Конкурсное задание Педагогический совет


Введение ФГОС 10 важных вопросов и ответов
Школьное образование, за последнее время, претерпело большие изменения. В связи с повсеместным переходом общего образования на стандарт второго поколения у учителей возникает множество вопросов.
Главный вопрос, который стоит перед учителями это, что же нового привносить в образовательный процесс стандарт второго поколения? Постараюсь ответить на этот вопрос с точки зрения молодого учителя. Во – первых, реформа в образовании назревала давно, так как в нашей стране довольно низкий уровень «образованности» населения и это связано, как раз таки с тем, что проводя уроки, руководствуясь предписаниями стандарта первого поколения учителя выдавали одну порцию знаний за другой, тем самым, не давая возможности ученику исследовательски подойти к изучению нового материала, а это очень важно для ребенка. Именно поэтому в образовательном стандарте второго поколения учитель теперь не просто повествователь материала, а человек, который направляет учащихся и становится исследователем вместе с ними. Так же федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает индивидуальный подход к каждому ученику, то есть теперь не учитель, а ученик становится главным транслятором знаний. И здесь у учителей тоже возникает вопрос, как же успеть пройти программу, если все время придется ждать, когда же ученик раскроет суть материала и закрепит его. Однако это всего лишь временные трудности, ведь задавая определенный сценарий действия, ученик, выработает у себя план «добычи» новой информации, и тем самым ему все легче и легче будет исследовать неизведанные глубины.
Немаловажным вопросом является так же и то, что стандарт второго поколения разработали и «успешно» ввели в образовательные учреждения, но кто же научит педагогов разрабатывать уроки, следуя новым рекомендациям? Конечно, главным помощником могут стать учебные пособия и курсы для учителей, однако это не всегда результативно. Если зайти в любой книжный магазин, то можно увидеть множество учебных пособий, но откуда учитель предметник может узнать какие пособия лучше, а верно ли они составлены, учтены ли там все предписания нового образовательного стандарта. Курсы для учителей не всегда информативные, потому что, как правило, проводят такие курсы такие же преподаватели, которые и сами не до конца изучили и поняли все нюансы нового образовательного стандарта, и в итоге такие курсы сводятся к очередной рекламе методических пособий. Разрешить такую ситуацию можно с помощью усовершенствования структуры проведения курсов для учителей, чтобы они были понятны и доступны, а так же возможно создать горячую линию, где можно задать вопрос разработчикам нового федерального государственного образовательного стандарта, чтобы получить ответ из первых уст.
Следующий вопрос, который интересует учителей, это способ оценивания такой новой работы учащегося на уроке. Ведь если меняется структура образования, то и реформы в средстве оценивания не избежать. Ответ на этот вопрос, как бы сказать, зависает в воздухе. В методических рекомендациях, конечно, представлены средства оценивания, но к сожалению они не являются едиными, а ведь это очень важно. Ведь если учителя будут по-разному оценивать учащихся.то вскоре будет возникать множество вопросов от родителей следующего содержания: «Почему мой ребенок, обучающийся в другой школе, получил 5 за такой перечень работы, а в вашей школе он получил за это 3?» и вопросов такого плана может возникнуть очень много. Поэтому, я считаю, что необходимо расширить границы оценок и дать подробное описание каждой из оценок.
Также перед учителями встает вопрос о том каковы механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей федерального государственного образовательного стандарта?
В качестве базы по организации внеурочной деятельности была представлена модель,
Которая, исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности включает следующие компоненты:
—  учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования и т.д.);
—  дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
—   образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
—    организацию деятельности групп продленного дня;
—    классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
—    деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
—  инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Здесь же назревает вопрос в том, а как образовательному учреждению разработать внеурочную деятельность в рамках внедрения ФГОС?
И на этот вопрос есть ответ в документе федерального государственного образовательного стандарта.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но, в первую очередь, – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только, и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания,  круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.
Однако для использования возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций образовательному учреждению целесообразно заключать договор о реализации внеурочной деятельности. При этом необходимо учитывать п. 1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03″(Постановление от 3 апреля 2003 г. № 27) о наполняемости групп.
Образовательное учреждение может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельность и в каникулярное время в рамках деятельности лагерных смен.
Ну и вопрос, который «мучает» наверно всех учителей:
Кто и как будет осуществлять контроль деятельности учителяпо реализации требований ФГОС?
Контроль деятельности учителя будет осуществляться непосредственно комиссией внутришкольного контроля на основе реализуемой в образовательном учреждении системы оценочной деятельности. Однако, и система оценочной деятельности и система внутришкольного контроля должны быть переориентированы на оценку качества образования согласно требованиям ФГОС. И это, непременно, должно быть зафиксировано в основной образовательной программе школы в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы».
Эти и многие другие вопросы, беспокоящие учительские сердца, являются не разрешенными и до сих пор, но надеюсь, что как и все новое федеральный государственный образовательный стандарт второго поколении привнесет в образование школьников интерес и новизну. А главное привнесет незамедлительные положительные результаты.