Интегрированный урок технологии и физики 7 класс Решение конструкторских задач


Интегрированный урок технологии, физики, в 7 классе
Учитель : Цейнер А.В.
Филиал МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ»- «Малозоркальцевская СОШ». Тобольский район.
Раздел: Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
Тема: Решение конструкторских задач.
Цель: Формирование у учащихся представления о процессе проектирования и конструирования машин и механизмов, их характеристики и назначения.
Задачи:
Образовательные
1.Расширить представления учащихся о методах творческого решения конструкторских задач
2.Формировать знания, практические умения и навыки работы с проектной документацией.
Развивающие –
1.Развивать умения обсуждать работу в группах, командах
2.Активизировать творческие способности.
3.Развивать и расширять кругозор обучающихся.
4. Осуществлять само- и взаимоконтроль.
Воспитательные – содействовать:
1. Воспитанию умения работать в коллективе, культуры труда и общения, диалогического способа коммуникации;
2. Воспитанию самостоятельности, творческой активности, трудовой дисциплины, ответственности;
3. Созданию условий для развития устной речи обучающихся в процессе урока;
Профориентационная – знакомство с профессией инженер. конструктор
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: работа в группах
Методы обучения:
Оборудование: проектор, компьютер, макет маяка, деревянные весы, монеты 32 шт. таблицы – планшеты, 2 шт, свитки иконверты с заданиями
Инструменты и материалы: фанера полоски 3*30* 250 – 10 шт., ДСП 10 шт, пластик «Каматекс», древесина модули и заготовки для постройки метательного орудия 3 комплекта (рейка 20*20* 300 50 шт), деревянные колышки, 20 шт. верёвка «плетёнка» 20 метров, гвозди 40 мм, саморезы 30 шт. киянка, молоток, отвёртка
Словарная работа: Теннсионная , торсионная энергия,
Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты
Формирование мотивации изучение темы, смыслообразования, нравственно-этическая ориентация Знания: о машинах и механизмах, история создания первых машин, источников энергии созданных человеком.
Умения: анализировать информацию, выбирать главное, составлять план работы и технологическую карту, читать чертежи, применить теоретические знания, полученные на уроке, на практике. Регулятивные
Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
Коммуникативные
Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).
ХОД УРОКА
Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащегося Приёмы, УУД
1. Организационный момент - 1 мин
Активация учащихся.Настроить учащихся на работу.
СЛАЙД №2
Я слушаю - и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю
(Китайская мудрость)
Здравствуйте ребята. Я очень рад что мне сегодня представилась такая уникальная возможность, отправиться вместе с вами, в удивительное путешествие, в мир изобретений и открытий.
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.
Отвечают на вопросы учителя. Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2.
Мотивация учебной деятельности учащихся
«Вызов» к открытию нового знания.
2 мин Создать условия для возникновения интереса к предстоящей учебной деятельности Наш урок будет проходить в форме «инженерных соревнований» , которые будут необычные, по своему содержанию и названию.
Что же вам показалось необычным в названии .Слово инженерные. Инженер – это….
(СЛАЙД№3)
Ну раз у нас инженерные соревнования соревноваться будут два конструкторских бюро. Сокращённо КБ
КБ «КОНСТРУКТОРЫ» и КБ «ТЕХНОЛОГИ».
Таблички на стол
соревнования будут проходить по определённым правилам ( на каждом этапе они свои)
За успешное выполнение задания, вы из своего банка будете получать монеты, золотые, серебряные, они отличаются не только по цвету но и по весу.
Ваш результат будет зависеть от слаженной работы всей команды. Слушайте друг друга, принимайте решения вместе, будьте смелее и активнее.
Заканчивают цепочку. Объясняют решение. Говорят о применении машин в нашей жизни
Познавательные: общеучебные – логические – выбор оснований и критериев для сравнения объектов; построение логической цепи рассуждений, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; умение полно и точно выражать свои мысли.
3. Постановка цели и задач урока.
4 мин Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Подвести учащихся к осознанию целей и задач.
В начале нашего урока, я предлагаю вам посмотреть несколько интересных сюжетов
Подборка видео об интересных и полезных изобретениях 1мин
(Видео СЛАЙД№4)
Скажите, что вы увидели на экране, что объединяет их по смыслу.?( Изобретения, приспособления, помощники, машины, механизмы)
Для чего человек изобретает новые машины, приспособления, механизмы?)А что было бы если бы не было изобретателей.
СЛАЙД № 5
ИЗОБРЕТЕНИЕ – ЭТО РЕШЕНИЕ КОНСТРУКТОРСКОЙ ЗАДАЧИ,
ДАЮЩЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
Посмотрите на определение, которое я разместил на экране. Что можно сказать? Внимание обратите не на содержание, а на внешний вид. Текст дан в разных цветах. Я его с лёгкость зашифровал в цветовую схему.
Объясните, по какому принципу я это сделал? Правильно, каждая часть соответствует цвету. Используя этот принцип, попробуйте самостоятельно составить новое определение.
Конструирование и изобретение 1 мин
Мы поменяли текст определения, а смысл остался тот же. Каким цветом выделена часть, которая позволяет появиться новым изобретениям? Прочитайте её.
«РЕШЕНИЕ КОНСТРУКТОРСКИХ ЗАДАЧ»
Это тема и цель урока нашего урока.
Молодцы!!! Вы не заметили этого, но вы уже решили одну небольшую конструкторскую задачу. Вы переконструировали текст определения так, как нам это удобно сегодня для работы.
Решение конструкторских задач процесс очень интересный и включает в себя несколько этапов. Успешное преодоление которых и приведёт нас к намеченной цели.
Я надеюсь на плодотворную совместную работу, которая принесёт нам, только положительные эмоции и мы сможем, в конце урока увидеть и самое главное оценить результаты своего труда.
Отвечают на вопросы
Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Регулятивные: целеполагание; планирование.Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.
4. Первичное усвоение новых знаний.
3 мин Организовать осмысленное восприятие новой информации
«Любой успешный человек независимо от того чем он занимается, биолог, химик, конструктор , инженер должен знать азы своей профессии, её историю.
А для того чтобы узнать историю изобретения машин и механизмов мы мысленно перенесёмся в прошлое, а поможет нам в этом машина времени.
Сядьте поудобнее, отправляемся в путь
(Звук и Видео Машины времени) СЛАЙД №6
Запись с заданием
«Я житель Сиракузы, что на Сицилии, наш город знаменит тем, что в нём проживает самый знаменитый математик, физик и изобретатель нашего времени - Великий Архимед.
Он сейчас очень занят государственными делами. По заданию императора он строит метательные машины для обороны Серакуза, и попросил меня, своего ученика, дать вам инженерное задание.
И так слушайте! Если вы внимательно посмотрите на карту Серакуза то заметите, что на всём побережье многочисленные острова, на которых находятся дозорные посты контролирующие подходы к городу со стороны моря и в случае опасности при помощи маяков передаются сигналы тревоги, но в солнечный день или в сильный дождь огни маяков плохо видно. Ваша задача: разработать и построить машину, которая будет способна перебрасывать информацию с острова на остров в любую погоду. Максимальное расстояние между дозорными островами- 3 стадии.
А для подсказки я покажу вам несколько предметов
( ложка, верёвка, деревянные бруски), а также передаю вам свиток с дополнительной информацией.
Сигналом об успешном окончании работы будет огонь вашего маяка
Желаю удачи!»
СЛАЙД №7 Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Личностные: осознание своих возможностей.Регулятивные: умение регулировать свои действия.Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Усвоение новых знаний
20мин
Закрепление и применение
полученных знаний напрактике.
10 мин
Организовать осмысленное восприятие новой информации
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний, приобрести умения и навыки
СЛАЙД №8
Первый этап решение проектной задачи 10 мин
Задача, которую нам поставил ученик Архимеда, называют «Заказ на изобретение» а это уже документ для инженера, который необходимо изучить, проанализировать и превратить его в техническое задание и определить тип машины, которую нам необходимо будет построить.Задание для КБ «Конструкторы» Сформировать техническое задание используя заказ на изобретения
Задание для КБ « Технологи» Определить объект изобретения и тип машины используя чертежи и рисунки.
Раздать конверты с заданиями
Работать будете самостоятельно. Вся информация в конвертах.
Внимательно читайте задание и информацию
Генеральному конструктору необходимо организовать работу в командах.
Время на выполнения 3 минуты
Если команда готова поднимите руки.
Командам раздаю карту проверки и оценивания
КБ «КОНСТРУКТОРЫ» отвечают первыми, а КБ «Технологи» проверяют правильность выполнения по оценочной карте и оценивают
СЛАЙД №9
Техническое задание»
КБ «ТЕХНОЛОГИ» отвечают на своё задание, КБ «КОНСТРУКТОРЫ» проверяют и оценивают работу.
СЛАЙД №10
Один чертёж остался лишним, нет изображения, но название нам известно. Назовите эту машину. Катапульта Архимеда. Нам необходимо исправить ситуацию.
Отложите в сторону этот чертёж, он нам сегодня ещё пригодится. Если нет изображения, будем строить саму машину!
Бонусные монеты за активную работу.

Итак, мы определили, что мы будем строить, и для чего. На этом решение проектной задачи закончилось.
Мы успешно, плодотворно потрудились на первом этапе наших инженерных соревнований, и я думаю, мы можем активировать маяк. Первым это право я предоставляю капитану, генеральному конструктору КБ «КОНСТРУКТОРЫ»
Активируем маяк
СЛАЙД №11
Второй этап «Решение изобретательской задачи» 10 мин
Показ метательного орудия
Посмотрите на одну из метательных машин Архимеда
Если мы будем строить машину то какие обязательные элементы должны присутствовать в конструкции
Назовите основные элементы и механизмы
Исполнительный механизм в данном случае это рычаг (ложка)
Рама
СЛАЙД №12
Всё нам известно, нет, мы не знаем самого главного. Какая сила будет перебрасывать информацию.
Слушаем задание. Задание на 2 золотые монету. Из предложенного материала ( 3 брусочка, ложка, верёвка) покажите энергию кот рая в древности перебрасывала камни весом 70 килограмм на расстояние в 600 метров.
Обязательное условие в показе должны принимать участия 3 человека.
После подсказки номинал монеты будет уменьшен.
Демонстрация энергии
Подведение итогов, оценивание.
Попытка активировать маяк.
Молодцы. Всё вы сделали правильно
Я предлагаю вам немного отдохнуть перед самым главным этапом урока
СЛАЙД №13
Торсионная энергия
То что вы сейчас продемонстрировали – это одно из величайших открытий Архимеда.
Называется оно «ТОРСИОННЫЙ МЕХАНИЗМ»
Торсион в переводе с французского «СКРУЧИВАНИЕ»
Это изобретение до сих пор активно применяется в автомобилестроении, как торсионная подвеска. Практически вся тяжёлая военная техника использует торсион. Один из ведущих инженеров немецкого автоконцерна «ФОЛЬЦВАГЕН» сказал следующее: Если бы Архимед был жив и запатентовал изобретения торсион. Он получал бы только от нашей компании миллионы евро в год, в качестве прав на изобретения
СЛАЙД №14
Третий этап «Решение технологической задачи» 10 мин
Сборка «КАТАПУЛЬТЫ»
На этом этапе вам необходимо продемонстрировать умения применять свои знания на практике.
Команды получают всю документацию
Работаем строго по плану:
1.Определим материал. Как вы думаете какой материал нам понадобится для изготовления машины?_____________
2. Внимательно изучите чертёж и выберите все детали необходимые для сборки машины. (Смотри карту сборки)
3. Разложите заготовки согласно карте сборки
3. Определите способ соединения деталей по карте сборке Выбрать крепёж
4.Сборка катапульты по карте
5. Привести машину в рабочее состояние
6.Произвести пробный пуск без «снаряда»
Проверка качества, оценивание правильность и последовательность выполнения технологических операций
Проверка готовности к переброске информации
Вспомните о чём попросил ученик Архимеда
Зажигаем маяк
Маяк загорелся, это сигнал о том что мы закончили работу и готовы продемонстрировать возможности машины.
Команды производят выстрелы и отправляют послания на острова Серакуза.
От чего зависит дальность и точность полёта груза (бонусная монета)
Оценивание команд
Команды оценивают свои машины по технологической шкале
СЛАЙД №15
Спасибо вам ребята!!!
Вы проявили чудеса фантазии и изобретательности.
Архимед будет доволен вашей работой.
А я прощаюсь с вами и говорю вам
«Все в ваших руках»
СЛАЙД №16 Отвечают на вопросы, заполняют таблицу.
Обсуждают задание, пытаются при помощи предложенных предметов изобразить энергию
Выполняют по инструкционным картам
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.Личностные: осознавать успешность своей деятельности Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценкаРегулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.Личностные: осознавать успешность своей деятельности Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценкаРефлексия деятельности
5 мин 1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 2)
Подвести итог проделанной работы на уроке Подведение итогов соревнований. 2 мин
Перед тем как определить победителя, я хочу сказать вам вы все большие молодцы, показали все свои знания и умения, и проявили свои конструкторские и изобретательские таланты
Определять победителя будем просто, помогут нам в этом старинные весы, из города Сиракуз.
Я прошу капитанов команд подойти со своими мешочками с монетами.
Взвешивание.
Контрольное взвешивание на электронных весах. Запоминают вес и по шкале оценивают работу.
Объявление победителей. Награждение победителей.
СЛАЙД №17
Оценивание по таблице
Рефлексия 1 мин
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, Заполняют лист самооценки
Выбирают цветные магнитики и делают выстрел сектор. Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Личностные: осознавать успешность своей деятельностиИнформация о домашнем задании Организовать обсуждение и запись домашнего задания Домашнее задание:
Мне бы очень хотелось чтобы вы продолжили работу по этой теме. Я предлагаю вам сотрудничество. Мой электронный адрес вы найдёте на своих сертификатах. Я готов вас консультировать, и оказывать посильную помощь в создании собственного проекта. Всем спасибо. До новых встреч
Записывают домашнее задание Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.