Методическая разработка урока по теме Правила редакционно-издательского оформления указателей

Методическая разработка урока на тему: ПРИО указателей
Содержание программы. Общие сведения об указателях. Виды указателей. Основные требования к оформлению указателей. Состав указателей.
Цель урока. Познакомить с понятием указатель. Научить составлять указатель. Научить правилам оформления указателей.
Ход урока
Вступительное слово преподавателя о теме, цели урока.
Переход к лекции по теме урока.
Указатели часть аппарата издания, помогающая быстро узнать все, что сообщено в одном или разном местах произведения об объекте справки (лице, предмете и т. д.). Указатели повышают производительность труда читателя, позволяют упорядочить терминологию, повысить качество редактирования.
Важнейшие виды указателей
По содержанию (характеру объектов справки): однородные, т.е. содержащие справки об однородных объектах: именах лиц (именные); названиях предметов (предметные) и т.д.; смешанные, т.е. составленные из справок о разных объектах (предметно-именные и т.д.).
Пример именного указателя (для иностранных имен):
Гарсия Лорка Федерико85, 90 Гарсия Лорка, Федерико85, 90
Пример указателя заглавий: Пример смешанного указателя:
Повести Белкина, Пушкин А.С.72 Пушкин А.С.70
Парус (Лермонтов М.Ю.)84 «Повести Белкина»72
По принципу расположения рубрик: рубрики располагают либо по алфавиту заголовков (алфавитные), или в какой-либо иерархической системе (систематические), или по хронологии (хронологические), либо по номерам объектов или страниц (нумерационные).
По составу и полноте характеристики объекта справки: глухие – содержат только заголовки и ссылки, т.е. называют только объект и адреса сведений о нем:
Ткань живая40
текстильная капроновая17
шерстяная32
шелковая25
Аналитические – содержат рубрики с ссылками и подрубрики с ссылками. Каждая подрубрика с той или иной стороны характеризует объект рубрики, т.е. в совокупности они, расчленяя, анализируют этот объект:
Ткань живая40 Ткань живая40
Ткань текстильная: Ткань текстильная30
капроновая17 капроновая17
шерстяная32 шерстяная32
Аннотированные – включают словесную или цифровую (даты) характеристику объекта справки; комментированные – включают комментарии или примечания к тексту.
Элементы и структура указателей
Заголовок (рубрика) – слово или сочетание, определяющее объект справки; подзаголовок (подрубрика) – слово или словосочетание, определяющее объект справки, поставленный в подчинение заголовку, как его составная часть; ссылка адресная (топографическая) – номера страниц.
Корректорская 96 – 100, 224
освещение 96
температура 97
Ссылка простая – словесная переадресовка читателя от рубрики без адресных ссылок к другой с адресными ссылками (переадресовка к синониму):
Пешков А.М.см.Горький М.
Новострочиесм.Абзац
Ссылка дополнительная – отсылка к другой рубрике, где содержатся адресные ссылки на дополнительные сведения об объекте первой рубрики:
Корректирование 30см. такжеВычитка, Считка
Вычитка 15.См. такжеСчитка
Ссылка сопоставительная – словесная отсылка от одной рубрики к другой для сравнения сведений в них:
Корректирование 30ср.Ре
·дактирование
Корректирование 30.Ср.Редактирование
Аннотация и/или комментарий – краткие справочные сведения об объекте справки (имени, лице, названии):
Ломоносов М.В. (1711-65), великий русский ученый и писатель18-31, 40
Апрош – расстояние между буквами одного и того же шрифта144
Правила оформления указателей
Рубрика указателя приводится в форме им. падежа, обычно ед. числа. Рубрики, как правило, начинаются с прописной буквы, подрубрики со строчной. Точку в конце рубрикационной группы опускают. Между рубрикой и колонцифрами или другими топографическими ссылками никаких знаков не ставят. Между топографическими ссылками (номерами страниц, столбцов или' иными номерами) ставится запятая или тире:
если текст о предмете или имени (названии), не прерываясь, переходит со страницы на страницу или из столбца в столбец, то между номерами этих страниц или столбцов ставится тире;
если текст о предмете или имени содержится на соседних страницах, но отдельными отрывками, без перехода со страницы на страницу (из столбца в столбец), то номера разделяют запятыми.
В указателе к многотомному изданию, когда в топографических ссылках, кроме колонцифр, присутствуют номера томов, принято перед каждым номером тома (кроме упоминаемого первым) ставить точку с запятой; между номером тома и колонцифрой ставят запятую (предпочтительнее) или двоеточие, а при обозначении номера тома римскими цифрами знак препинания между ним и колонцифрой опускают.
В аннотированном указателе перед аннотационными сведениями ставят запятую, между ними и колонцифрой знак препинания не ставят. После рубрики без топографических ссылок перед подрубриками ставят двоеточие. Служебные слова простых, дополнительных, сопоставительных ссылок выделяют (чаще всего курсивом). В формальных указателях номера страниц, на которых находится развернутая информация об объекте, также часто выделяют курсивом или полужирным.
Итог урока. Студенты познакомились с понятием указатель. Знают виды указателей, их состав и элементы и правила оформления указателей.
Домашнее задание.
Подготовиться к письменному опросу по теме урока. Подобрать примеры различных видов указателей из домашней библиотеки.

Необходимую информацию по данной теме студенты могут найти в следующей литературе:
Мильчин А.Э. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. М. : Олимп ; АСТ, 2014.
После пройденной темы студенты должны усвоить следующее.
Что такое указатель.
Для каких целей применяют указатели в изданиях.
Знать виды указателей.
Знать состав указателей.
Знать правила оформления указателей.

По всем возникшим вопросам студенты могут обратиться к преподавателю.








13PAGE 15


13PAGE 14215




15