Конспект урока по музыке на тему Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме (5 класс)


МАОУ СОШ №7 г. Южноуральск
Учитель музыки Чунихина Т.В.

Конспект урока

5 класс
Программа по предмету «Музыка» 5-8 класс автор: Т. Науменко, В. Алеев, Т. Кичак.
Раздел: Музыка и литература.
Тема: Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.
Цель: Раскрыть художественные возможности хоровой музыки.
Задачи: - Углубить знания о народном хоровом исполнительстве,
- прививать интерес к национальной музыкальной культуре,
- расширять музыкальный слушательский опыт,
- познакомить с хоровыми произведениями русских композиторов 19 века.
Тип урока: изучение нового материала.
Жанр урока: тематический.
Вид урока: урок-исследование.
Планируемые результаты:
Личностные: Оценивать выразительность хорового исполнительства и уметь сравнивать образы народной хоровой музыки и духовной хоровой музыки.
Метапредметные: Углубить знания об историческом прошлом, возникновении и сложившихся традициях в хоровом исполнительстве.
Предметные: Познакомить с новыми музыкальными терминами – хор, разновидностями хоров, названиями певческих голосов в хоре. развивать умение отличать музыку светскую от духовной..

УУД учащихся:
Познакомить с разными составами хоров, распределением партий, значением хоровой музыки для русской культуры.
Оценивать выразительные возможности хоровой музыки в отражении самых различных образов в музыке.
Размышлять о художественном содержании музыкального произведения с формой его воплощения.
Размышлять о преобразующей силе музыки ,которая передаёт своё эмоциональное состояние множеству людей
Этапы урока.
Организационный.
Этап всесторонней проверки УУД.
Этап подготовки учащихся к усвоению учебного материала.
Этап усвоения новых знаний.
Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Этап закрепления учащимися нового материала.
Подведение итогов урока.
Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения.
Оборудование урока:
фортепиано
ноутбук, колонки, проектор, экран;
мультимедийная презентация, содержащая тест, запись основных терминов и понятий, картинки и репродукции, слайд-шоу «Иисус», видеоролики ;
Музыкальный и видео - материал:
П.Чесноков «Многолетие»(исполнение);
Русская народная песня «Есть на Волге утёс» (слушание);
- С. Рахманинов «Богородице, дево, радуйся» (слушание);
В.А.Моцарт. Реквием ре минор. Лакримоза, слайд-шоу (просмотр-слушание);
- «Отче наш» в исполнении «Хора Турецкого» (слушание).

Ход урока.
Организационный этап.
2.Этап всесторонней проверки УУД.
Учитель.
Вопросы: Какие стороны жизни отражала р.н.п.?
Как возникали народные песни?
Какие народные песни вы знаете?

Учащиеся.
(Ответы: В р.н.п. народ пел о своей жизни, слова и музыку сочинял сам народ).
3.Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.
Учитель. Стихия музыки – могучая стихия
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.

Вопрос: Как вы считаете, о какой музыке говорится в эпиграфе в нашему уроку?
Учащиеся.
(Ответы: О народной. Её может петь один человек, а можно спеть вместе хором).
4.Этап усвоения новых знаний.

Учитель.
Беседа. Русские люди всегда обладали самоуважением, любовью к труду, человеколюбием, стремлением к защите своей земли, Отечества. Истоки долгой жизни
музыкальной культуры нашего народа в фольклоре. Основные идеалы русского народа – «соборность», то есть «всем миром». Хоровая музыка возникла там, где собирались люди, чтобы вместе трудиться, вместе отдыхать на праздниках, в храмах для совместной молитвы. Она рождалась в стремлении людей к единению, она сама умела их объединить. Поэтому хоровую музыку отличают особая мощь и слаженность звучания. В народной хоровой музыке отражена жизнь народа, поэтому хоровое исполнение народных песен можно встретить в любом жанре р.н.песни. Послушайте р.н.п.
(Слушание р.н.п. «Есть на Волге утёс»).

Учитель.
Вопрос: О чём рассказывается в песне? Как взаимосвязаны содержание и характер исполнения? Кто исполняет? Назовите состав исполнителей.
Учащиеся.
(Ответы: В песне рассказывается о величии русской реки Волги, её природы и суровой истории. Характер строгий, широкий, протяжный, мужественный. Исполняет р.н.хор, который состоит из женских и мужских голосов ).

Учитель.
Вопрос: Такой хор называется – смешанный. Какие ещё бывают хоры?

Учащиеся.
Ответы: - Детский.
- Мужской.
- Женский.
- Хор мальчиков.

Учитель.
Хоры бывают по числу участников: большие(50-120 чел.), камерные(12-50 чел.), сводные(до 1000 чел.).
Хоры различают по манере исполнения: академические(классическая, оперно-концертная манера), народные(в народной манере), церковные(учавствуют в церковных службах).Певческие голоса в зависимости от диапазона распределяются:
Женские: - Сопрано (высокий).
- Меццо- сопрано (средний).
- Контральто (низкий).
Мужские: - Тенор (высокий).
- Баритон (средний).
- Бас (низкий).
Образы церковной хоровой музыки – это образы света, покоя, умиротворения, сдержанности, благородства.
Рассказ об истории возникновения храмовой хоровой музыки, начиная с 10 века – раннее хоровое одноголосное пение до появления в 15 веке многоголосия. В 19 веке русские композиторы М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов внесли значительный вклад в развитие храмового хорового пения, добавив в церковный хор женские голоса. Это придало звучанию динамизм. Послушайте молитву «Отче Наш» на музыку П. Чайковского. Какой характер присутствует в хоровом церковном пении? Что является главным в православном пении?
(Слушание «Отче Наш»)
Учащиеся.
(Ответы: Характер строгой, слитный, неторопливый, возвышенный. Главное правило – петь разумно, осмысленно. Пение в церкви всегда звучит без сопровождения).

Учитель.
Величайшим композитором 18 в В.А.Моцартом было написано самое скорбное во всём мировом искусстве сочинений –Реквием.Это траурная месса о умершем, в ней 12 частей.Её называют лебединой песней композитора.Давайте послушаем 11ч «Lacrimosa»
(Слушание фрагмента)
Учитель.
-Какие чувства переполняют человека?
Учащиеся.
(Ответы:Чувство глубокой печали,скорби,отчаяния,беззащитности перед судьбой)
Учитель.

В конце 19в приобретает большую известность русский композитор Павел Григорьевич Чесноков.Он закончил синодальное училише в Москве и стал хормейстером Троицкой церкви, был руководителем хора Большого театра, преподавателем Московской консерватории. Чесноков написал свыше 400 духовных хоров.
(Слушание дух. Произведения Чеснокова)
6.Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Учитель.
-Расскажите как звучит музыка?
Учащиеся.
(Ответы: Характер неторопливый, строгий, не громкий, сдержанный. Композитор изобразил состояние человека – возвышенное звучание молитвы в исполнении церковного хора).

7.Этап закрепления учащимися нового материала.

Учитель.
Вопрос: Какие образы показаны в народной хоровой музыке?
Какие образы показаны в церковной хоровой музыке?

Учащиеся.
(Ответы: В народной хоровой музыке образы из реальной жизни.
В церковной хоровой музыке образы небесного мира.

Учитель.
Вопрос: Что возникло раньше? Народное хоровое пение или церковное хоровое пение?
Учащиеся.
(Ответы: Народное хоровое пение, т.к. православие к нам пришло в 988 году).
Учитель.

Вопрос: Вспомните названия певческих голосов, определение музыкального термина - хор, названия хоров по манере исполнения, по количеству участников. Назовите русских композиторов, которые писали церковную хоровую музыку.

Учащиеся.
(Ответы).

8.Этап подведения итогов урока.

Учитель.

Вопрос: О какой музыке мы говорили сегодня? Докажите, что хоровое пение обладает силой воздействия – объединяющей людей.

Учащиеся.
(Ответы)









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15