Активные методы обучения как эффективный инструмент изучения специальных дисциплин


Абдрахманова Айслу Муратовна,
преподаватель специальных дисциплин
Политехнического колледжа
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
 
Разгадывая секрет успеха управленцев, стоит смотреть не на решение,
а на способ, который позволил к нему прийти
Джастин Менкес
Проблема удовлетворения потребностей общества в высококвалифицированных специалистах сегодня очень актуальна для нашей страны. Высокие темпы развития экономики нашего государства, современные требования рынка труда, стремительно растущий объем информации приводят к постоянно меняющимся требованиям подготовки специалистов, не только обладающих качественными знаниями, способных самостоятельно решать сложные профессионально-производственные проблемы, но и готовых к непрерывному личностному и профессиональному развитию.
Одним из направлений учебно-познавательной деятельности способствующих подготовке таких специалистов являются активные методы обучения, позволяющие усваивать и закреплять знания на практике, перерабатывать информацию, приобретать навыки и умения.
Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном - эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации студентов рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности проявляется на занятии.
Наиболее часто используется классификация методов активного обучения, в которой различают имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным. Это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.
Применение тех или иных методов не является самоцелью. Следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например, разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.
Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.
Одним из методов включения студентов в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования является проектная деятельность. Проект является большой самостоятельной частью подготовки конкурентоспособного специалиста и имеет своей целью - систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплинам, применение этих знаний при решении конкретных научных, научно-методических задач и задач, стоящих перед образовательным учреждением. Проектная деятельность позволяет совершенствовать формы и методы самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов; помогает определить степень подготовленности выпускника к профессиональной деятельности. Участвуя в проектной деятельности, студенты демонстрируют знание и владение основными исследовательскими методами (сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем); учатся выдвигать гипотезы, владеть компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации, учатся работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой; интегрируют ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач. Другой имитационный метод в образовании - кейс-стади - берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.
Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности.
В настоящее время в процессе обучения активно используются неимитационные методы, такие как лекции, семинары, дискуссии, коллективная мыслительная деятельность. Наиболее разработанной является такая форма обучения как лекция (лекция – дискуссия, лекция-беседа, лекция с разбором конкретных ситуаций, проблемная лекция, лекция - визуализация, лекция - пресс-конференция). Каждая из форм имеет свои положительные и отрицательные стороны. При этом, успешность лекции во многом зависит от эффективности взаимодействия преподавателя и студентов.
Проблемная лекция имеет место при возникновении проблемной ситуация после обнаружения противоречий в исходных данных учебной проблемы.
Подготовка лекции-визуализации преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.).
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс.
Эффективность применения активных методов при изучении специальных дисциплин зависит от таких факторов, как:
подготовка (информированность и компетентность) студента по предложенной проблеме;
семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми участниками занятия);
высокий профессионализм преподавателя, хорошее знание им материала в рамках учебной программы;
речевая культура и, в частности, свободное и грамотное владение профессиональной терминологией;
коммуникабельность, а точнее - коммуникативные умения, позволяющие преподавателю найти подход к каждому студенту, заинтересовано и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на них, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт; умение быть объективным;
умение анализировать и корректировать ход занятия.
Интерактивный формат обучения, оптимальное сочетание разнообразных форм, стратегий, методов и приемов обучения и оценивания, практико-ориентированный характер учебных заданий, актуальное содержание обеспечивает вовлеченность каждого обучающегося в учебный процесс. Активное взаимодействие и взаимообучение создает атмосферу сотрудничества, сотворчества. Постоянная саморефлексия, организованный процесс само- и взаимооценивания во время обучения способствует формированию единых профессиональных ценностей и целей, осмыслению собственной роли в принятии решений.
Применение активных методов обеспечило достижение следующих результатов:
вовлечение обучающихся в процесс работы во время обучения – приглашение со стороны работодателей на работу;
высокая оценка качества знаний со стороны работодателей во время итоговой государственной аттестации студентов;
высокая оценка со стороны работодателей во время прохождения студентами производственной практики - отмечается четкая интеграция усвоенного материала в их профессиональную деятельность на уровне понимания и определения места и способа применения усвоенного материала;
высокие показатели при независимой оценке качества знаний по преподаваемым дисциплинам (99% качество, 100% успеваемость);
средний балл по итоговой государственной аттестации студентов – 4,4 (2013-2016гг.);
высокий процент трудоустройства и продолжения обучения по специальности в ВУЗах как Казахстана, так и за границей;
приглашение студентов для участия в проведении мероприятий города (экскурсоводами, менеджерами, официантами и т.д.).
Полагаю это хорошим достигнутым результатом.
Остался позади век промышленности, век информации диктует свои правила. Возникает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту, самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Необходимы новые методы и подходы в обучении, которые могли научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию.
Происходящее в рамках модернизации технического и профессионального образования в Казахстане вовлечение бизнеса и предприятий в образовательный процесс определяет необходимость подготовки высококвалифицированных практико-ориентированных работниках, способных реализовывать широкий спектр производственных функций.
Хочется отметить, что активные методы обучения способствуют в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности обучающихся. К тому же практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний, а проведение учебных занятий экономических дисциплин с использованием активных методов повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями и находит эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Общение происходит на деловой основе. Развиваются творческие и коммуникативные способности. Активные методы обучения применяются в комплексе с традиционными методами, охватывают все виды аудиторных занятий со студентами.
Таким образом, можно сделать вывод, что активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Развиваются творческие способности, устная речь учащихся, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление.
Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.
Литература
Газизова Г.М. «Использование методов интерактивного обучения как фактор успешного овладения студентами профессиональными компетенциями». //Труды МЭЛИ: Электронный журнал – 2008, №7, с.8.
Матюшкин А.М. Проблемы развития профессионально-теоретического мышления. М., 1980
Смолкин А.М.Методы активного обучения. М., 1991г.
http://cyberleninka.ru/