Индивидуальные коррекционные занятия 7 вид

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3 класса в МБОУ ЦО с.Алькатваама
Пояснительная записка.
За основу рабочей программы Давыдовой Ю.В. и Смирновой Н.Л. взята программа Прокопьевой Т.И., составленная в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе, на основе рекомендаций и разработок специалистов в области коррекционной педагогики Л.Н.Ефименковой, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Р.И.Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Н. Парамоновой, А.Н.Корневым, О.И. Азовой, О.Н. Яворской.
Программа предназначена для коррекционно-развивающей работы с обучающимися 36 классов с нарушениями чтения и письма, испытывающими трудности в усвоении основной образовательной программы начального общего образования.
Цель: восполнение пробелов в усвоении фонематических, лексических и грамматических компонентов языковой системы и формирование стойкого навыка орфографического письма; формирование полноценной речемыслительной деятельности и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Задачи логопедической работы:
формирование познавательных мотивов учебной деятельности, позитивного отношения к обучению, чувства уверенности в своих способностях;
практическое освоение учащимися знаний о звуко-буквенном и слоговом составе родного языка, его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования и словоизменения;
обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
формирование и совершенствование навыка различения морфем и выбора правильного написания;
совершенствование орфографического навыка письма и его автоматизация в письменной деятельности учащихся;
развитие навыка усвоения приемов умственной деятельности, необходимых для овладения новыми знаниями и умениями (наблюдение, анализ, сравнение и обобщение явлений языка);
развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими.
При реализации содержания программы необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка. Время освоения содержания каждого раздела сугубо индивидуально. В связи с этим допускается увеличение количества часов, продление срока обучения, выборочное использование разделов и тем программы.
Результатом реализации программы является:
развитие речи в единстве всех ее функций (коммуникативной, познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями и индивидуальными особенностями ребенка;
усвоение и автоматизация навыков орфографического письма;
оптимизация всей учебной деятельности школьников, о чем свидетельствует повышение успеваемости детей не только по предмету «Русский язык», но и по другим учебным дисциплинам.


Характеристика обучающихся 36 классов, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Диагностика письменной речи обучающихся детей 3-6 классов показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо виду дисграфии (по классификации Лалаевой Р.И.), чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии (например, дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза и аграмматическая с элементами акустической и оптической дисграфии).
Также, в письменных работах учащихся не только начальной школы, но средних и старших классов наблюдаются стойкие нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками. Специалисты называют такое нарушение дизорфографией. Дизорфография стойкое и специфическое нарушение усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций (И.В. Прищепова).
Согласно современным представлениям, дизорфография связана прежде всего с затруднениями детей в усвоении ведущего морфологического принципа русского письма. Морфологический принцип предполагает наличие при написании постоянного буквенного обозначения морфем (корней, суффиксов, окончаний, приставок) независимо от их звучания в данном слове (О.И. Азова, 2006; А.Н. Корнев, 2003; Р.И. Лалаева, 2004; Л.Г. Парамонова, 2006; И.В. Прищепова, 1993; Г.М. Сумченко, 1995).
Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть «опасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово. Хорошо выучив правило, ребенок не может применить его на письме.
Наиболее частые дизорфографические проявления это ошибки на правила начальной школы:
не усваивают написания ЧК, ЧН, СТН. ЖИ. ШИ. ЧА, ЩА и т.д.;
правописание безударных гласных в корне;
ошибки в словах с непроверяемыми гласными;
написание большой буквы в словах:
написание разделительного мягкого знака и разделительного твердого знака;
написание непроизносимой согласной, удвоенных согласных;
ошибки в приставках;
деление слова на слоги, разбор слова по составу;
ошибки выполнения звуко-буквенного анализа и фонетического разбора слов.
Речевые нарушения почти всегда сопровождаются нарушениями в формировании познавательных, общеучебных и коммуникативных навыков. У школьников с дизорфографией недостаточно сформирован ряд неречевых психических функций: операционные компоненты словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, отвлечение, абстрагирование, классификация, систематизация), речеслуховая память. Выявляются также неустойчивость внимания (недостаточность его концентрации), трудности как переключения с одного вида деятельности на другой, так и выработки алгоритма орфографических действий. Резкое снижение тонуса познавательной активности в целом и особенно в сфере языковых явлений. Для таких детей характерна слабая целенаправленность учебно-практической деятельности, что выражается в повышенной отвлекаемости и импульсивности. Уже при встрече с первыми орфографическими задачами школьники с дизорфографией стараются избежать волевого напряжения. Это в конечном итоге препятствует нахождению адекватных способов их решения. Часто дети прибегают к угадыванию.
В соответствии с методическими рекомендациями А.В. Ястребовой (1984, 1999) коррекционно-воспитательная работа с учащимися направлена не только на устранение пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей, но и на развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению.
По мнению Л.Г. Парамоновой: «Основной причиной появления дизорфографии являются упущения дошкольного возраста, в котором детям, ввиду неоказания им своевременной коррекционно-профилактической помощи, не удалось полноценно пройти дограмматический период усвоения языка. Незавершенность этого периода имеет место у 55,5% детей, поступающих в первый класс массовых школ. Для этих детей характерно обилие аграмматизмов в устной речи (неправильное употребление падежных окончаний, предлогов, суффиксов, приставок, неправильная постановка ударений в словах и пр.), не говоря уже о бедности их словарного запаса и неточном понимании смыслового значения многих слов.
Вполне естественно, что такие учащиеся просто в принципе не могут овладеть морфологическим принципом письма. Поскольку- состояние их речи не может служить полноценной базой для овладения письменной речью».
Дизорфография выявляется у учащихся уже посещавших логопедические занятия или тех, которые не смогли по тем или иным причинам их посещать.



Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:
Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.»
Базисным учебным планом МБОУ ЦО с.Алькатваама.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М..: «Когито-Центр», 1996.

Общая характеристика коррекционного курса.
В коррекционном курсе реализуются:
1. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка и их дальнейшее совершенствование; формирование и совершенствование навыков орфографического письма.
При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Предлагаемые задания и упражнения направлены на коррекцию лексико-грамматического строя речи, формирование морфологического принципа письма, развитие психических функций и активизацию мыслительной деятельности. В процессе систематических занятий у учащихся формируется более осознанный интерес к языку, становится возможным анализ различных его сторон: звуко-буквенный анализ, анализ состава слова, словообразование, уточняются лексико-грамматические признаки слов. Осознанно усваиваются системы грамматических понятий, принципы письма, правила правописания, синтаксический строй.
В разделе «Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза» дети повторяют знания о звуках и буквах, выполняют звуко-буквенный и фонетический разбор слов, повторяют способы обозначения мягкости согласных, написание разделительного мягкого знака в словах.
Дети повторяют знания о предложении: виды предложений, знакомятся с логическим ударением и его ролью в речи; учатся восстанавливать предложения из слов, выделять из предложений словосочетания, то есть практически осваивают понятие о связи слов в предложении, учатся выделять предложения из сплошного текста. Повторяют правила написания предложения.
Тема «Согласные звуки и буквы» направлена на повторение знаний о согласных звуках, обозначение их буквами. Дети учатся наблюдать несовпадение написания и произношения слов, рассуждают о причинах такого явления. Отрабатывается алгоритм проверки орфограммы. Таким образом, закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости.
В теме «Предлоги» посредством предлогов развивается пространственное ориентирование. Уточняются грамматические предложно-падежные конструкции, корректируются аграмматизмы в речи и на письме. В процессе практической работы с предложно-падежными конструкциями дети учатся видеть корень слова и выделять изменяемую часть окончание. Формируется умение внимательно читать текст с последующим подбором подходящих по смыслу предлогов и слов.
Изучая тему «Простые и сложные предложения», учащиеся знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении. Дети учатся составлять сложные предложения с различными союзами, развивается умение ставить запятую между частями сложного предложения.
В разделе «Слово» повторяются знания о звуковом составе слова, обозначении звуков буквами и рассматривается слово с других точек зрения:
морфемного состава и словообразования;
грамматического значения;
лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части. Знакомятся с корнем, однокоренными словами, приставкой, суффиксом, окончанием, их графическим обозначением. Наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов, осознанно дают определение частям слова.
В ходе изучения приставок дети учатся различать одинаковые по написанию предлоги и приставки, учатся образовывать слова с помощью приставок и различать их грамматическое значение. При изучении данного раздела происходит обогащение речи учащихся словами, разнообразными по эмоциональной окраске.
Рассматривается сложная тема «Разделительный твердый знак». Формирование навыков написания Ъ происходит с опорой на звуковой анализ слов. В ходе практической работы со словом дети делают самостоятельный вывод о том, когда в слове пишется Ъ.
В разделе достаточно много часов уделяется теме «Суффиксы». Формируются навыки суффиксального словообразования, предлагается оценить смысловые, эмоциональные возможности суффиксов. Знакомятся с написанием гласной в суффиксах после шипящих. Дети тренируются в образовании слов, в разборе по составу доступных слов. Такие практические задания способствуют развитию аналитических процессов, навыку зрительного выделения суффиксов.
При ознакомлении с окончанием рассматривается его функция, постигается различие между изменением слова и образованием новых слов. На практике дети учатся согласованию слов, тем самым корректируются аграмматизмы в устной речи и на письме. Занимательные задания формируют интерес к родному языку, способствуют усвоению приемов умственной деятельности.
Дети знакомятся со сложными словами, учатся анализировать их состав. Развивается навык словообразования сложных слов.
Ведется работа по формированию предпосылок к усвоению орфограммы «Безударная гласная в корне слова». Рассматриваются слова однокоренные и разные формы одного и того же слова. Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова и лексическим значением однокоренных слов с чередующимися согласными в корне. Отрабатывается умение проверять букву безударной гласной в корне слова, в том числе на материале трехсложных слов с двумя безударными гласными в корне. Эта работа связана с развитием орфографических умений.
При рассмотрении темы продолжается работа с группами однокоренных слов с омонимичными корнями. Важность подробного рассмотрения этой темы обусловлена тем. что при подборе проверочных слов дети ориентируются лишь на внешнюю их «похожесть», не задумываясь над смыслом. Цель заданий научить детей быстро улавливать родственность слов, основанную на общности их смыслового значения.
Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа класс, аллея, теннис и правило их переноса. Вводится новая орфограмма обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Используя прием сравнения слов по звучанию, дети учатся определять и проверять непроизносимый согласный звук.
Изучение морфемного состава слова позволяет решить одну из важнейших коррекционных задач формирование у детей чувства языка.
Кроме этого, содержание данного раздела способствует активизации познавательного мотива учебной деятельности, развитию аналитико-синтетического мышления, внимания, самоконтроля. Совершенствуется навык использования алгоритма при решении разнотипных орфографических задач, автоматизируется орфографический навык письма.
Раздел «Части речи» сложный для ребенка раздел, т. к. его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Этот раздел изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе, повышения орфографической грамотности.
Разнообразные занимательные задания, предполагающие практическую работу со словом, способствуют коррекции аграмматизмов в устной речи и при письме.
Изучение раздела проводится по единому плану. Рассматриваются грамматические признаки имен существительных, прилагательных. глаголов, их роль в предложении. Закрепляются навыки словоизменения при согласовании слов. Рассматривается словоизменение по падежам. Ведется работа по развитию навыков конструирования предложений.
По ходу изучения раздела дети формулируют определение всех частей речи, делая определенные записи в альбоме. Это способствует осознанному усвоению темы «Части речи» и развивает навык продуцирования монологического высказывания.
Темы раздела «Практическое овладение связной речью» проходят сквозной линией через все содержание программы.
Основные направления работы по развитию речи:
Количественное и качественное обогащение активного и пассивного словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных и тематических слов, синонимических и антонимических рядов, ознакомление с фразеологическими оборотами, многозначностью слов.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с однородными членами, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью, конструирование словосочетаний, предложений.
Развитие связной устной и письменной речи: составление различных видов текстов, текста с заданным началом, составление рассказа по данным словосочетаниям.
Продуцирование монологической речи с опорой на записи, схемы, таблицы.
2. Формирование и развитие психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
Исходя из особенностей детей с речевыми нарушениями, наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению основной образовательной программы стоит задача развития психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
Задания направлены на:
-развитие умения принимать и понимать словесную или письменную инструкцию.
-обучение школьника выявлять и определять границы уже известного и усвоенного, и того, что еще неизвестно (задания с инструкцией, в которых недостаточно информации. Выполнение таких заданий требует практической работы со словом. Развиваются аналитико-синтетические процессы мышления, монологическая речь. По результатам выполнения работы учениками делается вывод).
-обучение учащихся планированию своих действий важный шаг на пути формирования у них умения производить умственные операции. При обучении планированию используются схемы, таблицы, планы, приемы мнемотехники.
-развитие умения планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану.
-формирование познавательных действий (задания, включающие в себя систему познавательных операций, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и операциями логического и творческого мышления, осознанным и произвольным построением речевого высказывания).
-формирование знания правил коммуникации и умение использовать их в актуальных для ребенка ситуациях. Это является важным направлением коррекционной работы, которое сквозной линией проходит через всю коррекционно-развивающую работу. Реализация содержания программы способствует развитию речи в единстве всех ее функций (коммуникативной, познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.
На занятиях дети осваивают правила общения со сверстниками и взрослыми, учатся слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать его, строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, развивают монологическую речь, используют коммуникацию как средство достижения цели. Работая в группах, дети приобретают опыт учебного сотрудничества.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья содержание программы реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания ООП НОО.
Коррекционная работа осуществляется на логопедических занятиях, проводимых на базе МБОУ ЦО с.Алькатваама.
Работа организуется в форме индивидуальных занятий.
Программа рассчитана на 11,5 учебных года (90135 часов).
Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность добра осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой и выполняй Заповеди Божии).
Ценность общения понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность Истины осознание понимания Истины, а также научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.
Ценность человечества осознание себя не только гражданином России, но и гражданином Царствия Небесного, а также частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Программа способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
На основе предлагаемых заданий школьник учится следующим умениям и качествам:
осознавать и анализировать свое эмоциональное состояние
определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им; выражать свои эмоции;
проявлять любовь и уважение к Церкви, Отечеству, его языку , культуре;
понимать причины успеха и неуспеха в учении, связывать это с приложенными усилиями и старанием;
находить и устанавливать смысл учения «для себя»;
с желанием и интересом выполнять учебные задания;
иметь потребность в чтении.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия
На основе предлагаемых заданий школьник научится:
осознавать границы собственных знаний и умений;
принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;
составлять план решения учебной задачи;
работать по плану, сличая способ действия с заданным алгоритмом; корректировать свою деятельность;
осуществлять итоговый самоконтроль и определять степень успешности своей работы;
оценивать правильность выполнения действий другого;
проявлять активность, инициативу, волевые усилия, самостоятельность в обучении; управлять поведением, направленным на достижение поставленной цели;
развивать способность к рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия.
На основе предлагаемых заданий школьник научится:
ориентироваться в альбоме, учебниках, словарях с целью извлечения нужной информации;
самостоятельно или с помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель;
выделять необходимую информацию, представленную в разных формах; определять основное и второстепенное для выполнения заданий;
использовать знаково-символические средства, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, схему, таблицу);
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, классификации;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
На основе предлагаемых заданий школьник научится:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; использовать письмо как средство коммуникации;
слушать своих сверстников и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
работать в парах и малых группах;
понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
Планируемые предметные результаты.
В результате коррекционно-развивающей работы обучающиеся должны знать и уметь:
отличать текст от набора предложений, написанных как текст; осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; составлять устный рассказ по картинке, серии картин, заданным словам;
знать предлоги и правильно употреблять их в речи, дифференцировать предлоги и приставки;
выполнять звуко-буквенный анализ слов, фонетический разбор слов; не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги для переноса; ставить ударение; обозначать мягкость согласных звуков на письме; наблюдать случаи несоответствия написания и произношения;
правильно писать слова с ь для обозначения мягкости согласных, ь разделительным мягким знаком, ъ разделительным твердым знаком;
видеть в словах изученные орфограммы, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова, и правильно писать их; правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне;
правильно писать сложные слова с соединительными буквами о и е;
находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; использовать приобретенные навыки словообразования при проверке орфограмм;
иметь знания о морфемном составе слова, уметь разбирать слова по составу, видеть и называть части слова; образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
уметь называть и подбирать антонимы и синонимы, использовать в речи многозначные слова и фразеологизмы;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы; давать им определение с опорой на записи;
уметь изменять имена существительные по числам, родам, вопросам (падежам);
уметь подбирать прилагательные к подходящим по смыслу существительным и наблюдать за изменением грамматических признаков;
находить глаголы и ставить к ним вопросы, наблюдать та изменением грамматических признаков при согласовании с существительными в роде и числе; изменять глаголы по временам;
выделять в предложении подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
иметь навык построения сложных предложений с союзами;
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении.
уметь читать целые тексты, отвечать на поставленные вопросы, находить главную тему и мысль текста.
Принципы работы.
Коррекционно-развивающая работа базируется на общедидактических принципах обучения и специальных принципах логопедии:
принцип комплексности;
принцип системности;
патогенетический принцип;
принцип учета структуры речевого нарушения;
принцип дифференцированного подхода в обучении;
принцип поэтапного формирования умственных действий;
принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
принцип использования обходных путей.
Содержание программы.
Р а з д е л I. Коррекционная работа на фонетическом уровне.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза слов. Характеристика звука. Слово и предложение. Предложение и текст. Выделение предложений из текста. Составление предложений по заданной схеме. Правила написания предложений. Заглавная буква в словах.
Обозначение мягкости согласных звуков двумя способами. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака показателя мягкости и разделительного мягкого знака. Словообразование притяжательных прилагательных.
Согласные звуки и буквы. Парные и непарные согласные. Звонкие и глухие согласные. Оглушение парных согласных в конце слова. Оглушение парных согласных в середине слова. Представление о сильной и слабой позиции звука. Проверяемые буквы согласных в конце и середине слова.
Предлог как самостоятельная часть речи. Предлоги в, на, с, над, под, из-под, за, из-за, через, между, перед, сквозь. Согласование предлога с существительным в единственном и множественном числе.
Р а з д е л II. Состав слова
Корень. Понятия «родственные слова», «однокоренные слова». Чередование согласных звуков в корне слова.
Приставка. Выделение приставки в составе слова. Приставочное словообразование.
Разделительный твердый знак. Дифференциация мягкого знака, разделительного мягкого знака, разделительного твердого знака.
Дифференциация предлогов и приставок.
Суффикс. Выделение суффикса в составе слова. Суффиксальное словообразование. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы, обозначающие профессии. Суффиксы прилагательных.
Окончание. Выделение окончания в составе слова. Согласование слов.
Состав слова. Разбор слова по составу.
Сложные слова. Образование сложных слов. Правописание соединительных гласных о и е.
Ударные и безударные гласные. Смыслоразличительная роль ударения. Сильная и слабая позиция гласной в корне слова. Способы проверки безударной гласной в корне слова. Однокоренные слова и паронимы (диво дева). Слова-омографы (замок замок). Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (горе горный горение).
Раздел III. Части речи
Имя существительное, его функциональное значение в речи. Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов. Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по вопросам (падежам).
Имя прилагательное, его функциональное значение в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Правописание окончаний прилагательных. Словообразование прилагательных.
Удвоенные согласные. Непроизносимые согласные. Проверка непроизносимых согласных.
Глагол, его функциональное значение в речи. Словообразо- зание глаголов. Время глагола. Согласование глагола прошедшего времени с существительным в роде и числе. Подлежащее и сказуемое главные члены предложения. Нахождение в предложении грамматической основы.
Раздел IV. Практическое овладение связной речью
Антонимы. Синонимы. Фразеологические обороты. Однозначные и многозначные слова.Текст.
Составление предложений по опорным словам. Работа с деформированными предложениями. Распространение простых предложений. Составление словосочетаний заданных слов. Составление предложений из заданных словосочетаний. Составление рассказа из данных предложений. Составление рассказа по заданному началу. Восстановление текста с пропущенными словами. Пересказ.
Понятие о простом предложении. Графическое изображение простого предложения. Составление простых предложений по графическим схемам. Простое предложение с однородными членами. Понятие о сложном предложении. Определение количества частей в сложном предложении. Графическое изображение сложного предложения. Смысловая роль запятой в сложном предложении. Составление сложных предложений с использованием различных союзов.
Повествовательный рассказ. Описательный рассказ. Последовательный рассказ. Рассказ по заданному началу.
Формы и средства контроля
Для отслеживания результатов коррекционной работы предусмотрены диагностика, текущий, тематический и итоговый контроль.
Диагностика.
Стартовая диагностика устной речи, письма и чтения (Т.А. Фотекова, И.Н. Садовникова).
Промежуточная диагностика: анализ диктантов, списывания, письменных работ в классных тетрадях.
Итоговая диагностика: анализ списывания и итоговых диктантов.
Контроль.
Текущий контроль осуществляется практически на каждом уроке: устный опрос в начале и конце урока; в ходе выполнения заданий, проверочные работы, тесты, самооценка учениками выполненных заданий.
Целью тематического контроля является проверка усвоения материала по каждой крупной теме. Используются диктанты, тесты и т.д. Осуществляется анализ и учет специфических ошибок. Это дает возможность при необходимости внести изменения в календарно-тематическое планирование.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года и предназначен для проверки усвоения предметных результатов и мониторинга специфических ошибок в письменных работах учащихся. Формы итогового контроля списывание, диктант, сочинение по картине, анализ итоговых классных работ.
Результативность коррекционно-развивающего обучения определяется по итогам сравнительного анализа данных стартовой и итоговой диагностики. Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащихся фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких качеств личности, как способности к самостоятельной организации своей деятельности, способности осуществлять контроль за собственным письмом, умения использовать полученные навыки и знания в новых условиях.
Самостоятельная работа учащихся проводится на первых двух занятиях. Цель:
определение навыка сформированности фонетического принципа письма;
определение уровня сформированности навыков звуко- буквенного анализа слов;
определение навыков сформированности процессов словообразования и словоизменения;
выявление аграмматизмов;
определение уровня развития связной речи;
определение уровня усвоения изученных орфограмм.



Учебно-методическое обеспечение
-учебно-наглядный материал (раздаточный материал, схемы, плакаты, развивающие игры);
-логопедический альбом Прокопьевой Т.И. по преодолению аграмматической дисграфии и дизорфографии у школьников;
-цифровые образовательные ресурсы;











Тематическое планирование содержания коррекционной работы
№ занятия
ТЕМА
СОДЕРЖАНИЕ
ТРЕБОВАНИЯ к формированию умений и навыков
Развитие психологических предпосылок и навыков учебной деятельности
Кол.часов
Дата проведения

Примечание
Отметка о корректировке



1 Раздел


Фонетический






1
Органы речи.
Звуки речи, способы
их образования
Знать строение артикуляционного аппарата. Входное тестирование в виде
списывания
Развивать
слуховое
внимание,
фонематическое
восприятие
1



2
Речь. Предложение. Слово. Пространство
Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда
Уметь определять правое и левое направления в пространстве, взаимоотношения объектов, ориентироваться в схеме тела человека стоящего напротив
Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению
1



3
Временные представления
Основные единицы времени, периоды человеческого возраста, временная последовательность действий и событий
Знать возраст и роли членов семьи, названия и последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времен года
Формировать умения отвечать на вопросы в точном соответствии с заданием
1



4
Слова - предметы. Ребусы
Слово, как часть предложения. Лексическое значение слова. Вопросы: кто? Что?
Уметь называть и графически изображать слова-предметы. Уметь ставить вопросы к словам
Развивать коммуникативные навыки
1



5
Слова-действия.
Обогащение глагольного словаря. Подбор действий к предмету. Графическое изображение слов- действий
Уметь называть и графически изображать слова-действия, подбирать их. Уметь ставить вопросы к словам-предметам
Развивать зрительное, слуховое внимание и память
1



6
Различение слов- предметов и слов действий.
Чтение сказки «Четыре дочери года.» (для коррекции)

Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений.
Уметь различать и графически изображать слова- предметы и слова- действия. Составлять простые нераспространенные предложения
Развивать мыслительные операции
1



7
Слова- признаки.
Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предметам. Соотнесение слов со схемой. Роль имен прилагательных в речи
Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие признак предмета (цвет, величину, форму, вкус)
Уметь согласовывать предмет и признак в роде и числе
Формировать умение отвечать на вопросы по ходу учебной деятельности
1



8
Распространение двухсоставного простого предложения
Сочетание прилагательных с существительными. Правильное употребление окончаний прилагательных. Распространение предложения прилагательными
Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе и правильно ставить вопрос к слову
Развивать зрительное, слуховое внимание и память
1



9
Анализ предложения.
Определять последовательность слов в предложении. Составление схем-предложений
Уметь интонационно правильно произносить предложения и правильно оформлять его на письме
Формировать монологическую речь, внимание и зрительное восприятие
1



10
Гласные и согласные звуки
Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных
Сравнивать звуки по способу их образования
Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность. Развивать тактильные ощущения
1



11
Простые формы звукового анализа
Выделение первого, последнего звука в слове. Количество звуков в слове
Уметь выполнять звукобуквенный и слоговой анализ слов, соотносить звуки с символами
Формировать условно- рефлекторные связи между графемой и кинемой
1



12
Сложные формы звукового анализа
Чтение сказки «Талант» (для коррекции)
Соотношение между буквами и звуками. Место звука в слове.
Уметь выполнять звукобуквенный и слоговой анализ слов, соотносить звуки с символами
Формировать условно- рефлекторные связи между графемой и кинемой
1



13
Сложные формы звукового анализа
Соотношение между буквами и звуками. Место звука в слове.
Уметь выполнять звукобуквенный и слоговой анализ слов, соотносить звуки с символами
Формировать условно- рефлекторные связи между графемой и кинемой
1



14
Звуки, буквы.
Количество звуков. Правила. Синтез слов из магнитной азбуки
Уметь синтезировать слова самостоятельно и по заданию
Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность. Развивать тактильные ощущения
1



15
Звуки-Буквы.
Состав гласных 2 ряда, синтез слов из магнитной азбуки по заданию Звук>Букв. Соотнесение количества звуков и букв в слове
Уметь обозначать на письме мягкость согласных с помощью гласных 2 ряда. Считать количество звуков в словах
Формировать условно- рефлекторные связи между графемой и кинемой
1



16
Звуки–буквы
Ь знак, его смыслоразличительная роль в слове, влияние на количество звуков в слове. Соотнесение количества звуков и букв в слове
Уметь синтезировать слова с ь знаком самостоятельно и по заданию. Определять количество звуков в словах
Развивать слуховое внимание и логическое мышление
1



17
Тестирование «Звуки и буквы»
Итоговое тестирование по разделу
Уметь выполнять звукобуквенный и слоговой анализ слов, соотносить звуки с символами
Развивать зрительное, слуховое внимание и память
1



18
Синтез слов. Магниты. Слова, слова, слова
Чтение сказки «Фиолетовый котёнок» (для коррекции)
Анализ и синтез слов, отличие от буквосочетаний. Магнитная азбука
Уметь синтезировать слова самостоятельно и по заданию.
Развивать зрительное, слуховое внимание и память
1



19
Слогообразующая роль гласных
Слогообразующая роль гласных. Определение количества гласных в слове, правило
Уметь выделять гласные в слове, находить ударный гласный звук. Составлять схему слова
Формировать условно- рефлекторные связи между графемой и кинемой
1



20
Деление на слоги. Виды слогов
Слоговой анализ и синтез слов. Деление на слоги. Открытые и закрытые слоги
Уметь выполнять слоговой анализ и синтез
Формировать условно- рефлекторные связи между графемой и кинемой
1



21
Ударение схемы. Вотум
Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения. Определение ударного слога в словах. Соотнесение слова со схемой
Уметь делить слова на слоги. Уметь объяснять значение слова в зависимости от ударения
Развивать зрительное восприятие и оптические представления
1



22
Перенос слов. Закрепление. Вотум
Деление на слоги. Правило переноса слов. Тестирование по разделу
Уметь делить слова на слоги.
Применять на практике правила переноса слов по слогам
Развивать зрительное, слуховое внимание и память
1



23
Обобщающее занятие по разделу.
Задания на закрепление материала
Уметь применять на практике устно и на письме пройденный материал
Формировать условно- рефлекторные связи между графемой и кинемой
1



24
Контрольное списывание печатного текста
Чтение сказки «Чайка Долли»(для коррекции)
Проверка навыков письма при списывании печатного текста
Уметь грамотно списывать слова различной звукослоговой структуры
Развивать зрительное, слуховое внимание и память
1



25
Промежуточный контроль: диктант
Проверка навыков письма под диктовку
Уметь обозначать мягкость согласных при письме при помощи гласных 2 ряда и ь знака. Уметь грамотно записывать слова различной звукослоговой структуры. Уметь правильно оформлять предложения при письме
Развивать зрительное, слуховое внимание и память
1




Расширение словаря за счет синонимов
Практическое овладение учащимися подбором синонимов. Работа со словарем
Уметь различать слова близкие по значению
Развивать познавательную активность
1



26
Слова- приятели из одной части речи
Изменение букв в словах. Работа со словарем
Уметь различать слова близкие по значению
Развивать познавательную активность
1



27
Слова-неприятели. Расширение словаря Вотум
Практическое овладение учащимися подбором антонимов. Работа со словарем
Уметь различать слова противоположные по значению
Развивать познавательную активность
1



28
Различение синонимов и антонимов
Практическое овладение учащимися дифференциации Синонимов- антонимов и омонимов
Уметь различать эти группы слов
Развивать внимание, способность к переключению
1



29
Многозначность слов
Чтение сказки "История о том, как кукушка покинула гнездо" (Добро и зло)

Практическое овладение учащимися многозначностью слов. Прямое и переносное значение.
Уметь объяснять лексическое значение многозначных слов. Составлять предложения с данными словами
Развивать познавательную активность
1



30
Подготовка к районной олимпиаде
Обобщение пройденного материала
Уметь применять полученные знания на практике
Повышать мотивацию к обучению
1



31
Выделение и различение звуков (А-О)
Уточнение и сравнение артикуляции гласных А-О. Различение их, соотнесение с буквами
Уметь дифференцировать гласные А-О в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях
Развивать зрительное, слуховое внимание и память
1



32
(У-И) выделение и различение на письме
Уточнение и сравнение артикуляции гласных У-И. Различение их, соотнесение с буквами
Уметь дифференцировать гласные У-И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях
Развивать зрительное, слуховое внимание и память
1



33
(Ы) в словах, фразе, орфограммы
Уточнение артикуляции гласной Ы. Соотнесение с буквой, орфограммы
Уметь правильно записывать слова с орфограммой ШИ-ЖИ
Развивать зрительное, слуховое внимание и память
1



34
(А-Я) различение, образование, выделение
Уточнение и сравнение артикуляции гласных А-Я. Различение их, соотнесение с буквами
Уметь дифференцировать гласные А-Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Уметь обозначать мягкость согласных на письме с помощью гласной Я
Развивать зрительное, слуховое внимание и память
1



35
(О-Ё) Схемы, соотнесение схемы и слова
Чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка» (добро и зло)
Уточнение и сравнение артикуляции гласных О-Ё. Различение их, соотнесение с буквами
Уметь дифференцировать гласные О-Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Уметь обозначать мягкость согласных на письме с помощью гласной Ё
Развивать зрительное, слуховое внимание и память
1



36
(У-Ю) образование соотнесение с опорой
Уточнение и сравнение артикуляции гласных У-Ю. Различение их, соотнесение с буквами
Уметь дифференцировать гласные У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Уметь обозначать мягкость согласных на письме с помощью гласной Ю
Развивать зрительное, слуховое внимание и память
1



37
(Э-Е) различение, образование, схемы
Уточнение и сравнение артикуляции гласных Э-Е. Различение их, соотнесение с буквами
Уметь дифференцировать гласные Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Уметь обозначать мягкость согласных на письме с помощью гласной Е
Развивать зрительное, слуховое внимание и память
1



38
(Ё-Ю) выделение на письме
Уточнение и сравнение артикуляции гласных Ё-Ю. Различение их, соотнесение с буквами
Уметь дифференцировать гласные Ё-Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Уметь обозначать мягкость согласных на письме с помощью гласной Ё,Ю
Развивать зрительное, слуховое внимание и память
1



39
Итоговая проверочная работа по разделу.
Проверка навыков письма под диктовку
Уметь обозначать мягкость согласных при письме при помощи гласных 2 ряда и ь знака. Уметь грамотно записывать слова различной звукослоговой структуры. Уметь правильно оформлять предложения при письме
Повышать мотивацию к обучению
1



40
Звонкие и глухие согласные звуки. (С-З)
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков (С-З). соотнесение звуков с буквами, символами, «опорами» для обозначения их на письме. Различение звуков (С-З) в слогах, словах, предложении, тексте. Слова- паронимы
Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Развивать мыслительные операции
1



41
(Ш-Ж) в слогах, словах. Слова- паронимы
Чтение сказки «Беляночка и Роза» (добро и зло)
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков (Ш-Ж). соотнесение звуков с буквами, символами, «опорами» для обозначения их на письме. Различение звуков (Ш-Ж) в слогах, словах, предложении, тексте. Слова- паронимы
Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Развивать логическое мышление
1



42
(В-Ф) паронимы, фразы, словосочетания
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков (В-Ф). соотнесение звуков с буквами, символами, «опорами» для обозначения их на письме. Различение звуков (В-Ф) в слогах, словах, предложении, тексте. Слова- паронимы
Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Развивать способность к переключению
1



43
(Б-П) сравнение соотнесение с символом
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков (Б-П). соотнесение звуков с буквами, символами, «опорами» для обозначения их на письме. Различение звуков (Б-П) в слогах, словах, предложении, тексте. Слова- паронимы
Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Развивать функции контроля за ходом своей деятельности
1



44
(Д-Т) в предложениях, тексте
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков (Д-Т). соотнесение звуков с буквами, символами, «опорами» для обозначения их на письме. Различение звуков (Д-Т) в слогах, словах, предложении, тексте. Слова- паронимы
Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению
1



45
(Г-К) Наличие в слове, сложные формы фонематического анализа
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков (Г-К). соотнесение звуков с буквами, символами, «опорами» для обозначения их на письме. Различение звуков (Г-К) в слогах, словах, предложении, тексте. Слова- паронимы
Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению
1



46
Проверочная работа по разделу
Проверка навыков письма под диктовку
Уметь дифференцировать звонкие и глухие согласные при письме под диктовку. Уметь грамотно записывать слова различной звукослоговой структуры. Уметь правильно оформлять предложения при письме
Развивать функции контроля за ходом своей деятельности
1



47
Свистящие и шипящие звуки (С-Ш)

Чтение сказки А. Н. Толстой. "Топор" (доброта и жестокость)

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков (С-Ш). соотнесение звуков с буквами, символами, «опорами» для обозначения их на письме. Различение звуков (С-Ш) в слогах, словах, предложении, тексте. Слова- паронимы
Уметь четко произносить звуки. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Развивать слуховое восприятие и познавательную активность
1



48
(З-Ж) различение в слове, предложении, тексте
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков (З-Ж). соотнесение звуков с буквами, символами, «опорами» для обозначения их на письме. Различение звуков (З-Ж) в слогах, словах, предложении, тексте. Слова- паронимы
Уметь четко произносить звуки. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Развивать слуховое восприятие и навыки самоконтроля
1



49
(Ч-Ть) обозначение на письме, в слоге, слове
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков (Ч-Т*). соотнесение звуков с буквами, символами, «опорами» для обозначения их на письме. Различение звуков (Ч-Т*) в слогах, словах, предложении, тексте. Слова- паронимы
Уметь четко произносить звуки. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Развивать слуховое восприятие и регуляторно- коммуникативные умения
1



50
(Щ-Сь) дифференциация устно и на письме
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков (Щ-С*). соотнесение звуков с буквами, символами, «опорами» для обозначения их на письме. Различение звуков (Щ-С*) в слогах, словах, предложении, тексте. Слова- паронимы
Уметь четко произносить звуки. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Развивать слуховое внимание и способность к запоминанию
1



51
(Щ-Ч) Соотнесение звука-буквы. Слова, предложение
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков (Щ-Ч). соотнесение звуков с буквами, символами, «опорами» для обозначения их на письме. Различение звуков (Щ-Ч) в слогах, словах, предложении, тексте. Слова- паронимы
Уметь четко произносить звуки. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению
1



52
(Ц-С) Сравнение звуков , соотнесение с буквой
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков (Ц-С). соотнесение звуков с буквами, символами, «опорами» для обозначения их на письме. Различение звуков (Ц-С) в слогах, словах, предложении, тексте. Слова- паронимы
Уметь четко произносить звуки. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Развивать слуховое восприятие
1



53
(Ч-Ц) Различение на письме. Слова-паронимы
Чтение сказки "Лиса и Заяц" Пересказ В. Н, Даля
(доброта и жестокость)
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков (Ч-Ц). соотнесение звуков с буквами, символами, «опорами» для обозначения их на письме. Различение звуков (Ч-Ц) в слогах, словах, предложении, тексте. Слова- паронимы
Уметь четко произносить звуки. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Развивать слуховое восприятие и регуляторно- коммуникативные умения
1



54
Итоговое занятие по разделу. Списывание
Проверка навыков письма при списывании печатного текста
Уметь грамотно списывать слова различной звукослоговой структуры
Формировать условно- рефлекторные связи между графемой и кинемой
1



55
Проверочная работа. Диктант.
Проверка навыков письма под диктовку
Уметь дифференцировать свистящие и шипящие согласные при письме под диктовку. Уметь грамотно записывать слова различной звукослоговой структуры. Уметь правильно оформлять предложения при письме


Развивать слуховое восприятие и регуляторно- коммуникативные умения
1





2 раздел


Чтение сказок






56
"Заколдованный холм"
Сказка(доброта и жестокость)

Проверка навыков чтения
Уметь грамотно читать, соблюдать фонетический режим, знаки препинания, отвечать на вопросы, развитие слогового и звукового анализа и синтеза.
Развивать слуховое восприятие, делать различия между добротой и жестокостью
1



57
"Кукушка".    Ненецкая сказка. (доброта и жестокость)

Проверка навыков чтения
Уметь грамотно читать, соблюдать фонетический режим, знаки препинания, отвечать на вопросы, развитие зрительного внимания и памяти
Развивать слуховое восприятие, делать различия между добротой и жестокостью
1



58

Шарль Перро. "Золушка"
Сказка (доброта, трудолюбие)


Проверка навыков чтения

Уметь грамотно читать, соблюдать фонетический режим, знаки препинания, отвечать на вопросы, развитие зрительного внимания и памяти

Развивать слуховое восприятие, делать различия между добротой и трудолюбием
1



59
Аленький цветочек
Сказка(доброта, трудолюбие)

Проверка навыков чтения
Уметь грамотно читать, соблюдать фонетический режим, знаки препинания, отвечать на вопросы, развитие зрительного внимания и памяти
Развивать слуховое восприятие, делать различия между добротой и трудолюбием
1



60
В. Драгунский. "Друг детства".(доброта, жалость)

Проверка навыков чтения
Уметь грамотно читать, соблюдать фонетический режим, знаки препинания, отвечать на вопросы, развитие зрительного внимания и памяти
Развивать слуховое восприятие, делать различия между добротой и жалостью
1



61
"ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
Коррекционные сказки для младших школьников
("Создание Лесной школы", "Букет для учителя",)


Проверка навыков чтения
Уметь грамотно читать, соблюдать фонетический режим, знаки препинания, отвечать на вопросы, развитие зрительного внимания и памяти
Развивать слуховое восприятие, уметь оценивать свои поступки, и поступки товарищей
1



62
"ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
Коррекционные сказки для младших школьников
("Смешные страхи", "Игры в школе","Школьные правила".)

Проверка навыков чтения
Уметь грамотно читать, соблюдать фонетический режим, знаки препинания, отвечать на вопросы, развитие зрительного внимания и памяти
Развивать слуховое восприятие, уметь оценивать свои поступки, и поступки товарищей
1



63
"ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
Коррекционные сказки для младших школьников("Домашнее задание", "Школьные оценки", "Ленивец", "Списывание", "Подсказка".)

Проверка навыков чтения
Уметь грамотно читать, соблюдать фонетический режим, знаки препинания, отвечать на вопросы, развитие зрительного внимания и памяти
Развивать слуховое восприятие, уметь оценивать свои поступки, и поступки товарищей
1



64
"ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
Коррекционные сказки для младших школьников
("Режим. Телевизор", "Бабушкин помощник", "Прививка", "Больной друг".)

Проверка навыков чтения
Уметь грамотно читать, соблюдать фонетический режим, знаки препинания, отвечать на вопросы, развитие зрительного внимания и памяти
Развивать слуховое восприятие, уметь оценивать свои поступки, и поступки товарищей
1



65
"ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
Коррекционные сказки для младших школьников(" Ябеда", "Шапка-невидимка", "Задача для Лисенка",проверка навыков чтения "Спорщик", "Обида", "Хвосты", "Драки", "Грубые слова", "Дружная страна".)

Проверка навыков чтения
Уметь грамотно читать, соблюдать фонетический режим, знаки препинания, отвечать на вопросы, развитие зрительного внимания и памяти
Развивать слуховое восприятие, уметь оценивать свои поступки, и поступки товарищей
1



66
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проверка навыков чтения, решения логических задач
Уметь грамотно читать, соблюдать фонетический режим, знаки препинания, отвечать на вопросы, решать задачи
Развивать слуховое восприятие, логику
1



67
ЗАГАДКИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Проверка навыков чтения, умения разгадывать загадки, развитие аналитико-синтетической сферы
Уметь грамотно читать, соблюдать фонетический режим, знаки препинания, отвечать на вопросы, разгадывать загадки
Развивать слуховое восприятие, логически решать поставленные задачи
1



68
Считалки
Итоговое занятие.
Проверка навыков чтения, умения запоминать, заучивать. развитие логического мышления, слухового внимания, оперативной памяти, восприятия
Уметь грамотно читать, соблюдать фонетический режим, знаки препинания, отвечать на вопросы, учить считалки
Развивать слуховое восприятие, внимание, развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению
1








Итого: 68 часов

























































іђ Заголовок 215