Применение современных образовательных технологий на уроках литературы в условиях реализации ФГОС


Применениесовременныхобразовательныхтехнологий на уроках литературы в условиях реализации ФГОССветлана Анатольевна Лабетко, преподаватель русского языка и литературы г. Архангельск Технология «Метод кейсов» – это обучение посредством пакета ситуаций для принятия решений, то есть изучение предмета путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Происхождение термина, по одной версии – от английского case (портфель, небольшой чемодан), по другой – от латинского casus (сложный, запутанный случай). Метод кейсов – это обучение действием, синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов. Задачи для преподавателя: подбор материала для кейса;направление беседы или дискуссии в нужное русло, например, с помощью проблемных вопросов; контроль за временем работы; побуждение обучающихся к отказу от поверхностного мышления. Задачи для студентов: разрешить поставленную перед ними проблему и получить реакцию окружающих (других студентов и преподавателя) на свои действия. При этом им нужно помнить, что возможны разные способы решения проблемы. Технология организации (или модерация) деятельности по методу кейсов.Группа делится на такое количество подгрупп, чтобы последние состояли из 3 – 5 человек. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). На нем лежит ответственность за организацию работы группы, распределении вопросов между участниками и окончательные решения. После завершения работы модератор делает доклад в пределах 10 минут о результатах работы своей группы. Способы организации работы: каждая группа разрабатывает только одну тему в течение практических занятий; все группы работают над одним и тем же разделом (темой) кейса, конкурируя между собой в поиске оптимальных решений. Последовательность работы над кейсом в группе:записывается тема, над которой предстоит работать группе, и ее цель; записываются вопросы, конкретизирующие данную тему; по каждому вопросу высказываются мнения, а модератор их записывает;формулируется результирующее мнение, которое и будет являться решением задачи;представление результатов работы над темой (подготовка резюме объемом примерно в одну страницу) и обсуждение (собственно модерация – открытый обмен мнениями); подведение итогов работы над темой преподавателем. Разновидности кейсов по степени сложности:Первая степень: предполагает наличие практической ситуации и ее решение. Предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение.Вторая степень: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение. Третья степень: присутствует практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения. Примеры кейсов на уроке литературы1. Биографические сведения писателя (уроки по биографии).2. Критические статьи о произведении.3. Анализ художественного текста (отрывка текста). А.ФадеевРоман « Разгром» Проблема гуманизма в романе А.Фадеева « Разгром»I группа «Суд над Морозкой»II группа «Спасение Мечика»III группа «Смерть Фролова»IV группа «Отношение Вари к раненым»V группа «Отношение к лошадям партизан (на примере Морозки и Мечика)».VI группа «Случай с глушением рыбы, или как Левинсон борется с «дедовщиной»VII группа «Конфискация свиньи у корейца»VIII группа «Спасение Метелицей мальчика - пастушка»IX группа «Как Морозка спасает свой отряд» Значение технологии «Метод кейсов»Кейс-технология позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт студентов, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою, позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Технология развитиякритического мышленияКритическое творческое мышление– это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств. К.Уейд, К.Таврис Цель данной технологии:Развитие мыслительных навыков необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни; умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны жизни. НО!Критическое мышление означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов. Для людей, мыслящих критически, понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения. Базовая модель технологии развития критического мышления.Три стадии:1.ВЫЗОВУчащиеся должны актуализировать свои предыдущие знания по теме, прогнозировать содержание предстоящей информации.Учитель должен вызвать интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома.2.ОсмыслениеУчащиеся интегрируют идеи нового учебного материала с базовым знанием3.РефлексияУчащиеся интерпретируют новые знания, анализируют новую информацию, формируют собственное отношение к изучаемому материалу. Методические приемы:Прием «знаем – хотим узнать – узнали»;Кластер;Инсерт;Синквейн;Таблица «тонких» и «толстых» вопросов;Прием «Мудрые совы»;Корзина идей.Модельные уроки:Чтение со «стопами»;«Зигзаг»;«6 шляп мышления» и другие В чем различие технологии критического мышления от традиционного урока?РКМЧП Традиционно1.Вызов введение в проблему2. Осмысление изучение нового3. Рефлексия закрепление новогоНОВОЕ – это методические приемы, модели уроков, с помощью которых достигается главная идея РКМЧП Семьи:Ростовы, Болконские, Курагины, БезуховыУрок по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».6 шляп = 6 эпизодов.
Герой — Андрей Болконский, потому что это человек аналитического склада умаГероиня - Наташа Ростова, потому что она живет эмоциями. Герой – Пьер Безухов, потому что он доброжелателен, позитивен. Пьер вселяет веру и надежду в своего друга Андрея, боготворит Наташу. Урок по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»«Суд над Раскольниковым» Рефлексия «Письмо герою ( семье героя»), письмо от лица литературного героя по группам в зависимостиот цвета шляп Технология организации проектной деятельностиПроект – специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Метод проекта - комплексный обучающий метод, который даёт возможность проявлять студентам самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. 1. Творческие проекты. Проекты, позволяющие обучающимся проявить свои творческие способности. Например, проект «Памятник литературному герою» «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Обучающимся можно предложить одно из заданий на выбор. Для выполнения можно объединяться в группы из 3-х человек по принципу: художник, автор текста, исполнитель.Задание: создать памятник Павлу Ивановичу Чичикову и произнести речь в честь его открытия;создать памятник Манилову и произнести речь в честь его открытия;создать памятник Ноздреву и произнести речь в честь его открытия;создать памятник Михайло Семенычу Собакевичу и произнести речь в честь его открытия;создать памятник Настасье Петровне Коробочке и произнести речь в честь его открытия;создать памятник Степану Плюшкину и произнести речь в честь его открытия 2. Практико-ориентированные проекты. Пример:создание календаря «Времена года», проиллюстрировав его рисунками обучающихся, стихотворениями или отрывками из поэм, прозаических произведений писателей и поэтов «Серебряного века». Могут быть использованы стихотворения Б. Пастернака, С. Есенина, И. Бунина 3. Исследовательские проекты. В зависимости от объекта исследования можно выделить следующие виды исследовательских проектов. Этоработы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, характеристики героя, тематики и проблематики. Например, «Реалистическое и мистическое в романе М. Булгакова « Мастер и Маргарита» 4. Информационные проектыПроекты, позволяющие собрать и систематизировать материал, связанный с изучением литературного течения, направления, жанра. Например, «Символизм как литературное течение», «Поэтика баллады».Использование проектного метода позволяет развить у обучающихся: - познавательные навыки и способность к самообразованию; - способность ориентироваться в современном информационном пространстве;- целеустремленность и настойчивость, способность взять на себя инициативу и ответственность;- критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации. Примеры тем исследовательских проектов: Употребление сленга в «Северном техникуме транспорта и технологий»Потомки Александра Сергеевича Пушкина - участники Великой Отечественной войны
style.rotationppt_wppt_y Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания и приобретают умения творческой деятельности. Студент попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируются прочные умения и знания. (А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»)Фотография Матрены Автор СолженицынКто же она – Матрёна – жертва или святая? Технология Веб-квестОбразовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Веб-квест является новым средством использования технологий в целях создания урока, ориентированного на учеников вовлеченных в учебный процесс и поощряющего их критическое мышление. КОУЧИНГ (англ. соacнing – наставлять, тренировать для специальных целей, репетировать, воодушевлять, готовить к экзаменам, содействоватьКак известно, творчеству научить нельзя. Однако, можно научить творчески учиться, добиваться успеха через новый метод в образовании – педагогический КОУЧИНГКоучинг – это умение личности, создавая осознанность и ответственность в другом человеке, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач.
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить. А.Дистервег Список используемой литературы:1.Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии в преподавании литературы. Практическое пособие для педагогов ОУ. АО ИППК РО 2006г.2.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. Директор школы. – 2005. - № 43.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. – СПб. :КАРО,2009.4.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно – воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 20085.Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. - 2008 № 2 6.Формы профессионального обучения педагогов: мастер – классы, технологические приемы \авт.-сост. Т.В.Хуртова. – Волгоград: Учитель,2008. Вдохновения в работе! Спасибо за внимание!