А.С. Пушкин. Капитанская дочка. 10 урок. ОБРАЗ ПУГАЧЕВА В ПОВЕСТИ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». М. ЦВЕТАЕВА. «ПУШКИН И ПУГАЧЕВ»

УРОК 10
ОБРАЗ ПУГАЧЕВА В ПОВЕСТИ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».
М. ЦВЕТАЕВА. «ПУШКИН И ПУГАЧЕВ»

Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении чумы.
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смутного таит
Неизъяснимы наслажденья
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
А. С. Пушкин. «Пир во время чумы»

Знания на уроке: отбор, обобщение, систематизация материала, сопоставление пейзажных сцен из трех произведений, загадка, глубина и обаяние личности Пугачева, символический образ метели в русской литературе.
Словарная работа: обреченность.

ХОД УРОКА
I. Проверка индивидуального задания: сравнение трех пушкинских описаний метели в повести «Метель», в стихотворении «Бесы» и в повести «Капитанская дочка».
После выступления ученика обратим внимание учащихся на то, что во всех трех описаниях неразрывно с темой метели звучит и тема блуждания, тема потери пути. А в «Капитанской дочке» из стихии бурана, метели появляется Пугачев.
II. Эпиграф к уроку отрывок из маленькой трагедии, написанной в то же время, когда и стихотворение «Бесы» в период Болдинской осени 1830 г., прочитает вслух учитель или выразительно читающий ученик.
Как соотносятся слова эпиграфа с изображением вождя народного восстания? Каким вы представляете его себе?
III. В каких сценах повести показано, что Пугачев понимает, что «идет по краю», что скорая страшная гибель неминуема? Варианты ответа:
а) когда Гринев слышит песню, которую поют Пугачев и его сподвижники «люди, обреченные виселице, поют о виселице»;
б) когда Пугачев рассказывает калмыцкую сказку;
в) когда говорит, что его люди ненадежны, спасут себя, предав его.
IV. Зачем Пушкин делает Гринева свидетелем казни Пугачева? Почему он не дает описания, как Гринев приехал в Москву, как оказался на Лобном месте?
Задание. Найдите в тексте повести сцену казни Пугачева и предложение о его последнем взгляде. От чьего имени оно написано? (Это фраза «издателя» Пушкина.)
Тревога Гринева об участи вождя восстания отравляет его радость освобождения, радость соединения с семьей.
Задание. Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачева, желание спасти его. («Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле. «Емеля, Емеля! думал я с досадою, зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь...» Мысль о нем неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни...») Почему в Гриневе просыпаются такие чувства?
V. Посмотрим, как отвечает на этот вопрос Марина Цветаева, автор статьи «Пушкин и Пугачев».
1) Как воспринимала М. Цветаева образ Пугачева, будучи ребенком?
2) Каким изображает Пугачева в «Истории Пугачевского бунта» Пушкин-историк? А каким Пушкин-писатель? Где истина?
VI. Согласны ли вы с суждением М. Цветаевой, определившей суть отношений между Пугачевым и Гриневым (как воплощением самого Пушкина) словом «чара»?
«От Пугачева на Пушкина следовательно и на меня шла могучая чара... Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя ее круглой сиротой... такого любить никакая благодарность не заставит. А чара и не то заставит... В «Капитанской дочке» Пушкин под чару Пугачева подпал и до последней строки из-под нее не вышел... Чара в его черных глазах и черной бороде, чара в его усмешке, чара в его опасной ласковости, чара в его напускной важности... Чара дана и пронесена сквозь все встречи, с Вожатым, с Самозванцем на крыльце, с Самозванцем пирующим, с Пугачевым, сказывающим сказку... с первого взгляда до последнего, с плахи, кивка Гринев из-под чары не вышел, Пушкин из-под чары не вышел».
(Если учащиеся не находят возражений на это суждение, то мы вернемся к нему на следующем уроке.)
VII. Обобщая наши представления об образе Пугачева, составим совместно с ребятами тезисный план к сочинению «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Работу над планом нужно построить как совместную работу с классом: формулировки должны быть обсуждены, уточнены и записаны в тетради учащихся.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН К ТЕМЕ
«Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина
«Капитанская дочка»
I. Вступление. Образ Пугачева сложнейший и интереснейший образ повести.
II. Основная часть. Мощная героическая и трагическая фигура вождя крестьянской войны.
1. Тревожная, загадочная атмосфера, возникающая при каждом появлении Пугачева: стихия бурана, метели, затем стихия мятежа, крестьянской войны.
2. Тема самозванца в повести:
а) бродяга государь беглый казак убийца спаситель преступник мученик;
б) упоминание Гришки Отрепьева как варианта судьбы и как предвидение лютой казни.
3. Сложность и противоречивость, непредсказуемость его человеческого облика:
а) жестокий и великодушный,
б) лукавый и прямой,
в) страшный и ласковый,
г) важный и смешной,
д) простой и недоступный для понимания.
III. Заключение. Пугачев наполнил жизнь Гринева глубоким содержанием, а повесть таинственным смыслом.
Домашнее задание.
1. Индивидуальное задание «Тема дороги в повести «Капитанская дочка» (было дано на уроке 12).
2. Найти композиционные и смысловые параллели в повести (мы их называли «зеркальными сценами»), связанные с фигурой Пугачева.

По материалам методических рекомендаций:
Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Гороховская Л. Н., Виноградова Е. А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово РС», 2002. 240 с.