Методическая разработка урока русского языка по теме:Текст-повествование с элементами описания. Текст-рассуждение с элементами описания.


Конспект урока по русскому языку 9 класс
Тема Текст-повествование с элементами описания. Текст-рассуждение с элементами описания.
Дата проведения Цели 1. Повторить с учащимися типы речи: повествование , описание , рассуждение ;
2.Научиться составлять и записывать текст-повествование, текст-рассуждение с элементами описания
3.Развивать логическое мышление, умение отличать типы речи друг от друга, отрабатывать навыки взаимодействия в группе;
Задачи:
формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль текста; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной форме; Воспитывать любовь к своей малой Родине
Результат обучения Учащиеся по окончании урока должны научиться:
Отличать типы речи друг от друга;
Уметь пименять полученные знания при работе с текстом;
Уметь различать и составлять тексты разных типов речи;
При групповой работе прводить рефлексию;
Достичь делового взаимодействия;
Ресурсы Раздаточный материал с таблицей «Типы речи»
Тренировочные упражнения.
Стикеры, таблицы для рефлексии
1Этап Действие учеников
1.
2.Рассаживаются в группы
3.Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу
2.При входе раздает вырезки бумаг (повествование, описание, рассуждение).
3.Проверяет уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизирует учащихся, мотивирует для дальнейшей работы.
Действие учителя
1.Психологический настрой на урок
Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. И с этой улыбкой начнем урок. Начать наш урок я хочу со сказки.
Учитель: Жили-были три брата близнеца. И были они родственниками между собой. Но сами братья были не согласны с окружающими, говорили, что они только на первый взгляд похожи, а если присмотреться, то все они совсем разные: один всегда что-то рассказывает и задаёт вопрос что произошло?, другой всё время даёт описание предметам и явлениям и задаёт вопросы какой? какая? какие?, ну а третий вовсе рассуждает, умные мысли высказывает и задаёт вопросы почему? да зачем? Ответьте на вопрос о каких братьях идет речь? ( о тексте повествование, рассуждение и описание)
Эпиграфом к нашему уроку станут слова: За цепью гор, за перевалом,Давно живёт "старик седой",На карте значится Уралом,Державный край земли родной.Урал - прозрачные озёра,А в них хрустальная вода,Как много в нём души, простора,Известны Миру города.
.  На уроке мы будем обращаться к текстам связанным с нашим областным центром.
2Этап
Задания
3Этап
4этап
5этап
6этап
7 этап
8этап
9этап
Домашнее задание
1.Стадия вызова. Прием «Мозговой штурм»
-Прочитайте слова, написанные на доске(Повествование, описание, рассуждение). Что между ними общего? Что их объединяет?
(Эти слова относятся к тексту)
-Запишите число и тему урока. Текст-повествование с элементами описания. Текст-рассуждение с элементами описания.
-Опираясь на тему урока, давайте сформулируем цель урока.
1.Познакомиться с ...текстом-повествования с элементами описания. Текстом-рассуждения с элементами описания.
2.Учиться различать типы текстов
3.Уметь применять полученные знания в жизни.
Словарная работа.
Записываем слова, вставляем пропущенные буквы.
Пам..тник, с..лют, праз..ник, ..птека, муз..й, во..зал, библ..отека, з..вод, г..зета, ал..ея, п..йзаж, п..триот, патри..тизм,в..схитительный,впеч..тление, г..стиница,т..атр, бас..ейн.
Проверка
Памятник, салют, праздник, аптека, музей, вокзал, библиотека, завод, газета, аллея, пейзаж, патриот, патриотизм,восхитительный,впечатление, гостиница,театр, бассейн.
-Для того чтобы наша работа оказалась интересной и успешной, давайте вспомним теоретический материал
Теоретический материал
Прием «Верные и неверные высказывания»
Учитель Ученик
Текст состоит из предложений
К тексту нельзя придумать заглавие
Все предложения в тексте имеют границы
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
Текст можно разделить на части
Каждая часть текста записывается с красной строки +-+-++++
Проверка на доске
Текст - это группа предложений, связанных между собой по смыслу.
Усвоение новых знаний. 
Давайте повторим, каковы признаки с текста
Работа с таблицей “Признаки текста” (составляем совместно)
Заголовок
Начало
Основная часть
Концовка
Ключевые (опорные) слова, абзац, тема
Основная мысль
Последовательность предложений.
Работа в группах сменного состава уже поделены на 2 группы
2.Этап Исследовательская деятельность (познакомиться с теоретическим материалом из дополнительного ресурса составить кластер)
Стадия осмысления. (Составление кластера) 5 минут
Задание для 1 группы.
На партах каждой группы находится материал №1 таблица-опорная схема + теоретический материал необходимый для ответа.
Текст повествование с элементами описания
В основе лежит рассказ о каком-нибудь событии,
которое разворачивается во времени и имеет
динамику и следующую схему построения:
Завязка
Кульминация
Развязка
В некоторых пунктах схемы имеются описания
чего-то или кого-то, которые помогают раскрыть
содержание текста

Текст-повествование
Кульминация.Наивысшее напряжение

Развязка
Развитие события
Завязка (начало события)

Ознакомитесь сначала в индивидуальном режиме (2 мин) Затем в группе составьте кластер.
Защита кластеров в виде опорной схемы. Группе 1 мин
Задание для 2 группы.
Текст-рассуждение с элементами описания.
Текст-рассуждение объясняет причины событий, явлений. К такому тексту можно задать вопрос почему? В тексте-рассуждении содержится изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.
Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Может быть доказательством, объяснением, размышлением.
Основные вопросы, характерные для данного типа речи:Почему?В чем причина данного явления?Что из этого следует?Каковы следствия данного явления?Что оно значит?

Текст-рассуждение
Что из этого следует?
Вывод
Обоснование: доказательства примеры
Почему?(потому что)
Тезис (То, что надо доказать)

Ознакомитесь сначала в индивидуальном режиме (2 мин) Затем в группе составьте кластер.
Защита кластеров в виде опорной схемы. Группе 1 мин
Как определить тип текста? АлгоритмУченики нередко задаются вопросом: как определить тип текста? Для плодотворной работы знать признаки разных видов речи недостаточно. Нужно следовать заданному алгоритму, чтобы быстро и точно выяснить тип текста.
Сначала внимательно прочитайте текст. Ознакомьтесь с ним тщательно, вдумчиво.
Старайтесь в процессе чтения не держать постоянно в памяти признаки, характерные для разных типов текста. Сосредоточьтесь на осмыслении материала. Сейчас ваша задача – выяснить цель автора. Не ищите сразу в тексте художественные средства, не анализируйте структуру.
Прочитав текст полностью, запишите его основные мысли. Сформулируйте несколько главных тем, тезисов, в которых заключён смысл, содержание материала.
Перечитайте последний абзац, либо 5-6 предложений текста.
Подумайте: какова цель автора? Зачем он создал данный текст?
Задайте вопросы к тексту. Есть три разновидности базовых вопросов, каждая из них соответствует определённому типу текста:
текст-повествование: что? когда? где?; в нём описываются факты, которые существуют последовательно, присутствуют временные координаты;
текст-описание: какой? каков?; осуществляется описание фактов, существующих одновременно;
текст-рассуждение: как? почему? зачем?; даётся развёрнутый анализ причинно-следственных отношений, связывающих описываемые факты.
Определив, какие вопросы наиболее адекватны исследуемому материалу, начните его анализ, опираясь на обозначенные признаки разных типов речи текста.
Выясните, какие признаки играют самую значительную роль в тексте. Скорее всего, он будет содержать признаки разных типов текста. Вам понадобится определить значение каждого признака и соотнести его с целью автора.Ориентируйтесь на базовые цели текстов. Цель повествования – рассказать о явлении, предмете, существующем во времени. В описании главное – описать предмет. Автор рассуждения ставит себе следующую цель: рассказать о проблеме, предмете, явлении со своей точки зрения, аргументировано доказать собственную позицию.
Просмотр видео
Делимся на 3группы по цветам стикеров
Работа в группах 3группы
Определение типов текстов:
Определите тип текста и докажите, что это текст повествование с элементами описания, или рассуждение с элементами описа ния.
Текст для 1 группы
1) Что такое Челябинск? Огромный промышленный город на Урале, один из "столпов" советской, а теперь российской, экономики. Все это так. Но, кроме промышленных "монстров", в городе есть еще много того, что порой отсутствует даже в больших мегаполисах той, же Европы. Знаете ли вы, что уральский город Челябинск находится не совсем на Урале. Административно да, а географически нет. 
Почти по центру города, с севера на юг, примерно по трассе железной дороги на Екатеринбург, проходит геологическая граница между Уральскими горами и Западно Сибирской низменностью. Одной ногой там, другой здесь. Да и до "настоящих" гор не так уж и близко. Примерно девяносто километров на запад, в сторону Европы, там, где она граничит с Азией. Челябинск, хоть и считается уральским городом, но расположен на обычной равнине с редкими березовыми "колками". Это то, что и лесом то назвать нельзя - так, группа деревьев. Вдруг среди этой степи, в самом городе нас ждет сюрприз. Два огромных сосновых бора, один из которых выходит прямо на главную улицу. И еще множество озер. Только в административных границах города их четыре.
(Текст повествование художественный стиль)
Доказательство
Это текст повествование с элементами описания,так как в нем есть завязка образование города, развитие события, описание каким был город, кульминация пятидесятые годы, развязка.Элемент описания введен в текст для того, чтобы мы могли представить себе город Челябинск со всеми его красотами.
Текст для 2 группы
Текст описание

Площадь Революции. Центр Челябинска. 
Если вы хотите не просто познакомиться, но хотя бы немного понять этот город, заглянуть в его душу, начинать нужно именно отсюда. Окружающие площадь монументальные здания не подавляют своей мощью, а наоборот, подчеркивают огромный внутренний потенциал этого российского мегаполиса, важнейшей составляющей уральского региона - "опорного края державы". Именно такая идея лежала в основе второго Генерального плана развития Челябинска 1947 года, который окончательно определил масштаб застройки его центральной части. Главная площадь одного из крупнейших городов страны - победительницы, страны, диктовавшей свою волю половине мира, должна была соответствовать статусу "Великой Державы". "Сталинский ампир", широко применявшийся в то время - это своеобразный симбиоз архитектурных стилей с элементами оформления, используемыми в Древней Греции и Риме. Его еще называют имперским, пафосным, высокомерным.
.
Доказательство
Это текст описание, так как в нем описываются площадь Революции города. Предложения связаны по смыслу. В тексте –описании нет событий есть сравнения и образные картины того, о чем рассказывается.
3 группа
Текст-рассуждение
Собираясь написать рассказ о Челябинске, я провел своего рода мини - опрос среди некоторых своих знакомых, жителей центральной России, не имевших и не имеющих никакого отношения к Уральскому региону. Образованные люди, объехавшие половину мира, при слове "Челябинск" морщили лоб, пытаясь вспомнить, где находится этот город, а вспомнив, выдавали один и тот же набор стереотипов. Одна из причин такой ограниченности в информации - многолетняя закрытость города, как и всего Уральского региона, от внешнего мира из - за оборонного характера большинства его предприятий. Но и сегодня, несмотря на снятие большей части запретов, этот район - словно белое пятно на туристической карте России.
Маленький ребенок, до определенного возраста, воспринимает окружающий мир как аксиому. Он жадно впитывает все, что видит и слышит. Критическое отношение к действительности приходит значительно позже, а пока ему и сравнивать то и не с чем. Первые впечатления откладываются в детской головке и со временем переходят в привычку. Просто перестаешь замечать окружающие здания, улицы, природу. Кажется, что это было и будет вечно. Так начинался мой роман с Челябинском.
Это текст рассуждение, так как в нем есть тезис -рассказ о прекрасном городе, приведены доказательства.
Работа со стихотворением В Скворцовой
Чтение под музыку.
Урал родной – большое диво! Дорога ниточкою вьётся,Мотор в машине ровно бьётся,Природа радует мой глаз,А солнце светит, как алмаз.Леса, поля и перелески,Озёр и речек слышу всплески,Одна гора "идёт" к другой-Хребет уральский встал стеной.И заявляю я правдиво:"Урал родной – большое диво!В земле моей вся благодать,Гостям об этом надо знать"!
Поколения все не забудут!
Восприятие стихотворения
- опишите впечатление, которое произвело на вас стихотворение,
- какие в вашем воображении возникли картины,
-каким настроением проникнуто данное произведение?
Ответы
Конструирование текстов
Работа в группах с текстами
Задания группам
1гр из данных предложений составить текст –рассуждение с элементами описания.
1текст (рассуждение)

Проверка
Чем хорош Урал?
2 гр из данных предложений составить текст –повествование с элементами описания.
Самое старое театральное здание Челябинска - Народный дом - занимает примерно третью часть западной стороны площади. С начала двадцатых годов прошлого века здесь работал Драматический театр и, по мере роста его труппы, возникла необходимость в увеличении площади подсобных помещений. Эта проблема решалась частями, в разные периоды времени, без единого плана. Из - за многочисленных пристроек, внешний вид которых совершенно не был связан с историческим архитектурным обликом Народного дома, объем здания увеличился почти в три раза. От небольшого, камерного сооружения сохранился только фасад, выходящий на улицу Кирова, часть фойе и зрительного зала. 
Остальное поглотили пристройки, выполненные в совершенно ином стиле, а, проще говоря, никаком. Так вот он, этот стиль, и стал частью площади Революции и выглядит это здание, которое сегодня занимает Театр юных зрителей, так, словно большое бесцветное животное заглатывает мелкого, но красивого зверька. Одно хорошо. Наконец восстановлен оригинальный фасад Народного дома, который тоже успели испортить за эти годы. Само же здание очень удобно для творческих работников. Это мнение артистов Малого театра, труппа которого проработала здесь, в эвакуации, несколько военных лет.
Проверка
Задание для 3 группы
Текст
Еще одно интересное сооружение на площади - здание, построенное в 1934 году, которое сегодня занимает Арбитражный суд. Спроектированное в виде советского символа - серпа и молота, оно состояло из двух частей. Пятиэтажной, выходящей на площадь, в которой размещались разные мелкие конторы и семиэтажной, занятой гостиницей. Из - за такого большого количества "арендаторов" здание выглядело довольно убого, особенно внутри. Именно здесь, на крыше, была установлена, первая в городе, динамичная реклама - "бегущая строка", прообраз современного огромного лазерного экрана, смонтированного на том же месте реконструированного и надстроенного здания. А серп и молот тогда так никто и не видел.Зато сегодня этот "архитектурный изыск" хорошо просматривается с соседнего высотного бизнес - центра "Мизар", особенно с площадки для посадки вертолетов, расположенной на его крыше.
Проверка


Прием «Редактор»
- Самостоятельная работа: ученикам даны карточки с текстом без знаков препинания и заглавных букв.
Учитель: А сейчас вы поработаете с текстами о Челябинске
Представьте себе, что вы редакторы. Возьмите в руки карандаш. Поставьте знаки препинания, определите границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно. (Два ученика работают у доски, остальные в тетради).
Используя прием «Редактор»( Н итер доске картинка)
1группа
Проспект Ленина
Главная улица Челябинска сохранила свое прежнее название. Так же, как и все остальные. Какое имя можно дать улице, "родившейся и выросшей" в годы Советской Власти? Увековечить память героев нового времени? Где они, эти герои? Где признанные народом вожди, события, всколыхнувшие всю страну, памятные даты? Ничего нет. Разве только "новые" праздники типа Дня Независимости России. Независимости от кого? Может быть от "балласта" в виде бывших республик распавшегося СССР? Так что, для комиссии по переименованию улиц в Челябинске работы не было, разве что в старой, исторической, части. Но и этот район сегодня превратился в одну большую стройку с небольшими "вкраплениями", пока еще сохранившихся, немногочисленных памятников архитектуры. В течении семидесяти пяти лет Советской власти здесь не произошло кардинальных изменений, однако наиболее интересные, в основном культовые объекты, были снесены или "перепрофилированы". 
2группа
Проспект Ленина
Главная улица Челябинска сохранила свое прежнее название. Так же, как и все остальные. Какое имя можно дать улице, "родившейся и выросшей" в годы Советской Власти? Увековечить память героев нового времени? Где они, эти герои? Где признанные народом вожди, события, всколыхнувшие всю страну, памятные даты? Ничего нет. Разве только "новые" праздники типа Дня Независимости России. Независимости от кого? Может быть от "балласта" в виде бывших республик распавшегося СССР? Так что, для комиссии по переименованию улиц в Челябинске работы не было, разве что в старой, исторической, части. Но и этот район сегодня превратился в одну большую стройку с небольшими "вкраплениями", пока еще сохранившихся, немногочисленных памятников архитектуры. В течении семидесяти пяти лет Советской власти здесь не произошло кардинальных изменений, однако наиболее интересные, в основном культовые объекты, были снесены или "перепрофилированы". 
Проверка
3 группа
Ц..нтральный парк культуры и отдыха им..ни Ю. А. Гагарина, такое его оф..циальное название, п..реходит в лес, который спускается в долину реки Миасс. Здесь сохранил..сь множество жив..писных уголков и, обычно, прогулка по парку продолжается по самому бору до прибрежной зоны отдыха. В этом месте когда - то были самые лучшие пляжи с развитой инфраструктурой - раздевалками, душевыми, ресторанами, буфетами. И даже со своей железнодорожной станцией. Почти настоящей. В 1949 году открылась детская железная дорога, соединившая городок аттракционов собственно парка с местами отдыха на берегу реки Миасс. Она и сегодня перевозит па..ажиров. Д..рога р..конструирована. Старые деревя..ые платформы заменены на совреме..ые, из желез..бетонных конструкций, открыты новые железнодорожные станции. 
Проверка
Стадия рефлексии.
Рефлексия урока работа с листами оценивания считаем количество баллов и выставляем оценки.1мин
1.На уроке я работал
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
интересен / скучен
4.За урок я не устал / устал5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был полезен / бесполезен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
На стикерах оставьте свое впечатление об уроке
Благодарю за урок!
Написать эссе на тему наш областной центр используя 1группа тексты рассуждения с элементами описания 2группа тексты повествования с элементами описания 3группатекст описание.