, представленный элементами всего двух видов
предполагающий наличие двух компонентов (Ожегов)
А) зачет – незачет
Б) правильно – неправильно
В 2003 году Министерство образования Российской Федерации в целях реализации Концепции модернизации российского образования предложило изменить систему оценивания на уроках физической культуры, изобразительного искусства, музыки. Это объяснялось тем, что «данные предметы требуют наличия природных задатков и индивидуальных способностей обучающихся, и отметка по данным предметам оценивает не столько знания и умения учащихся, сколько возможности их личных достижений в сфере физической культуры  и искусства». Поэтому было рекомендовано переходить на систему «зачет/незачет».

Рейтинговая система оценки
Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет. Учащийся, оценивающийся по рейтингу, похож на поднимающегося или опускающегося по лестнице. Главное назначение системы рейтингового контроля знаний - это ранжирование по успешности усвоения изученного материала.

Весовая система оценки
При определении итоговой отметки за четверть или полугодие  нельзя руководствоваться средним арифметическим. Каждая оценка имеет свой «вес» и выражает показатели различной деятельности учащихся.
Если отметки обозначить  как А1, А2, А3 и т.д., то «вес» отметки определяется как произведение её числового выражения на соответствующий коэффициент. Итоговую отметку Аитог можно подсчитать по определенной формуле.

Безотметочное оценивание
Безотметочное обучение - это поиск нового подхода к системе оценивания, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной»  системы оценивания.
Безотметочным называется обучение, при котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
Министерство образования РФ, стремясь к организации здоровьесберегающего образования, рекомендовало такое обучение для начальной школы.

Радует ли такое оценивание?

Много плюсов, но, к сожалению, на практике вылилось, что флажки, звездочки, солнышки дети и родители все равно переводят в привычные для них двойки-пятерки. Никакой содержательной информации о продвижении ребенка в учебном материале эта система не дает.
Сложность ситуации в том, что, с одной стороны, оценивать необходимо, а с другой - нужна оптимальная форма реализации этой процедуры, позволяющей отражать не только объективный уровень знаний, но и степень личных изменений обучаемых в процессе обучения.
Следовательно, отметка должна наполниться новым содержанием.





Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415