Интеграционная модель развития образовательной организации как средство достижения новых образовательных результатов учащихся.


Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Куркинский районный Центр внешкольной работы»
Выступление
на районной августовской
педагогической конференции
на тему:
«Интеграционная модель развития образовательной организации дополнительного образования как средство достижения новых образовательных результатов учащихся»
Подготовила
методист МКОУДО
«Куркинский районный ЦВР»Андронкина Елена Владимировна
25.08.2016 г.
Дополнительное образование – это ключевое звено в системе образования, т.к. именно в дополнительном учреждении имеются наиболее оптимальные возможности для формирования юного гражданина, его социализации и профессионального самоопределения, развития творческих способностей и приобщение к культурным ценностям.
Сегодня происходит интеграция учреждений общего и дополнительного образования, которая становится одним из механизмов модернизации общего образования за счет использования потенциала дополнительного образования детей.
Интеграция дополнительного и общего образования позволит наиболее полноценно решать такие задачи, как:
духовно-нравственое воспитание и развитие личности учащихся, формирование гражданской и культурной идентичности, подготовки к осознанному выбору к деятельности и будущей профессии, успешной социализации;
развитие современной системы непрерывного образования в условиях информационного общества и инновационной экономики;
обеспечение доступности качественного общего и дополнительного образования, его соответствие запросам детей, их семей, особенностям специфичесих групп учащихся;
реализация Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения.
Проанализировав возможности сложившейся в ЦВР системы дополнительного образования, выявлен большой потенциал учреждения в развитии способностей учащихся. Данной системе свойственна открытость, мобильность, гибкость. Это позволяет ей быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, выбор родителей значимых для них целей образования, обеспечить индивидуальный маршрут обучения каждого ребенка. Также существует социальный заказ на дополнительные образовательные программы, реализуемые педагогами дополнительного образования в МКОУДО «Куркинский районный ЦВР». В плане содержания интегрированной модели общего и дополнительного образования особо ценными и актуальными являются программы, направленные на развитие духовно-нравственных качеств личности и приобщение детей к культуре своего народа.
Основные направления деятельности ЦВР по формированию взаимодействия с учреждениями общего образования:
- духовно-нравственное воспитание, направленное на формирование активной жизненной позиции, осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей. Формирование у детей и подростков чувства ответственности за свои поступки; уважения и гордости за свою Родину и свой народ.
-художественно-эстетическое воспитание, предусматривающее активизацию творческих возможностей детей и способствующее их самореализации среди сверстников;
- здоровьесберегающее, направленное на формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни, негативного отношения к вредным привычкам.- профориентационное и трудовое воспитание осуществляется через расширение и закрепление представлений подростков о профессиях; формирования навыков самообслуживания и выполнения трудовых поручений.
На базе МКОУДО «Куркинский районный ЦВР» разработана и успешно реализуется программа «Духовно-нравственное воспитание». Главной целью организации и реализации образовательного процесса в социально-педагогическом пространстве ЦВР является формирование личности, образованной и воспитанной на принципах гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Ежегодно в данном направлении совместно с образовательными учреждениями района и отделом образования АМО Куркинский район проходят такие мероприятия, как «Краеведческая конференция», где дети изучают историю родного края и делятся своими исследованиями; муниципальный этап Всероссийской акции «Я гражданин России», муниципальный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», муниципальный конкурс творческих работ обучающихся «Благодатный отрок», посвященный Дню православной книги; районный экологический марафон «Зеленая планета – 2016», районный конкурс лидеров и руководителей ДОО «Лидер XXI века»; районный конкурс «Моя будущая профессия»»; районный конкурс на лучший плакат, рисунок антинаркотической тематики среди школьников; районная выставка изобразительного и декоративно-прикладного творчества учащихся «Майская радуга»; районный конкурс детских хореографических коллективов, хоров и юных вокалистов «Музыкальная весна»; XVII районный слет детских общественных объединений Куркинского района и другие. На всех мероприятиях районного уровня выявляются победители в разных номинациях, а лучшие работы отправляются на мероприятия областного уровня.
Интеграцию с образовательными учреждениями ЦВР ведет в трех направлениях.
1.Образовательное взаимодействие:
-вместе мы выявляем интересы детей и раскрываем их способности дарования.
-помогаем им самоопределяться;
- те знания, которые ребенок получает в школе, педагоги центра расширяют и углубляют, закрепляют в творческой и практической деятельности.
2 .Информационно - методическое взаимодействие.
Сложность в определении воспитательного процесса, на сегодняшний день заключается в том, что существует много приоритетных направлений в работе. Краеведение, духовно- нравственное воспитание, патриотическое - чему оказать предпочтение, соединить ли их все вместе в одной программе, какой возраст вовлечь в тот или иной вид деятельности - на помощь в решении этих вопросов приходит МКУ «Центр обеспечения информационно-методической деятельности системы образования МО Куркинский район»:
- проводятся семинары старших вожатых и заместителей директоров по воспитательной работе.
- семинары воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
-уроки досуга и творческого мастерства; презентации педагогического опыта.
В центре внешкольной работы:
- создан банк педагогической информации Центра;
- работает консультативный пункт, систематически проводятся методические выставки;
- изучается, апробируется и обобщается опыт педагогической работы;
- собран банк здоровья, банк методических разработок по разным направлениям детей и учителей;
- накоплен опыт работы с Детскими Общественными Организациями.
3. Взаимодействие в организации разумной досуговой деятельности школьников : интеллектуально - познавательные мероприятия, спортивно - оздоровительные мероприятия, фестивали, праздники, конкурсы, смотры, шоу - программы, акции, концертная деятельность, лектории , диспуты, малые формы работы.
Формы взаимодействия ЦВР с ОУ: занятия в рамках дополнительных образовательных программ, тематические консультации педагогов по вопросам организации внешкольной деятельности, совместные праздники, социально-значимые акции, экскурсии, волонтерское движение, организация каникулярного отдыха детей и участия в профильных сменах палаточного лагеря «Лидер», воспитательные мероприятия: фестивали, конкурсы, смотры, выставки, соревнования, спортивные турниры, массовые досуговые и праздничные программы.МКОУДО «Куркинский районный ЦВР», опираясь на практику взаимодействия общего и дополнительного образования, способствует развитию у детей ключевых компетенций современного человека:
информационной: (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблемы);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность).
Важно создавать условия перехода от результатов обучения и воспитания к комплексным образовательным и социально-педагогическим результатам, от простых технологий занятий к интегрированным технологиям. Педагоги дополнительного образования чаще всего определяют интегрированные цели обучения: учебно-воспитательные, учебно-развивающие или образовательные цели, которые являются более сложными интегрированными вариантами объединения целей обучения, воспитания и развития.
Критериями оценки будут являться стабильно позитивные учебные результаты детей, их творческие достижения, степень освоения ими новых видов деятельности, социальных ролей, уровень творческой активности, динамика личностного развития ребенка, его успешности в деятельности и образовательном процессе и т.д.
Алгоритм взаимодействия МКОУДО «Куркинский районный ЦВР» с ОУ:
педагог, реализующий программ, при поддержке администрации выходит на общеобразовательное учреждение и предлагает услуги по дополнительному образованию детей (работа с заместителями директора по УВР, классными руководителями, родителями);
если данные дополнительные образовательные услуги востребованы, и дети хотят их получать, то, как правило, происходит набор групп в объединение. (Большой спрос у девочек на объединения художественно-эстетической направленности (хореографическое, художественная гимнастика, вокал), у мальчиков - на объединения физкультурно-спортивной направленности).
МКОУДО «Куркинский районный ЦВР» заключает договор с ОУ, в котором прописывает программы (или объединения), на которые будт проходить организованные группы детей.
В рамках интеграции проводятся занятия по данной дополнительной образовательной программе, тематические консультации педагогов, совместная воспитательная работа (по тем формам, которые предлагает дополнительная образовательная программа – праздничные игровые программы, концерты, викторины, экскурсии, акции, волонтерское движение, учебно-исследовательская деятельность и т.д.) Также могут разрабатываться совместные со школой и классными руководителями планы по воспитательной работе.
Помимо образовательных учреждений, вместе с разными учрежениями и организациями, ЦВР создает в социуме пространство взаимодействия, которое обладает большей насыщенностью, чем каждое отдельно взятое учреждение. Более того, в рамках этого пространства создаются условия для разных вариантов развития ребенка в зависимости от его возможностей и интересов:
по здоровьесберегающему направлению с ЦВР тесно сотрудничают такие организации, как ОП «Куркинское», прокуратура района, ГУЗ «Куркинская ЦРБ», отдел образования АМО Куркинский район;
по духовно-нравственному направлению: представители русской православной церкви на территории Куркинского района, МУК «Куркинский краеведческий музей», МКУК «Куркинская централизованная библиотечная система».
по социальному направлению: АМО Куркинский район, Центр занятости населения, отдел культуры АМО Куркинский район, КДН, сектор по делам молодежи и спорта, редакция районной газеты «Вперед».
В процессе реализации взаимодействия достигаются следующие цели:
духовно-нравственное воспитание и развитие личности учащихся;
подготовка к осознанному выбору профессии и успешная социализация;
обеспечение доступности качественного дополнительного образования;
повышения в целом статуса дополнительного образования.