Программа психологического сопровождения детей с ОВЗ образовательного процесса педагога – психолога


«Утверждаю»
Директор школы - интерната:
______________ Подповетная Л.П.
ПРОГРАММА
психологического сопровождения образовательного процесса
педагога – психолога Касаткиной Ирины Леонидовны
КОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида»
на 2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Сопровождение образовательного процесса рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процессе.
Цель программы: содействие психическому и личностному развитию детей с ограниченными возможностями, их психолого-педагогическая реабилитация с учётом основных особенностей, коррекция имеющихся у учащихся недостатков.
Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей «группы риска», следующие:
содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; 
профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; 
содействие развитию готовности обучающихся к жизненному и профессиональному самоопределению;
развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов;
профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем.
Содержание программы
Программа адресована педагогам, обучающимся и их родителям.
Формы и методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:
Беседа
Лекция
Круглый стол
Практические занятия с элементами тренинга
Тестирование
Ролевые и психотехнические игры
Арт-терапия
Песочная терапия
Основные направления деятельности педагога – психолога:
1. Диагностическая работа;
2. Коррекционно - развивающая работа;
3. Консультативная работа;
4.Профилактическая и просветительская работа;
5. Организационно - методическая работа.
Ожидаемые результаты. Предполагается, что в результате реализации программы у участников образовательного процесса повысится уровень психологической компетенции. Детям, педагогам, родителям, имеющим проблемы в организации обучения, воспитания и социализации, будет оказана необходимая психологическая помощь, психологическая поддержка.
1. Психологическая диагностика.
Педагог-психолог – это, прежде всего посредник между обучающимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.
Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.
Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, обучающимися), проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.
Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в школе.
Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:
Подготовительный этап, включающий в себя:– изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;– составление плана и стратегии исследования;– выбор методического материала.
Проведение исследования.
Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.
Составление рекомендаций для педагогического коллектива и разработка коррекционно-развивающих программ.
Предлагается диагностика по следующим параметрам
обучающихся:
исследование познавательной сферы;
оценка уровня тревожности;
исследование личностных особенностей;
уровень самооценки;
измерение мотивации достижения;
акцентуации личности;
профориентационные тесты;
педагогов:
оценка психологического климата в педколлективе;
выявление типологических особенностей личности;
оценка профессиональной направленности личности;

родителей:
изучение родительско-детских отношений;
стиль воспитания.
2. Коррекционно-развивающая деятельность.
Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности. Так как психологу часто приводят детей, числящихся неуспевающими в школе, неудовлетворенные своим положением в семье и в среде сверстников, с внутренним психологическим конфликтом. С этими учащимися проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:
оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха;
формирование новой позитивной «Я – концепции»;
помощь в осознании своих возможностей, делающих реально достижимой «Я – концепцию».
Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и обучающихся.
Развивающая работа с обучающимися осуществляется с помощью специально разработанных программ в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.
Психогимнастика, групповые дискуссии, используются проективные методы.
Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития. Развивающие занятия с педагогами составляются в соответствии с индивидуальными особенностями педагогических коллективов и индивидуальных запросов самих педагогов.
3. Психологическое консультирование. Данная форма носит диагностический, стимулирующий и рекомендательный характер. Консультируемые – это обучающиеся, педагоги, родители. В процессе консультирования оказывается помощь в решении проблемы человека, которую он не в состоянии разрешить самостоятельно. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.
Консультирование осуществляется в форме
- индивидуального консультирования педагогов по проблемам воспитания и обучения обучающихся, в разрешении личностных трудностей, по итогам психодиагностики;
- индивидуального и группового консультирования обучающихся, в ходе которого разрешаются возрастные проблемы;
- индивидуального и группового консультирования родителей, в ходе которого психолог оказывает помощь в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
Психологическое просвещение. Ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний участниками образовательного процесса. Приоритетной в этом направлении является работа с педагогами и родителями обучающихся. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр. Для данной работы приглашаются и другие специалисты.
Тематика родительских собраний определяется базовыми задачами на каждом возрастном периоде.
При работе с педагогами психолог организует цикл тематических занятий, учитывая ситуации, «запускающие» данный вид деятельности:
информирование педагогов на педсоветах о результатах психодиагностической работы;
плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах;
возникновение педагогической проблемы, требующей для своего разрешения психологической компетентности педагогов.
Циклограмма рабочего времени
Вид
Деятельности
Дни
недели
дата, часы Диагностическая работа Коррекционно-развивающая работа Консультационная
работа Профилактическая
работа Просветительская
работа Организационно-методическая работа
Понедельник
2 ч 1 ч 2 ч 1 ч
Вторник 2 ч 2 ч 1ч 1ч Среда 8 ч
Четверг 1 ч 2 ч 2 ч 1 ч Пятница
2 ч 1 ч 2 ч 1 ч
Суббота 3 ч 1 ч

Перспективный план работы педагога-психолога на 2015-2016 учебный год.
№ п/п Направления и мероприятия работы Сроки Предполагаемый результат
Организационно-методическая работа
Планирование работы на учебный год Август Формирование методической базы для деятельности педагога-психолога
Расширение картотеки диагностической методики, комплектование инструментария Сентябрь Формирование методической базы для деятельности педагога-психолога
Расширение материально-технической базы для игровой, арт-терапии, песочной терапии. В течение года Создание базы для терапевтических занятий
Разработка карты наблюдения за обучающимися 1 класса Сентябрь Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога
Разработка карты наблюдения за обучающимися 5 класса Сентябрь Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога
Подбор материала для проведения родительских собраний и консультаций, для коррекционной и развивающей работы, для консультации учителей, обучающихся, родителей. В течение года Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога,
формирование методической базы для деятельности педагога-психолога
Планирование совместных действий классных руководителей и педагога-психолога. Сентябрь, январь Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога
Разработка программы по работе с «трудными» подростками. Сентябрь Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога
Повышение психологических знаний через:
а) обмен опытом с коллегами
б) изучение специальной литературы
В течение учебного года Повышение уровня профессиональной компетентности педагога-психолога
Диагностическая работа
Работа с обучающимися
Диагностика склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел
(в онлайн режиме) Сентябрь Выявление склонности к отклоняющему поведению, организация профилактической работы.
Исследование уровня адаптации первоклассников:
- наблюдение
- проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» «Рукавичка»
Октябрь
Апрель Выявление обучающихся с признаками дезадаптации. Рекомендации.
Исследование уровня адаптации пятиклассников:
- «Тест школьной тревожности Филлипса»
- «Анкета мотивации при переходе в основную школу»
- «Цветовой тест Люшера» Октябрь
Апрель Выявление обучающихся с признаками дезадаптацииДиагностика уровня тревожности
«Тест школьной тревожности Филлипса» 6-8 кл. Ноябрь Выявление обучающихся с высоким уровнем тревожности
Исследование профессиональных интересов, намерений и профессиональных мотивов обучающихся:
- «Определение склонностей к типам профессий» Е.А. Климов
- «Типы личности» Д. ГолландМарт Оказание помощи в профессиональном самоопределении
Групповая диагностика первоклассников:
- «Тест К. Йиерасека»
- методика «Бусы» Сентябрь
Май Выявление уровня знаний детей в школе. Рекомендации родителям по развитию когнитивных способностей ребенка.
Индивидуальная диагностика детей «группы риска»:
- «Шкала тревожности»
- опросник Басса-Дарки
( диагностика состояния агрессивности у подростков)
- тест-опросник Шмишека (выявление акцентуаций у подростка) В течение учебного года Организация коррекционной работы. Рекомендации по взаимодействию с подростками.
Индивидуальная и групповая диагностическая работа с обучающимися по запросу педагогов, администрации школы, родителей В течение учебного года Оказание психологической помощи в учебно-воспитательном процессе.
Диагностика (выявление причин девиантного поведения).
Опросник Айзенка выявление индивидуально-психологических особенностей детей;
Тест школьной тревожности Филлипса;
Методика Р.Жиля взаимоотношения в семье;
методика А.Орёл выявление отклоняющего поведения;
проективная методика «Кактус», «Под дождём», «Мой класс». В течение учебного года Снижение тревожности, рекомендации.
Уровень воспитанности обучающихся по методике В.П.Капустиной. (1-9 кл) Декабрь Мониторинг воспитанности, профилактическая работа.
Работа с педагогами
Выявление затруднений в деятельности педагогов школы В течение учебного года Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи
Исследование педагогического коллектива на уровень психологического выгорания Март Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи
Анкетирование к родительским собраниям, педагогическим советам . В течение учебного года Координация взаимодействия семьи и школы
Работа с родителями
Диагностика детско-родительских отношений по запросам В течение учебного года Координация взаимодействия семьи и школы
Анкетирование к родительским собраниям «Стили воспитания» В течение учебного года Координация взаимодействия семьи и школы
Психологическое консультирование
1 Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей По мере обращения Рекомендации. Повышение уровня психологической компетентности учителей
2 Консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ, детей-инвалидов. По мере обращения Повышение уровня психологической компетентности родителей
3 Групповые консультации для родителей в соответствии с возникновением психоло-педагогических затруднений и запросам администрации школы По мере обращения Повышение уровня психологической компетентности родителей
4 Консультирование педагогов 1-х и 5-х классов по проблеме адаптации По мере обращения Создание комфортных психологических условий для обучающихся
5 Консультации учителей и обучающихся по результатам диагностики. По плану работы Рекомендации. Повышение уровня психологической компетентности педагога
6 Участие в пед.консилиумах .
1 раз в четверть Разработка индивидуальных программ. Рекомендации.
7 Участие в родительских собраниях.
По плану Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей.
Психологическая коррекция
11 Индивидуальнна коррекционная работа с обучающимися (по результатам психодиагностики и запросу педагогов) По мере обращения Нормализация психологического здоровья обучающихся
Групповая коррекционная работа с обучающимися По мере обращения Нормализация психологического здоровья обучающихся
Разработка и апробация коррекционно-развивающих занятий с обучающимися начальной школы, имеющих проблемы в поведении Декабрь Создание методической базы. Нормализация психологического здоровья обучающихся
Коррекционные занятия с обучающимися начальной школы по формированию произвольной регуляции поведения
По мере обращения Улучшение психологического здоровья
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ОВЗ, дети-инвалиды. В течение учебного года Улучшение психологического здоровья
Тренинги,игры, практикумы с обучающимися по запросам классных руководителей
Проведение блока коррекционных занятий . В течение учебного года Улучшение психологического здоровья
Блок занятияй«Я в этом мире» с учащимися «группы риска» В течение учебного года Коррекция поведения обучающихся.
Групповая и индивидуальная работа по профессиональному самоопределению учащихся 9 класса. «Дорога в страну профессий». Апрель
Май Оказать социально–педагогическую и психологическую помощь и поддержку учащимся в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения.
Занятия в тёмной сенсорной комнате. В течение учебного года Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизация функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды.
Снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье  детей с ОВЗ детей-инвалидов.
Психологическая профилактика и просвещение
Выявление обучающихся, нуждающихся в психологической помощи В течение учебного года Сохранение психологического здоровья детей
Единый классный час «Урок доверия» 9 кл.
«Выход всегда есть» сентябрь Информирование детей, помощь в трудной жизненной ситуации по детскому телефону доверия.
Профилактика отклоняющегося поведения: проведение занятий с обучающимися «группы риска» В течение учебного года Сохранение психологического здоровья детей, профилактика девиантного поведения
Профориентационная работа с обучающимися 9 кл.
- профориентационные консультации
- курс занятий для обучающихся 9 класса по программе «Путь к профессии» В течение учебного года Профессиональное самоопределение старшеклассников
Выпуск буклетов, памяток. «Стили воспитания». «Откуда берется агрессия у детей?» Март
Январь Коррекции нарушений в детско-родительских отношениях
Практические занятия по психологической подготовке к экзаменам в 9 кл. Февраль-апрель Психологическая подготовка выпускников к сдаче экзаменов
Психологическое просвещение (выступление на заседаниях педагогического совета, МО, семинарах)
Выступление на педагогическом совете с темой «Здоровая детская сексуальность, пути коррекции поведения».
Выступление на МО учителей
«Особенности детей с синдромом Дауна».
Проведение семинара среди учителей
«Коррекционная работа с с обучающими с ограниченными возможностями здоровья». По плану
Январь
Ноябрь
Март Повышение психологической грамотности и развитие психологической культуры
Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога. Оказание методической помощи.
Размещение информации (презентации, фотоальбомы, разработки мероприятий, буклеты) на школьном сайте, личном сайте.
Раз в месяц Обмен опыта.
Мини сайт педагогов -психологов
nsportal.ruПроведение «Недели психологии» в школе.
Ноябрь Активное участие все участников образовательного процесса.
Участие в семинарах и вебинарах центра психолого-педагогической поддержки детей г. Воронеж.
В течение учебного года Обмен опыта. Просвещение.
Участие в совещаниях при директоре школы по возникшим проблемам, связанных с девиантным поведением обучающихся.
По запросам Профилактическая работа. Защита прав ребенка.
Акция к дню инвалида «От сердца к сердцу» 1-9 кл.

Декабрь Формирование навыков сострадания. сочувствия. сопереживания.
Экспертная работа
Обработка и анализ диагностических исследований В течение учебного года Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога Разработка рекомендаций, консультации по итогам диагностических исследований
Оценка результатов коррекционной и развивающей работы В течение учебного года Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога
Участие в заседании совета по профилактике В течение учебного года Координация взаимодействия педагогов и педагога-психолога
6 Психологический анализ урока по запросу администрации
В течение учебного года Психологическая экспертиза профессиональной деятельности учителя
7 Заседание школьного консилиума ПМПК, районной ТПМПК. Заключения, форма обучения, маршрут образовательный, ИПР.
Инновационная деятельность
1 Внедрение интерактивных форм психопрофилактики и психокоррекции.
В течение учебного года 2 Практическое использование новых методик и форм работы с обучающимися, родителями и педагогами.
По плану Совместно с педагогами, родителями находить наиболее эффективные приемы и методы в решении различных ситуаций, с учетом возрастных особенностей детей.
3 Работа сенсорной комнаты, разработка новых занятий, и использованием интернет –ресурсов.
В течение учебного года улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.
4 Разработка метода песочной терапии для коррекции тревожности и агрессии у обучающихся начальной школы.
В течение учебного года Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы
Педагог-психолог: Касаткина И.Л.