КМО по ПМ. 02 Техника шрифтовых работ


Министерство образования Республики Башкортостан
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Уфимский художественно-промышленный колледж
Комплексно методическое обеспечение уроков учебной практики
по профессиональному модулю ПМ.02 «Выполнение шрифтовых работ»
ТЕМА №2.1 Упражнения в написании шрифтов.
ТЕМА № 2.2 Выполнение надписей.
по профессии 54.01.01
«Исполнитель художественно-оформительских работ»
Уфа -2016
Пояснительная записка
В процессе прохождения учебной практики по профессиональному модулю ПМ.02 «Выполнение шрифтовых работ» ТЕМА №2.1 Упражнения в написании шрифтов (24 часа), ТЕМА № 2.2 Выполнение надписей (18часов ), являются первыми изучаемыми разделами. И служат этапом формирования практических навыков владения построения надписей такими инструментами как перья и кисти различных видов.
Проблемы построения шрифтов пером и кистью встают перед учащимися с первых же занятий по профессиональному модулю ПМ.02 «Выполнение шрифтовых работ». Программа по профессиональному модулю ПМ.02 «Выполнение шрифтовых работ» за I курс, содержит задания на выполнение шрифтов, слов и надписей пером и кистью, помимо освоения компьютерных программ.
Учащиеся овладевают навыками выполнения шрифтовых работ от руки применяя соответствующие инструменты и материалы, закрепляют знания о построении букв, основные теоретические понятья, знакомятся с закономерностями построения различных шрифтов.
Поэтому на данном начальном этапе изучения техники выполнения шрифтовых работ формируются навыки выполнения надписей различными материалами, изучают способы выполнения надписей на плоскости. Плакаты, образцы работ позволяют наглядно выстроить в систему приемы выполнения практических заданий. Этапы повышения сложности учебных задач при выполнении практических заданий позволяют сформировать профессиональные навыки и способствуют лучшему освоению.
В двух первых разделах ТЕМА №2.1 Упражнения в написании шрифтов (24 часа), ТЕМА № 2.2 Выполнение надписей (18часов ), новые виды заданий – создание шрифтов, слов и надписей с формированием навыков свободного владения пером и кистью с использованием чертежных инструментов, изготовление и использование трафаретов.
Задания фомируют такие профессиональные компетенции как:
ПК 2.1. Изготавливать простые шаблоны.
ПК 2.2. Вырезать трафареты оригинальных шрифтов и декоративных элементов.
ПК 2.3. Выполнять художественные надписи.
При выполнении рисованных шрифтов обучающиеся самостоятельно выбирают тему, раскрывают ее творчески – это новый для них вид деятельности-первые попытки «сочинять шрифт», поиск индивидуальное решение, самовыражение. А также происходит закрепление умений, навыков выстраивать буквы по модульной сетке, раскрывать тему через цветовое решение, живописно или графически отображать форму, предавать объем. Практические задания рассчитаны на создание эскизов в карандаше. Данный раздел производственного обучения рассчитан на систематизацию и обобщение знаний по различным предметам изобразительного цикла, и нацелен, на развитие творческого мышления и формирование профессиональных умений таких как:
Уметь:
выполнять шрифтовые работы и художественные надписи в разных материалах и техниках;
выполнять надписи различными шрифтами;
наносить надписи тушью, гуашью, темперными, масляными, эмульсионными красками и эмалями на тонированных плоскостях из различных материалов;
выполнять основные приемы техники черчения;
наносить надписи, нумерации и виньетки по наборному трафарету с прописью от руки в один тон по готовой разбивке и разметке мест.
2.2. Примерный тематический план и содержание производственного обучения
Профессия 54.01.01 «Исполнитель художественно-оформительских работ»
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Количество часов
Уровень освоения
1 2 3 4
ПМ.02
Выполнение шрифтовых работ 84 2
ТЕМА №2.1 Упражнения в написании шрифтов. 24 2
Упражнения в написании шрифтов и надписей пером. Инструменты и приспособления для шрифтовых работ 6 Упражнения в написании шрифтов и надписей пером. 6 Расчет букв и слов. 6 Расчет букв и слов разметка надписей.
6 ТЕМА № 2.2 Выполнение надписей. 18 2
Разметка и вырезание трафаретов различных видов шрифтов. Инструменты и приспособления. Заточка инструмента и правила хранения. 6 Выполнение, декоративных элементов, с помощью трафаретов и шаблонов. 6 Выполнение заставок с помощью трафаретов и шаблонов. 6 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Тема программы учебной практики: ПМ.02 Выполнение шрифтовых работ. «Упражнения в написании шрифтов».
Тема урока: «Упражнения в написании шрифтов и надписей пером. Инструменты и приспособления для шрифтовых работ».
Цели урока: Изучить особенности выполнения шрифта пером.
Дидактическая: Освоение профессиональных и общих компетенций
ПК 2.3. Выполнять художественные надписи.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Формирование умений:
выполнять основные приемы техники черчения;
выполнять шрифтовые работы и художественные надписи в разных материалах и техниках;
выполнять надписи различными шрифтами;
наносить надписи тушью.
Развивающая:
- развивать познавательные способности, расширять кругозор;
-развивать глазомер;
- умение пользоваться инструментами и приспособлениями.
Воспитательная:
- воспитывать эстетический вкус.
- воспитывать внимательность, аккуратность, при выполнении шрифтовых работ.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.
Вид урока: практикум.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
- для мастера: образцы работ, инструменты и приспособления для шрифтовых работ, плакат «Шрифты»;
- для учащихся: тетрадь ручка, инструменты и приспособления для шрифтовых работ, формат А4-3шт., тушь, перья.
Межпредметные связи: шрифтовые работы, материаловедение, черчение.
Общее время на изучение темы: 6 часов.
Организация и ход урока:
1. Организационный момент.
1.1. Наличие присутствующих на уроке, готовность к уроку.
1.2. Осмотр внешнего вида, рабочей одежды.
2. Вводный инструктаж.
2.1. Сообщение темы и целей урока.
2.2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос).
2.3. Объяснение нового материала.
2.4. Демонстрация трудовых приемов и операций. Формирование ориентировочных основ действий.
2.5. Постановка производственной задачи перед обучающимися.
2.6.Обозначение критериев оценки выполнения работы.
3. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж.
3.1. Обход рабочих мест с целью проверки выполнения правил по организации рабочего места.
3.2. Обход рабочих мест с целью контроля правильного выполнения заданий и рабочих приемов.
3.3. Обход рабочих мест с целью своевременного выявления ошибок по уходу выполнения задания.
3.4.Обход рабочих мест с целью контроля за завершением работ и подготовки к заключительному инструктажу.
4. Заключительный инструктаж.
4.1. Подведение итогов занятия.
4.2. Отметить удачные работы.
4.3. Анализ производственной дисциплины и соблюдения ТБ.
4.4 Объявление темы следующего урока. Задание на дом.
5. Уборка рабочих мест
Организация и ход урока:
1. Организационный момент.
1.1. Наличие присутствующих на уроке, готовность к уроку.
1.2. Осмотр внешнего вида, рабочей одежды.
2. Вводный инструктаж.
2.1. Сообщение темы и целей урока.
Тема : «Упражнения в написании шрифтов и надписей пером. Инструменты и приспособления для шрифтовых работ».
Цель Изучить инструменты и материалы для выполнения шрифтовых работ. Формировать навыки выполнения шрифтов пером, тушью
2.2. Повторение пройденного материала (фронтальный опрос). Актуализация опорных знаний.
Для повторения материала прошлых уроков ответим на вопросы:
Какие инструменты и приспособления применяют для шрифтовых работ?
Каким инструментом выполнят шрифты тушью?
Какие виды перьев вы знаете?
Какие виды шрифтов вы знаете?
Итог проверки знаний.
2.3. Проведение инструктажа по практической работе. Формирование ориентировочных основ действий.
Итак мы будем формировать навыки выполнения шрифта тушью и пером.
Тушь черная или цветная – готовая жидкая краска. Цветная тушь прозрачна, ложиться неровно, затеками, поэтому для оформительских работ мало пригодна. Черная применяется для написания шрифта, особенно мелкого, Так как ложиться ровным непрозрачным слоем.
Ширина пишущей части плакатных перьев колеблется от 2 до 20 мм. Плакатное перо вставляют в обычную ученическую ручку, писать можно тушью, гуашью, иногда чернилами. Удобно писать плакатным пером по линейке. Линейка должна иметь специальную подкладку, чтобы тушь или краска не подтекала под нее. Плакатными перьями выполняют как мелкие шрифтовые работы, так и крупные.
Для небольших шрифтовых работ применяют перья «рэдис» с круглым расширением на конце. Ширина пишущей части этих перьев колеблется от 0,5 до 3 мм. Они снабжены специальной металлической пластинкой, удерживающей тушь.
Для выполнения шрифта размером до 10 мм используют также различные канцелярские и чертежные перья.
Плакатные перья можно изготовить самим. Для этого из кусочка жести вырезают по нужной форме заготовку, сгибают ее, на месте сгиба делают прорезь, а края шлифуют напильником. Верхнюю часть пера обжимают на гвозде, чтобы его можно было вставить в ученическую ручку.
Техника выполнения шрифта плакатным пером и кистью хорошо известна. Имеются вариан­ты написания шрифтов плакатными перьями различной толщины, а так­же примеры написания шрифтов в творческой манере.
Необходимо сказать несколько слов о правилах подготовки плакат­ных перьев и кистей к работе. Пи­шущую часть ширококонечного пера слегка сплющивают, постуки­вая молоточком, предварительно вставив в него тонкую металличес­кую пластинку таким образом, что­бы между плоскостями пера оста­вался небольшой просвет. Перо тщательно и аккуратно затачивают на мелкозернистой наждачной бумаге, выравнивая пишущую, рабочую часть и удаляя заусенцы.
Конструкция шрифта складывается из графических признаков: размера пропорций букв, толщины штрихов и т.д. Хорошо нарисованный шрифт легко читается, отличается четкостью всех форм, отсутствием лишних элементов, ритмичностью чередования элементов в каждой букве и строке.
Виды шрифтов. По технике исполнения современные шрифты делятся на типографские, рисованные и рукописные. Типографские шрифты имеют наиболее установившееся начертание, поэтому их нужно принимать за образцы. Рисованные шрифты выполняют кистью или другими инструментами по предварительному карандашному рисунку. Рукописные шрифты пишутся без предварительной прорисовки сразу кистью, плакатными перьями или другими инструментами. Рукописные шрифты наименее трудоемки и находят самое широкое применение в изобразительных средствах, в экспозициях, на выставках.
По характерным графическим признакам типографские шрифты делятся на семь групп. Однако для оформительского искусства важно выделить и изучить две довольно многочисленные группы шрифтов: рубленые (типа гротеск) и контрастные (типа антиква).
Курсив контрастный выполняют по-разному. Можно по карандашному рисунку обводить контур пером, середину закрашивая пером или кистью. Можно всю работу выполнять острой кистью из мягкого волоса.
Работа плакатным пером требует длительной тренировки, построенной на усвоении рациональных, с наименьшими затратами времени приемов написания букв или их наиболее трудных элементов. Выполним упражнения в написании элементов шрифта.
Приемы написания рубленого шрифта.
Прежде всего, это приемы выполнения округлых частей букв. Скругления можно выполнить тем же пером, которым рисуют все остальные элементы буквы. Приемы написания скруглений должны быть удобными и легкими для руки. Возьмем для тренировки букву О, содержащую типичные, встречающиеся и большинстве других округлых букв элементы скруглений.
Как писать другие буквы?
Буквы, имеющие скругления (Б, В, 3, О, Р, С. У. Ф, Ь, Э, Я, Ю), не представляют трудности в написании, так как приемы выполнения скруглений нами рассмотрены. Написание букв, состоящих из горизонтальных и вертикальных штрихов (Г, Е, Н, П и др.), не требует особых приемов в написании. Работая над ними, достаточно внимательно сличать их с образцами. При написании наклонных элементов букв Ж, И, К, М, X перо ставят так, чтобы след его рабочей части был всегда строго параллелен строке. В зависимости от начертания буквы меняется угол наклона элемента, но положение пера остается постоянным.
Демонстрация приемов работы:
Обращаю внимание, обучающихся, на организацию рабочего места.
Провожу инструктаж по ТБ при работе с пером, тушью.
Показываю последовательность подготовки формата.
Показываю последовательность выполнения задания.
Предлагаю приступить к самостоятельному выполнению задания.
3. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж.
Во время самостоятельной выполняю обход рабочих мест с целью проверки выполнения правил по организации рабочего места. А также обход рабочих мест с целью контроля правильного выполнения задания и рабочих приемов.
И обход рабочих мест с целью своевременного выявления ошибок по уходу выполнения задания.
4. Заключительный инструктаж.
4.1. Подведение итогов занятия. Проверка и оценка работ
Анализ работ совместно с учащимися по следующим критериям:
Выполнение сетки;
Выполнение отдельных элементов;
Соблюдение приемов;
Чистота и аккуратность;
4.2. Отметить удачные работы. Указать характерные ошибки.
4.3. Анализ производственной дисциплины и соблюдения ТБ.
4.4 Объявление темы следующего урока.
Задание на дом. Выполнить упражнения –элементы наклонных букв формат А4.
Спасибо за внимание!
5. Уборка рабочих мест






Тема программы учебной практики: ПМ.02 Выполнение шрифтовых работ. «ТЕМА №2.1 Упражнения в написании шрифтов».
Тема урока: «Упражнения в написании шрифтов и надписей пером».
Цели урока: Изучить особенности выполнения шрифта пером.
Дидактическая: Освоение профессиональных и общих компетенций
ПК 2.3. Выполнять художественные надписи.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Формирование умений:
выполнять основные приемы техники черчения;
выполнять шрифтовые работы и художественные надписи в разных материалах и техниках;
выполнять надписи различными шрифтами;
наносить надписи тушью.
Развивающая:
- развивать познавательные способности, расширять кругозор;
-развивать глазомер;
- умение пользоваться инструментами и приспособлениями.
Воспитательная:
- воспитывать эстетический вкус.
- воспитывать внимательность, аккуратность, при выполнении шрифтовых работ.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.
Вид урока: практикум.
Методы обучения: словесный, наглядны, практический.
Оборудование:
- для мастера: образцы работ, инструменты и приспособления для шрифтовых работ, плакат «Шрифты»;
- для учащихся: тетрадь ручка, инструменты и приспособления для шрифтовых работ, формат А4-3шт., тушь, перья.
Межпредметные связи: шрифтовые работы, материаловедение, черчение.
Общее время на изучение темы: 6 часов.
Организация и ход урока:
1. Организационный момент.
1.1. Наличие присутствующих на уроке, готовность к уроку.
1.2. Осмотр внешнего вида, рабочей одежды.
2. Вводный инструктаж.
2.1. Сообщение темы и целей урока.
2.2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос).
2.3. Объяснение нового материала.
2.4. Демонстрация трудовых приемов и операций. Формирование ориентировочных основ действий.
2.5. Постановка производственной задачи перед обучающимися.
2.6.Обозначение критериев оценки выполнения работы.
3. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж.
3.1. Обход рабочих мест с целью проверки выполнения правил по организации рабочего места.
3.2. Обход рабочих мест с целью контроля правильного выполнения заданий и рабочих приемов.
3.3. Обход рабочих мест с целью своевременного выявления ошибок по уходу выполнения задания.
3.4.Обход рабочих мест с целью контроля за завершением работ и подготовки к заключительному инструктажу.
4. Заключительный инструктаж.
4.1. Подведение итогов занятия.
4.2. Отметить удачные работы.
4.3. Анализ производственной дисциплины и соблюдения ТБ.
4.4 Объявление темы следующего урока. Задание на дом.
5. Уборка рабочих мест
Организация и ход урока:
1. Организационный момент.
1.1. Наличие присутствующих на уроке, готовность к уроку.
1.2. Осмотр внешнего вида, рабочей одежды.
2. Вводный инструктаж.
2.1. Сообщение темы и целей урока.
Тема : «Упражнения в написании шрифтов и надписей пером».
Цель: Формировать навыки выполнения шрифтов пером, тушью.
2.2. Повторение пройденного материала (фронтальный опрос). Актуализация опорных знаний.
Для повторения материала прошлых уроков ответим на вопросы:
Почему тушь применяют для шрифтовых работ?
Какие виды перьев вы использовали на прошлом уроке?
Какие элементы букв вы научились писать ?Итог проверки знаний.
2.3. Проведение инструктажа по практической работе. Формирование ориентировочных основ действий.
Группы стандартных шрифтов по характеру их графического оформления
Шрифты по характеру их графического построения (контрастность, размер и форма засечек) разделены на шесть основных групп:
- рубленые шрифты — малоконтрастные, не имеющие засечек;
- медиевальные — с умеренной контрастностью и небольшими засечками, близкими по форме к треугольнику; оси округлых букв с небольшим наклоном;
- обыкновенные шрифты — с контрастными штрихами и тонкими длинными засечками, соединяющимися с вертикальными штрихами под прямым углом; оси округлых букв вертикальны;
- брусковые шрифты — малоконтрастные, с длинными утолщенными засечками в форме брусков, соединенными с основными штрихами под прямым углом с едва заметными закруглениями;
- новые малоконтрастные шрифты — с длинными утолщенными засечками, имеющими закругленные концы и соединенными с основными штрихами под прямым углом с небольшими закруглениями.
Итак вспомним что такое гарнитура шрифта?
Гарнитура шрифта
Гарнитурой называют комплект шрифтов различных размеров, начертаний и плотности, но одинаковых по характеру рисунка. Каждая гарнитура шрифтов имеет исторически сложившееся название (Литературная, Обыкновенная, Академическая и др     Буквы каждого шрифта делятся на три группы: узкие, нормальные и широкие. К узким буквам относятся Б, В, Г, Е, Р, Ь, Ъ; к нормальным - А, Д, З, И, К, Л, Н, П, Т, У, Х, Ц, Ч, Я, а к широким - Ж, М, О, С, Ф, Ш, Щ, Ы, Э, Ю Таким образом, сами по себе буквы, имея разные пропорции, создают впечатление разнообразия. Кроме того, буквы делятся на прямоугольные и округлые.
     В зависимости от техники начертания шрифты бывают рукописные, их выполняют от руки с помощью плакатных перьев, кисти; рисованные, их выполняют карандашом (а затем буквы заполняются краской). К рисованным шрифтам относятся также шрифты, выполняемые с помощью трафаретов; рельефно-объемный или гравированный (который выполняют на  различных материалах - камне, дереве, металле с помощью специальных инструментов - резцов и пр.).
     По технике начертания наиболее простым видом шрифта является плакатный шрифт (гротеск), все буквы и цифры которого имеют одинаковую толщину штрихов. Он не имеет засечек. Многообразие плакатных шрифтов позволяет художнику делать соответствующий выбор пропорций бкув, т. е. брать не только уже имеющиеся шрифты, но как бы создавать собственные.
     В некоторых случаях художник меняет по необходимости пропорции букв шрифта. Тогда строят прямоугольник с нужным соотношением сторон. Внутри прямоугольника наносят модульную сетку. Число ее делений по ширине и высоте должно соответствовать принятому числу модулей для взятой буквы данной разновидности шрифта.
Можно изменять пропорции букв с учетом интервалов между буквами Интервал между буквами берут примерно от одного до двух модулей, в зависимости от компановки текста на  заданном формате листа. Затем от руки на  глаз рисуют карандашом буквы. Контуры их обводят тушью или краской, затем заполняют всю букву, работая при этом тонкой круглой кистью
Межбуквенные пробелы художник прикидывает на глаз. И размечает их не на одинаково равные отрезки
Основными (ключевыми) буквами для построения шрифта являются буквы А, Н, О. По ним определяются характер и основа всего алфавита. Так, буква А определяет конструкцию островерхих и наклонных штрихов, Н — всех прямоугольных букв и местоположение срединных штрихов, О — форму и характер округлых элементов.
Если ключевые Н, О, А вписаны в квадрат, то остальные буквы строятся по этой же схеме. В пособии показаны схемы построения алфавита в зависимости от того, как решены буквы Н, О, А. Если буква О круглая — все остальные буквы округлого начертания (С, Э, Ф, Ю) тоже должны быть круглыми.
Другой вариант: эта же буква представлена в овальной форме. Значит, округлые буквы строятся овальными. Если же она прямоугольная, то буквы С, Э, Ф, Ю соответственно прямоугольные.
Этот же принцип относится к остроконечной букве А; Ж, К, м, л, д, и также должны иметь острые окончания. Острые элементы немного выходят за линию строки — на 1/20 ее высоты.
Средний горизонтальный штрих в буквах Б, В, Е, Ж, З, Н, Ь и цифрах 3, 5, 6, 8 следует строить немного выше геометрической середины высоты знака. А в буквах А, Р, Ч и цифрах 4, 9, наоборот, среднему штриху надо быть чуть ниже геометрической середины. Все это придает буквам большую гармоничность и устойчивость. В штрихах, имеющих одинаковую толщину горизонтальных и вертикальных элементов, горизонтальные штрихи (по причине упомянутого выше явления иррадиации) должны быть чуть тоньше вертикальных, иначе они будут казаться толще основных.
Художнику-оформителю, работающему со шрифтами, для успешной работы необходимо знать таблицу деления букв алфавита, которую мы приводим ниже.
Буквы алфавита делят на симметричные и асимметричные: симметричные — А, Д, Ж, И, Л, М, Н, О, П, Т, Ф, X, Ц, Ш; асимметричные, открытые вправо, — Б, В, Г, Е, К, Р, С, Ы, Ю; асимметричные, открытые влево, — З, У, Ч, Э, Я; полуторные — М, Ж, Ш, Щ, Ю, Ы.
Эти особенности следует учитывать при уравновешивании площади межбуквенных пробелов, ибо асимметричные буквы создают в них пустоты.
Демонстрация приемов работы:
Обращаю внимание, обучающихся, на организацию рабочего места.
Провожу инструктаж по ТБ при работе с пером, тушью.
Показываю последовательность выполнения задания на заранее приготовленном формате.
Показываю последовательность варианты выполнения заданий.
Предлагаю приступить к самостоятельному выполнению задания.
3. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж.
Во время самостоятельной выполняю обход рабочих мест с целью проверки выполнения правил по организации рабочего места. А также обход рабочих мест с целью контроля правильного выполнения задания и рабочих приемов.
И обход рабочих мест с целью своевременного выявления ошибок по уходу выполнения задания.
4. Заключительный инструктаж.
4.1. Подведение итогов занятия. Проверка и оценка работ
Анализ работ совместно с учащимися по следующим критериям:
Пропорциональные соотношения букв;
Правильность начертания;
Чистота и аккуратность;
Правильность соотношения межстрочных и межбуквенных расстояний;
4.2. Отметить удачные работы. Указать характерные ошибки.
4.3. Анализ производственной дисциплины и соблюдения ТБ.
4.4 Объявление темы следующего урока.
Задание на дом. Выполнить, вариант рубленного шрифта А4.
Спасибо за внимание!
5. Уборка рабочих мест.
Тема программы учебной практики: ПМ.02 Выполнение шрифтовых работ. «ТЕМА №2.1 Упражнения в написании шрифтов».
Тема урока: «Расчет букв и слов».
Цели урока: Формировать навыки написания слов.
Дидактическая: Освоение профессиональных и общих компетенций
ПК 2.3. Выполнять художественные надписи.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Формирование умений:
выполнять основные приемы техники черчения;
выполнять шрифтовые работы и художественные надписи в разных материалах и техниках;
выполнять надписи различными шрифтами;
наносить надписи тушью, гуашью, темперными, красками на плоскостях из различных материалов;
Развивающая:
- развивать познавательные способности, расширять кругозор;
-развивать глазомер;
- умение пользоваться инструментами и приспособлениями.
Воспитательная:
- воспитывать эстетический вкус.
- воспитывать внимательность, аккуратность, при выполнении шрифтовых работ.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.
Вид урока: практикум.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
- для мастера: образцы работ, инструменты и приспособления для шрифтовых работ, плакат « Виды шрифтов»;
- для учащихся: тетрадь ручка, инструменты и приспособления для шрифтовых работ, формат 3-3шт., гуашь, кисти, перья, тушь.
Межпредметные связи: шрифтовые работы, математика, черчение.
Общее время на изучение темы: 6 часов.
Организация и ход урока:
1. Организационный момент.
1.1. Наличие присутствующих на уроке, готовность к уроку.
1.2. Осмотр внешнего вида, рабочей одежды.
2. Вводный инструктаж.
2.1. Сообщение темы и целей урока.
2.2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос).
2.3. Объяснение нового материала.
2.4. Демонстрация трудовых приемов и операций. Формирование ориентировочных основ действий.
2.5. Постановка производственной задачи перед обучающимися.
2.6.Обозначение критериев оценки выполнения работы.
3. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж.
3.1. Обход рабочих мест с целью проверки выполнения правил по организации рабочего места.
3.2. Обход рабочих мест с целью контроля правильного выполнения заданий и рабочих приемов.
3.3. Обход рабочих мест с целью своевременного выявления ошибок по уходу выполнения задания.
3.4.Обход рабочих мест с целью контроля за завершением работ и подготовки к заключительному инструктажу.
4. Заключительный инструктаж.
4.1. Подведение итогов занятия.
4.2. Отметить удачные работы.
4.3. Анализ производственной дисциплины и соблюдения ТБ.
4.4 Объявление темы следующего урока. Задание на дом.
5. Уборка рабочих мест
Организация и ход урока:
1. Организационный момент.
1.1. Наличие присутствующих на уроке, готовность к уроку.
1.2. Осмотр внешнего вида, рабочей одежды.
2. Вводный инструктаж.
2.1. Сообщение темы и целей урока.
Тема « Расчет букв и слов».
Цель нашего урока научиться выполнять расчет и разметку слов на формате А4 по разработанному эскизу.
2.2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос).
Для повторения материала прошлых уроков ответим на вопросы:
Чем определяется цветовое решение шрифта?
Какое воздействие оказывает цвет?
Как цвет, влияет на художественную форму шрифта?
Как рассчитывают размеры букв?
Какой шрифт вы выполняли пером, тушью?
Итог проверки знаний.
2.3. Объяснение нового материала
Для написания слова или фразы важно сделать правильную разметку букв. Даже опытные художники-шрифтовики, перед тем как выполнить какую-нибудь ответственную надпись, обязательно делают разлиновку строк и разметку ширины букв и промежутков между буквами.
     Рассмотрим разметку букв в слове "кинозал". Слово состоит из семи букв. Все буквы имеют одинаковую ширину, поэтому разметка здесь несложная. Пропорции букв возьмем 1:2, т. е. ширина равна трем модулям, а высота - шести, промежуток между буквами - одному модулю. Начертим две параллельные прямые сделаем с помощью циркуля разметку букв, затем начертим модульную сетку. Чтобы не пропустить букву, надо вверху написать мягким карандашом слово "кинозал", поместив каждую букву в отведенное ей место, как показано Начертив модульную сетку, можно приступать к начертанию слова плакатным пером. В дальнейшем, при достаточном опыте работы, можно не чертить всей модульной сетки, а ограничиться лишь двумя горизонтальными прямыми и разметкой ширины букв и их промежутков. Все остальные штрихи проводят плакатным пером на глаз. Техника работы плакатным пером проста, но требует тренировки руки и глаза.
     Обычно, когда необходимо сделать надпись плакатным пером, то заранее выбирают ширину плакатного пера и принимают ее за единицу измерения буквы - модуль. Подобрав соответствующий размер плакатного пера, обмакивают его в тушь или гуашевую краску и делают сначала на  отдельном листе пробные штрихи. Чтобы не получить кляксы, не следует набирать на перо много туши или краски. Не рекомендуется также проводить плакатным пером дважды по одному месту.
     Начертание букв плакатным пером осуществляется двумя способами. В одном случае обводятся сначала все вертикальные прямые. Обводка вертикальных штрихов выполняется движением пера сверху вниз; держать его нужно с небольшим наклоном в сторону движения. После высыхания туши движением пера слева направо обводятся горизонтальные штрихи, причем сначала все верхние штрихи, затем средние, нижние, а в последнюю очередь и наклонные.  
     Когда надпись выполняется крупными рисованными буквами и плакатное перо не нужно, то разметка букв в словах осуществляется точно так же с помощью полоски бумаги и намеченными на ней размерами ширины букв и промежутков, т. е. межбуквенных просветов. Буквы обводятся карандашом, а затем раскрашиваются краской с помощью кисти. При раскрашивании букв нежелательно, чтобы контуры их обводились ярко карандашом. Это делает их некрасивыми. Особенностью рисованных шрифтов является точная прорисовка формы каждой буквы с учетом всех графических особенностей шрифта.
Довольно подробно разработаны правила построения шрифта по канонам золотого сечения. Правила эти следующие.
В шрифтах "антиква" выступающие кверху и книзу части букв должны относиться к средней части, как 3:5.
У нормальных шрифтов прописные буквы должны относиться к строчным, как 8:5.
У узких шрифтов общая высота букв (включая выступающие кверху и книзу части) должна относиться к средней части, как 5:3.
У курсивных и рукописных шрифтов прописные буквы должны относиться к строчным, как 8:3.
У всех шрифтов ширина прописных букв .должна относиться к ширине строчных, как 5:3 или как 8:5.
Все буквы в своей конструкции и в отношении отдельных частей должны подчиняться золотому сечению.
У всех шрифтов основные штрихи должны относиться к дополнительным, как 8:3.
У светлых шрифтов толщина основного штриха должна относиться к просвету, как 3:8 (у узких — как 3:5, у широких — как 3:13)..У полужирных шрифтов отношение толщины основных штрихов к просвету должно определяться, как 5:5 (у узких — как 5:3, у широких — как 5: 8).
У жирных шрифтов толщина основных штрихов должна относиться к просвету, как 8:5 (у узких — как 8:3, у широких — как 8:8).
Равновесие оптических полей межбуквенных пробелов. Практика показывает, что даже начинающие художники, поняв принцип зависимости ритма от равновесия оптических полей межбуквенных пробелов, свободно справляются с этой задачей, доверяя только глазу, и никогда не прибегают к математическому расчету, экономя время и нервы. Иногда в продукции полиграфии, особенно в газетах, обнаруживается нарушение ритма заголовков из-за неравновесия оптических полей межбуквенных пробелов. Казалось бы, что тут давно все рассчитано, механизировано. Однако, если наборщик торопится или недостаточно обращает внимания на межбуквенные пробелы, налицо нарушение ритма, распадение слов на части, неоправданные пустоты в строках. Работа художника шрифта не механична. Если он недоволен найденным ритмом строк и всей композицией еще в эскизе, он не должен приступать к прорисовке самих букв. Здесь, как в академическом рисунке, нельзя начинать портрет с вырисовывания глаза или уха, не найдя первоначально объемно-пространственного решения самой головы. От целого-к частностям! Таким целым в шрифтовой работе и является общая композиция с верно найденным ритмическим строем, который во многом зависит от равномерной расстановки букв, равновесия оптических полей межбуквенных пробелов.
Мы применим эти знания в нашей практической работе.
2.4. Демонстрация трудовых приемов и операций. Формирование ориентировочных основ действий.
1.Выполнить расчет букв и межбуквенных расстояний.
2. Выполнить разметку строк.
3. Выполнить разметку букв.
4.Выполнить слова тушью.
2.5. Постановка производственной задачи перед обучающимися.
Перенести разметку слов с картона на формат.
Выполнить написание слов.
2.6.Обозначение критериев оценки выполнения работы.
Пропорциональные соотношения букв;
Правильность начертания;
Чистота и аккуратность;
Правильность соотношения межстрочных и межбуквенных расстояний;
3. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж.
Во время самостоятельной выполняю обход рабочих мест с целью проверки выполнения правил по организации рабочего места. А также обход рабочих мест с целью контроля правильного выполнения задания и рабочих приемов.
И обход рабочих мест с целью своевременного выявления ошибок по уходу выполнения задания.
4. Заключительный инструктаж.
4.1. Подведение итогов занятия. Проверка и оценка работ
Анализ работ совместно с учащимися по следующим критериям:
Пропорциональные соотношения букв;
Правильность начертания;
Чистота и аккуратность;
Правильность соотношения межстрочных и межбуквенных расстояний;
4.2. Отметить удачные работы. Указать характерные ошибки.
4.3. Анализ производственной дисциплины и соблюдения ТБ.
4.4 Объявление темы следующего урока. Асимметричная шрифтовая композиция.
Задание на дом. Выполнить написание слов
Конференция, буржуазия, беспощадный -формат А4.
Спасибо за внимание!
5. Уборка рабочих мест
90805813435
Тема программы учебной практики: ПМ.02 Выполнение шрифтовых работ. «ТЕМА №2.1 Упражнения в написании шрифтов».
Тема урока: « Расчет букв и слов разметка надписей».
Цели урока: Формировать навыки написания слов и надписей
Дидактическая: Освоение профессиональных и общих компетенций
ПК 2.3. Выполнять художественные надписи.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Формирование умений:
выполнять основные приемы техники черчения;
выполнять шрифтовые работы и художественные надписи в разных материалах и техниках;
выполнять надписи различными шрифтами;
наносить надписи тушью, гуашью, темперными, красками на плоскостях из различных материалов;
Развивающая:
- развивать познавательные способности, расширять кругозор;
-развивать глазомер;
- умение пользоваться инструментами и приспособлениями.
Воспитательная:
- воспитывать эстетический вкус.
- воспитывать внимательность, аккуратность, при выполнении шрифтовых работ.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.
Вид урока: практикум.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
- для мастера: образцы работ, инструменты и приспособления для шрифтовых работ, плакат « Виды шрифтов»;
- для учащихся: тетрадь ручка, инструменты и приспособления для шрифтовых работ, формат А 3-3шт., гуашь, кисти, перья, тушь.
Межпредметные связи: шрифтовые работы,математика, черчение.
Общее время на изучение темы: 6 часов.
Организация и ход урока:
1. Организационный момент.
1.1. Наличие присутствующих на уроке, готовность к уроку.
1.2. Осмотр внешнего вида, рабочей одежды.
2. Вводный инструктаж.
2.1. Сообщение темы и целей урока.
2.2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос).
2.3. Объяснение нового материала.
2.4. Демонстрация трудовых приемов и операций. Формирование ориентировочных основ действий.
2.5. Постановка производственной задачи перед обучающимися.
2.6.Обозначение критериев оценки выполнения работы.
3. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж.
3.1. Обход рабочих мест с целью проверки выполнения правил по организации рабочего места.
3.2. Обход рабочих мест с целью контроля правильного выполнения заданий и рабочих приемов.
3.3. Обход рабочих мест с целью своевременного выявления ошибок по уходу выполнения задания.
3.4.Обход рабочих мест с целью контроля за завершением работ и подготовки к заключительному инструктажу.
4. Заключительный инструктаж.
4.1. Подведение итогов занятия.
4.2. Отметить удачные работы.
4.3. Анализ производственной дисциплины и соблюдения ТБ.
4.4 Объявление темы следующего урока. Задание на дом.
5. Уборка рабочих мест
Организация и ход урока:
1. Организационный момент.
1.1. Наличие присутствующих на уроке, готовность к уроку.
1.2. Осмотр внешнего вида, рабочей одежды.
2. Вводный инструктаж.
2.1. Сообщение темы и целей урока.
Тема «Расчет букв и слов, разметка надписей».
Цель нашего урока научиться выполнять рисованные шрифты, их цветовое решение на формате А4 по разработанному эскизу.
2.2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос).
Для повторения материала прошлых уроков ответим на вопросы:
Как выполняют разметку слов ?Как рассчитывают межбуквенное расстояние?
Как рассчитать межстрочное расстояние?
Как рассчитывают размеры букв?
Итог проверки знаний.
2.3. Объяснение нового материала
Техника расчета текста и построение модульной сетки.
Буквы шрифтов вписываются в прямоугольник, квадрат, треугольник, круг или овал, поэтому при разметке шрифта и выборе его размера удобно пользоваться модульной сеткой. Модульная сетка дает возможность построить букву любой пропорции и величины..Расчет модульной сетки:
Для предварительной оценки возможных размеров букв и пробелов, междустрочных расстояний производим следующие действия:
1. Делим длину строки на количество знаков. Получаем приблизительный размер буквы.
2. Соразмеряем межбуквенные пробелы на глаз. За основной пробел принимаем расстояние между двумя вертикальными штрихами. Межбуквенный пробел можно уравновесить, проверяя, как связаны между собой каждые 3 буквы.
3. находим пробелы между буквами с округлыми, наклонными и горизонтальными штрихами. Получившаяся длина строки, как правило, расходится с заданной длиной. Интервал между словами в строке не должен превышать ширину буквы О.
4. Изменяя размер пробела, снова начинаем разметку, пока не получим нужную длину строки.
5. Междустрочное расстояние = ½ буквы ( не должно быть большими, чем высота строки, и меньшими, чем ее половина. На междустрочное расстояние влияет смысловая акцентировка).
Любая шрифтовая надпись требует предварительной разметки, построения и компоновки.
1. Определяем формат и полезное "картинное" поле для'текста (поле внизу несколько шире, чем по краям
2. Продумываем и определяем вид композиции текста
3. устанавливаем количество строк и количество букв в строке, наметив вспомогательные линии общей разметки
4. рассчитываем расстояние между строками, словами, длину и высоту строк:
5. размечаем модульную сетку .6. для каждой строки проводим вспомогательные линии высоты, а в модульной сетке срединную линию.
 Совмещение одинаковых элементов в разных буквах дает возможность проверить правильность построения шрифта. Интервал между словами в строке не должен превышать ширину буквы О.
Уменьшая межбуквенный пробел, находим пробелы между буквами с округлыми, наклонными и горизонтальными штрихами.
- Получившаяся длина строки, как правило, расходится с заданной длиной.
- Изменяя размер пробела, снова начинаем разметку, пока не получим нужную длину строки.
- Междустрочное расстояние не ложно быть большими, чем высота строки, и меньшими, чем ее половина. На междустрочное расстояние влияет смысловая акцентировка.
Для каждой строки проводим вспомогательные линии, определяющие высоту строки и срединные линии для средних элементов букв.
Размещение текста. Оформителю всегда приходится размещать текст в тех или иных границах, зависящих от размера листа или длины строки. Это можно сделать двумя способами.
Способ проб. Предварительно текст набрасывается карандашом на листе в отведенных для него пределах. В процессе работы стараются сделать пробелы между буквами на глаз одинаковыми. Этот способ всегда дает хороший результат при достаточном навыке.
Способ расчета дает худшие результаты (так как не учитывает особенностей рисунка букв и нарушает зрительную равномерность пробелов между ними), но экономит много времени, что очень важно для простых работ (афиша, призыв и т.д.). Его удобнее применять при размещении рубленого и других упрощенных шрифтов.
Мы применим эти знания в нашей практической работе.
2.4. Демонстрация трудовых приемов и операций. Формирование ориентировочных основ действий.
1.Выполнить расчет букв и межбуквенных расстояний и слов.
2. Выполнить разметку строк.
3. Выполнить разметку букв.
4.Выполнить слова тушью.
2.5. Постановка производственной задачи перед обучающимися.
Перенести слов с картона на формат.
Выполнить написание слов.
2.6.Обозначение критериев оценки выполнения работы.
Пропорциональные соотношения букв;
Правильность начертания;
Чистота и аккуратность;
Правильность соотношения межстрочных и межбуквенных расстояний;
3. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж.
Во время самостоятельной выполняю обход рабочих мест с целью проверки выполнения правил по организации рабочего места. А также обход рабочих мест с целью контроля правильного выполнения задания и рабочих приемов.
И обход рабочих мест с целью своевременного выявления ошибок по уходу выполнения задания.
4. Заключительный инструктаж.
4.1. Подведение итогов занятия. Проверка и оценка работ
Анализ работ совместно с учащимися по следующим критериям:
Пропорциональные соотношения букв;
Правильность начертания;
Чистота и аккуратность;
Правильность соотношения межстрочных и межбуквенных расстояний;
4.2. Отметить удачные работы. Указать характерные ошибки.
4.3. Анализ производственной дисциплины и соблюдения ТБ.
4.4 Объявление темы следующего урока. Асимметричная шрифтовая композиция.
Задание на дом. Выполнить написание надписей тематического содержания.
-формат А4.
Спасибо за внимание!
5. Уборка рабочих мест
Тема программы учебной практики: ПМ.02 Выполнение шрифтовых работ. «ТЕМА № 2.2 Выполнение надписей».
Тема урока: «Выполнение надписей с помощью трафаретов и шаблонов. Инструменты и приспособления. Заточка инструмента и правила хранения. Разметка и вырезание трафаретов различных видов шрифтов».
Цели урока:
Дидактическая:
-изучить способы заточки инструмента и правила хранения;
- изучить способы расчета и разметка и вырезания трафаретов различных видов шрифтов;
-изучить инструменты и приспособления для изготовления трафарета;
-изучить способы выполнения надписей с помощью трафаретов и шаблонов;
- формировать навыки выполнения шрифтовых работ.
Развивающая:
- развивать познавательные способности, расширять кругозор;
-развивать глазомер;
- умение пользоваться инструментами и приспособлениями.
Воспитательная:
- воспитывать эстетический вкус.
- воспитывать внимательность, аккуратность, при выполнении шрифтовых работ.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.
Вид урока: практикум.
Методы обучения: словесный, наглядны, практический.
Оборудование:
- для мастера: образцы работ, инструменты и приспособления для изготовления трафарета, плакат « Трафарет»;
- для учащихся: тетрадь ручка, инструменты и приспособления для изготовления трафарета, формат 3-3шт., картон, гуашь, кисти, губка.
Межпредметные связи: шрифтовые работы, математика, черчение.
Общее время на изучение темы: 6 часов.
Организация и ход урока:
1. Организационный момент.
1.1. Наличие присутствующих на уроке, готовность к уроку.
1.2. Осмотр внешнего вида, рабочей одежды.
2. Вводный инструктаж.
2.1. Сообщение темы и целей урока.
2.2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос).
2.3. Объяснение нового материала.
2.4. Демонстрация трудовых приемов и операций. Формирование ориентировочных основ действий.
2.5. Постановка производственной задачи перед обучающимися.
2.6.Обозначение критериев оценки выполнения работы.
3. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж.
3.1. Обход рабочих мест с целью проверки выполнения правил по организации рабочего места.
3.2. Обход рабочих мест с целью контроля правильного выполнения заданий и рабочих приемов.
3.3. Обход рабочих мест с целью своевременного выявления ошибок по уходу выполнения задания.
3.4.Обход рабочих мест с целью контроля за завершением работ и подготовки к заключительному инструктажу.
4. Заключительный инструктаж.
4.1. Подведение итогов занятия.
4.2. Отметить удачные работы.
4.3. Анализ производственной дисциплины и соблюдения ТБ.
4.4 Объявление темы следующего урока. Задание на дом.
5. Уборка рабочих мест
Тема программы учебной практики: ПМ.02 Выполнение шрифтовых работ. «№ 2.2 Выполнение надписей»
Тема урока: «Выполнение декоративных элементов с помощью трафаретов и шаблонов. Разметка и вырезание трафаретов».
Цели урока:
Дидактическая:
-изучить виды декоративных элементов;
- изучить способы расчета и разметка и вырезания трафаретов различных декоративных элементов;
-изучить выполнение декоративных элементов с помощью трафаретов и шаблонов;
- формировать навыки выполнения шрифтовых работ.
Развивающая:
- развивать познавательные способности, расширять кругозор;
-развивать глазомер;
- умение пользоваться инструментами и приспособлениями.
Воспитательная:
- воспитывать эстетический вкус.
- воспитывать внимательность, аккуратность, при выполнении шрифтовых работ.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.
Вид урока: практикум.
Методы обучения: словесный, наглядны, практический.
Оборудование:
- для мастера: образцы работ, инструменты и приспособления для изготовления трафарета, плакат « Трафарет»;
- для учащихся: тетрадь ручка, инструменты и приспособления для изготовления трафарета, формат 3-3шт., картон, гуашь, кисти, губка.
Межпредметные связи: шрифтовые работы, математика, черчение.
Общее время на изучение темы: 6 часов.
Организация и ход урока:
1. Организационный момент.
1.1. Наличие присутствующих на уроке, готовность к уроку.
1.2. Осмотр внешнего вида, рабочей одежды.
2. Вводный инструктаж.
2.1. Сообщение темы и целей урока.
2.2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос).
2.3. Объяснение нового материала.
2.4. Демонстрация трудовых приемов и операций. Формирование ориентировочных основ действий.
2.5. Постановка производственной задачи перед обучающимися.
2.6.Обозначение критериев оценки выполнения работы.
3. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж.
3.1. Обход рабочих мест с целью проверки выполнения правил по организации рабочего места.
3.2. Обход рабочих мест с целью контроля правильного выполнения заданий и рабочих приемов.
3.3. Обход рабочих мест с целью своевременного выявления ошибок по уходу выполнения задания.
3.4.Обход рабочих мест с целью контроля за завершением работ и подготовки к заключительному инструктажу.
4. Заключительный инструктаж.
4.1. Подведение итогов занятия.
4.2. Отметить удачные работы.
4.3. Анализ производственной дисциплины и соблюдения ТБ.
4.4 Объявление темы следующего урока. Задание на дом.
5. Уборка рабочих мест
Тема программы учебной практики: ПМ.02 Выполнение шрифтовых работ. «ТЕМА № 2.2 Выполнение надписей»
Тема урока: «Выполнение заставок с помощью трафаретов и шаблонов. Разметка и вырезание трафаретов».
Цели урока:
Дидактическая:
-изучить виды декоративных заставок;
- изучить способы расчета и разметка и вырезания трафаретов различных декоративных заставок;
-изучить выполнение декоративных заставок с помощью трафаретов и шаблонов;
- формировать навыки выполнения шрифтовых работ.
Развивающая:
- развивать познавательные способности, расширять кругозор;
-развивать глазомер;
- умение пользоваться инструментами и приспособлениями.
Воспитательная:
- воспитывать эстетический вкус.
- воспитывать внимательность, аккуратность, при выполнении шрифтовых работ.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.
Вид урока: практикум.
Методы обучения: словесный, наглядны, практический.
Оборудование:
- для мастера: образцы работ, инструменты и приспособления для изготовления трафарета, плакат « Трафарет»;
- для учащихся: тетрадь ручка, инструменты и приспособления для изготовления трафарета, формат 3-3шт., картон, гуашь, кисти, губка.
Межпредметные связи: шрифтовые работы, математика, черчение.
Общее время на изучение темы: 6 часов.
Организация и ход урока:
1. Организационный момент.
1.1. Наличие присутствующих на уроке, готовность к уроку.
1.2. Осмотр внешнего вида, рабочей одежды.
2. Вводный инструктаж.
2.1. Сообщение темы и целей урока.
2.2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос).
2.3. Объяснение нового материала.
2.4. Демонстрация трудовых приемов и операций. Формирование ориентировочных основ действий.
2.5. Постановка производственной задачи перед обучающимися.
2.6.Обозначение критериев оценки выполнения работы.
3. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж.
3.1. Обход рабочих мест с целью проверки выполнения правил по организации рабочего места.
3.2. Обход рабочих мест с целью контроля правильного выполнения заданий и рабочих приемов.
3.3. Обход рабочих мест с целью своевременного выявления ошибок по уходу выполнения задания.
3.4.Обход рабочих мест с целью контроля за завершением работ и подготовки к заключительному инструктажу.
4. Заключительный инструктаж.
4.1. Подведение итогов занятия.
4.2. Отметить удачные работы.
4.3. Анализ производственной дисциплины и соблюдения ТБ.
4.4 Объявление темы следующего урока. Задание на дом.
5. Уборка рабочих мест