Статья на тему Работа с учебной литературой на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


РАБОТА С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Капустина Зоя Семеновна
“Дитя требует деятельности беспрестанно,
а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”
К.Д. Ушинский
Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии общества, формирование новой, информационной, среды ставят перед каждым человеком задачи непрерывного овладения новыми знаниями и умениями, обеспечивающими успешную адаптацию и взаимодействие с этой средой. Один из путей повышения информационной культуры школьников - обучение их грамотным приемам работы с учебной литературой. Можно говорить об удачности и неудачности учебников по биологии, упрощенность одних или, напротив, усложненность других. Главное умение и желание работать. Согласитесь, если умение работать с учебной литературой учащиеся перенесут и на чтение научно-популярных книг, это вызовет у них заинтересованность в учебе, интерес к предмету, желание овладеть значительно большим объемом знаний.
Систематическая работа в этом направлении позволит сформировать умения сравнивать, обобщать, рассуждать, выделять главные мысли в материале каждого урока, в параграфе учебника, в прочитанной книге; освободит детей от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению. Основная цель такой работы - это формирование логического мышления школьников, что позволит им самостоятельно и осмысленно усваивать учебный материал.
Что такое «информационная культура»?
Информационная культура – это способность преодоления информационных барьеров и свободная ориентация в информационной среде. Это совокупность знаний, умений, правил и навыков, позволяющих извлекать и использовать информацию независимо от места ее нахождения.
Роль школы — научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации. В их основе лежит текстовый материал передачи знаний, работать с которым должен помочь в первую очередь школьный учебник. Необходимость использования в учебном процессе работы с учебником, как самостоятельно, так и под руководством учителя, не вызывает сомнений. Учебник — основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. В процессе обучения он выполняет информативную, развивающую и воспитывающую функции.
Однако некоторые учащиеся считают, что понять текст учебника можно лишь после объяснения учителя. Это означает, что у них не сформирована привычка размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя содержание параграфа, иллюстрации и данные таблиц. Можем столкнуться с учениками, не умеющими бегло и тем более осмысленно читать учебный текст даже в старших классах
Задача учителя — помочь решить ученику эту проблему различными формами и способами организации работы с учебной литературой, и прежде всего — с текстом учебника. Проводить работу с учебником можно на каждом уроке, исходя из его задач. Работа с учебником необходима, когда объем учебного материала велик. В этом случае учащиеся могут какую-то его часть проработать на уроке под руководством учителя. Полезно организовать работу с учебником в том случае, когда текст сложный и требует разъяснения по частям, с привлечением средств наглядности. Работа с учебником на уроке важна и для того, чтобы научиться использовать книгу при выполнении домашних заданий.
Организация работы с текстом учебника на уроках провожу согласно принципу дифференциации, что сводится к 3 уровням:
1 — поисково-репродуктивная работа,
2—сравнительно-аналитическая работа,
3— творческая работа.
1-й уровень. Поисково-репродуктивная работа
А — комментированное чтение и Б — ответы на вопросы к параграфам. Этот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся, может быть использован для выставления дополнительных оценок на уроке (при проведении письменных работ).
В - заполнение таблиц. Этот метод способствует развитию умений краткости изложения и отбора необходимой информации. Например, работая с параграфом, ученики получают задания заполнить таблицу:
Характеристика соцветий

Эта работа позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учеников, т.е. её можно использовать на любом этапе урока, в том числе для получения обратной связи при объяснении материала (учащиеся заполняют таблицу по ходу рассказа учителя).
Г-работа с терминами. Предполагает найти и выписать новые термины и определения к ним, суметь записать терминологический текст, вставить в текст пропущенные термины, заполнить таблицу
Д - составление кратких и развернутых схем..
Е — составление опорных конспектов для помощи в изложении учебного материала.
Составление логических схем.
Слово "логические" использую, подчеркивая стремление отразить в схемах взаимосвязь, взаимоподчиненность, внутреннюю закономерность изучаемого объекта. Ученикам дается задание, пользуясь текстом и рисунком учебника закончить схему, подписав под каждым столбцом примеры растений с данными типами плодов.

В начале обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно в группах или каждым в отдельности. Что позволяет осмысленно усваивать учебный материал
Ж— составление плана к тексту параграфа. Этот метод способствует лучшему пониманию и запоминанию его основного содержания, формирует умение выделять главные мысли.
2-й уровень. Сравнительно-аналитическая работа с учебником
А - задания по работе с иллюстрациями учебниками. В значительной мере помогают осмыслить и повторить изучаемый материал. Пример: «Рассмотрите рисунки учебника и составьте рассказ о развитии однолетнего или многолетнего растения, о поведении в природе животного».
Б — сравнительный анализ данных таблиц или схем. Пример: «На основании данных приведенной ниже таблицы сделайте вывод о закономерности между содержанием воды в разных тканях и интенсивностью проходящего в них обмена веществ».

В — «Пометки на полях». Учащиеся читают новый текст и на полях учебника карандашом помечают, что знают, а что не знают. Особым значком отмечается тот материал, о котором хочется узнать больше. После прочтения, обобщения всего знакомого учитель должен остановиться на неизвестном материале. Здесь важно то, что он должен быть предложен самими учащимися. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску своей неизвестной темы.
Это могут быть текст параграфа школьного учебника, статья из научно-популярного журнала или что-либо другое. Тексты могут быть абсолютно одинаковыми или разными (по глубине содержания). Если предлагается школьникам одинаковый текст, желательно чтобы он был разноуровневым, так как это позволит реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, учесть его образовательные потребности. Работа с учебными текстами позволяет реализовывать профильное обучение (например биологии) в классах универсального профиля или в тех профильных классах, где изучение интересующего того или иного ученика предмета предусмотрено учебным планом только на базовом уровне. В данном случае каждый ученик получает такой материал, глубина которого удовлетворяет его образовательным запросам.
На работу с текстом отводится 10—15 минут. В течение этого времени учащимся предлагается внимательно прочитать текст и на полях сделать особые карандашные пометки (интерактивная система разметки текста):
«V» — «это я знаю»;
«+» - «эта информация для меня новая»;
«?» «эта информация требует пояснения; хочу узнать больше; есть вопросы»;
«!» — «это интересно».
После того, как индивидуальная работа по чтению текста с пометками завершена, учащимся предлагается выписать отмеченную информацию в маркировочную таблицу, состоящую из пяти столбцов (в соответствии с предложенными знаками).
Эта работа позволяет не только проанализировать текст повторно, но и учит школьников переводить обширную информацию из текстовой в лаконичную табличную форму. Когда эта работа будет закончена, учащимся предлагается в группах обсудить заполнение таблицы. Далее под руководством учителя школьники сравнивают результаты своей работы с текстом со своими предположениями. Здесь особенно важно обратить внимание школьников на информацию, требующую пояснения («?»).Заполнение таблицы «Знаю — Хочу узнать — Узнал»
(ЗХУ)
То, что степень усвоения школьниками учебной информации напрямую связана с личностной актуальностью этой информации — общеизвестная дидактическая закономерность. Как сделать актуальной новую учебную информацию? Один из возможных путей стимулирования интереса к новому содержанию учебного материала предлагает нам стратегия «Заполнение таблицы "ЗХУ"» — он заключается в извлечении известных фактов и положений из нового материала, в фиксировании появляющихся вопросов, которые вызывают потребность в новых знаниях (стадия вызова).
Учитель предлагает каждому из учащихся начертить в тетради таблицу:
Знаю Хочу узнать Узнал
3-й уровень. Творческая работа с учебной литературой
А — составление вопросов творческого характера. Приведем два примера. Первый пример — задания на установление соответствий:
Эпителий - ткань: аорта -?а) сердце, б) внутренний орган, в) артерия, г) вена, д) кровь.
Второй пример — задания на отражение последовательности событий: «Установите последовательность реакций биосинтеза белка, выписав цифры в нужном порядке:
1 - снятие информации с ДНК,
2 - узнавание антикодоном т РНК своего кодо-на на иРНК,
3 - отщепление аминокислоты от тРНК, 4 — поступление иРНК на рибосомы, 5 — присоединение аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента. Ответ: 1, 4, 2, 3, 5». Б — составление рассказа с биологическими ошибками. Этот вариант заданий требует хорошего знания теоретического материала, умения работы с текстом учебника, способствует развитию речи, творческих способностей. Например, при изучении темы «Ракообразные» можно создать такой текст: «Речной рак - восьминогое животное, ведущее хищный образ жизни. Наиболее активен в светлое время суток. Имеет 3 пары усиков и пару глаз. Предпочитает только чистую воду для обитания». В—составления текстов с пропущенными словами. Этот способ развивает мыслительную и речевую деятельность учащихся, удобен для дифференциального обучения. Например, при изучении в 10 классе темы «Нуклеиновые кислоты» можно предложить текст следующего содержания: «Молекула ДНК имеет ... спираль. В ее состав входит углевод ..., азотистые основания ..., остаток фосфорной кислоты. Основная роль ДНК в организме — ... наследственной информации».
Г — составление различного вида тестовых заданий. Прежде всего это традиционные задания с вы бором одного правильного ответа. Например:
К этой же группе относятся задания на установление соответствий. Например:
1. Установите соответствие между функцией растения и органом, который ее выполняет.
Функции: 1) обеспечивает процесс фотосинтеза, 2) выделяет кислород, 3) снабжает растение водой и минеральными веществами, 4) укрепляет растения в почве, 5) осуществляет испарение воды.
Органы: а) лист, б) корень.
Функции (№)Органы 2. Установите соответствие между признаком хордовых животных и подтипом, для которого он характерен.
Признаки хордовых животных: 1) обитают в прибрежной полосе умеренных и теплых морей, 2) распространены повсеместно, 3) позвоночник костный или хрящевой, 4) скелет внутренний, представлен хордой, 5) остатки хорды у взрослых животных сохраняются между телами позвонков, 6) большинство видов ведет активный образ жизни.
Подтипы хордовых животных: а) бесчерепные, б) позвоночные.
Д — составление кроссвордов, ребусов, загадок. Этот тип заданий способствует проявлению интеллектуальных и творческих способностей учащихся.